СЕМИНАРЫ

В конце сентября состоялся очередной семинар РОЦИТ, посвященный теме “Интернет-сообщества в российском Интернете”. Мероприятие, которое вел исполнительный директор РОЦИТ Джан Хан-Магомедов, открылось выступлением Елены Колмановской (“Яндекс”, www.yandex.ru), отметившей: четкого понимания, что представляет собой Интернет-сообщество, пока не выработано; проект “Пиво” (beer.yandex.ru) дает компании “Яндекс” возможность это понять и выяснить наилучшие модели формирования такого сообщества. По определению г-жи Колмановской, сообщество - это стабильный контингент пользователей, постоянно встречающихся друг с другом, которое в идеале должно быть самовоспроизводящимся. Существует проблема критической массы сообщества, что подразумевает необходимость наличия определенного количества пользователей для поддержания обмена информацией. Для сообщества характерно расслоение по уровню навыков в какой-либо области: “гуру” советуют “чайникам”, а “чайники” спрашивают “гуру”.

Юрий Медницкий из РИА “РосБизнесКонсалтинг” (www.rbc.ru) рассказал об Интернет-чатах на примере чата “Кроватка” (www.krovatka.ru). Он сообщил, что в данный момент имеющиеся в Рунете чаты базируются на трех принципиально разных технологиях, которые условно можно назвать CGI-чатами, Java-чатами и чатами, основанными на технологии “Кроватки”. Технология “Кроватки” - это Интернетсервер, оптимизированный под специфику задачи. Благодаря этому достигнуты такие показатели, как тысячи одновременно активных пользователей и сотни активных каналов. Как заметил г-н Медницкий, существует массовое заблуждение, что Интернет-чаты являются якобы прибежищем людей, которым больше нечем заняться. На самом деле средний посетитель проводит в чате около двух часов в сутки в свободное время и его основная цель - расширить круг общения. Современная цивилизация сначала разобщила людей, сделав их одинокими, а затем породила новый вид связи, уничтожающий расстояния и безотносительный к физическим качествам человека. Леонид Делицын из компании “Тенёта-Ринет” (www.teneta.rinet.ru) посвятил доклад литературным сообществам в Рунете. Существует даже жаргонный термин “Рулинет”, который описывает весь комплект литературной жизни в Рунете: библиотеки, онлайн-версии толстых журналов, энциклопедии, сайты популярных писателей, игры, викторины, места, где можно опубликоваться, журналы, архивы, места для общения, а также клубы, форумы и конкурсы. Докладчик подробно осветил историю Рулинета, начавшуюся в 1993 г. с релкомовских новостных групп, а также затронул вопрос посещаемости сайтов литературных сообществ. Алексей Повышев из компании ALP (www.alp.ru), посвятил свой доклад женским сетевым сообществам на примере сайта 7ya.ru (www.7ya.ru), 80% посетителей которого составляют женщины возраста 21-30 лет, причем 66% имеют высшее образование. Особенности этого сообщества - обилие “деликатных” и “вечно живых” тем (семейные отношения, дети, здоровье), эмоциональность в общении, относительно высокий культурный и образовательный уровень. На сайте предпринята попытка максимально развить клубную систему, введена возможность размещать сообщения без регистрации, внедрены формальные правила, стимулируются встречи участников в офлайне.

Владимир Волошин из “Рамблера” (www.rambler.ru) представил два проекта компании - “Мама.Ру” (www.mama.ru) и “Доктор.Ру” (www.doctor.ru), отметив, что Интернет-сообщества влияют на все этапы принятия решений, помогают осознать проблему и выбрать наилучшие варианты ее разрешения, что имеет особое значение в сфере заботы о здоровье.

Во второй части семинара прошел круглый стол, на котором своими мнениями поделились и ответили на вопросы слушателей Федор Кравченко (“Интерньюс”, www.internews.ru), Андрей Себрант (“Лайкос”, www.lycos.ru), Артем Шадрин (“Российская сеть информационного общества”, www.isn.ru), Елена Колмановская, Никита Корзун (РИА “РосБизнесКонсалтинг”), Алексей Повышев и др. Прямая трансляция семинара осуществлялась на видеопортале “Россия от А до Я” (www.a-z.ru).