Перспективы ASP-услуг на Западе и в России. Мнения российских поставщиков деловых предложений
Елена Монахова,
Владислав Боркус
Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 38/2001, с. 26.
5. Обеспечение конфиденциальности данных о деятельности компании - это основная проблема. Современные технические средства и программные продукты позволяют гарантировать необходимый уровень защиты. Решение задачи об обеспечении конфиденциальности данных лежит в методологической плоскости. Допускаю, что у компаний может быть информация, которую необходимо скрывать из конкурентных соображений. Но это информация аналитического характера, меняющаяся довольно плавно. Ее в конце концов можно оставить у себя, на собственном сервере. Таким образом, корпоративную информационную систему можно разделить на две части: оперативный учет, систему управления текущими производственными процессами отдать на ASP, а аналитику держать у себя.
Еще одно опасение в отношении “третьих лиц” связано с государством. Что будет, если люди в черных масках придут в центр коллективного доступа за одним из его клиентов? Тут сомневаться не приходится: опечатают и унесут с собой все серверы, остановив бизнес всех клиентов центра. Но подобные действия властей - это палка о двух концах. Пострадавшие молчать не будут и предъявят коллективный иск органам. А прецеденты выигрыша судебных процессов у властей в России уже существуют. К тому же центр коллективного доступа может находиться и за границей.
6. Что касается планов, то компания Sterling Group готовится к выходу на рынок ASP. В качестве полигона для обкатки модели используем девять своих региональных филиалов и центральный офис в Москве. Все они связаны ERP-системой SAP R/3. А недавно открыли филиал в Женеве - специально для проверки возможностей дистанционного управления офисом. Ведутся консультации по вопросам страхования рисков. Прорабатывается пилотный проект ASP на базе продукта Oracle E-Business Suite.
О трудностях роста
Сегодняшнее внимание игроков российского ИТ-рынка к проблеме ASP можно охарактеризовать журналистским термином “вхождение в тему”. Убедившись за последние годы, что раскрученные западные технологии рано или поздно добираются и до России, наиболее предприимчивые отечественные компании, выждав пару лет, сейчас отважились на эксперименты с ASP-моделью, сделав выводы из взлетов и падений западных коллег. У первопроходцев все выше - и прибыли, и риски. Тем и привлекательна эта позиция. Однако в условиях, когда местный рынок ASP-услуг еще не сформирован (ни в смысле спроса, ни в смысле предложений), у фирмы Data Fort, демонстрирующей отчаянную смелость, есть равные шансы получить как сверхприбыль, так и мешок разочарований. Тем более что самая заинтересованная в продвижении ASP-модели сторона, на наш взгляд, - участник, находящийся в самом низу пирамиды, - поставщик оборудования (в случае с Data Fort в этой роли выступает Cable & Wireless). Его технологии наиболее отработаны, а доходы наиболее прогнозируемы, в то время как остальным участникам ASP-схемы придется потрудиться, чтобы получить свои денежки. Интерес у вендора приложения на первых порах может быть совсем небольшим - много головной боли по оформлению отношений с ASP-провайдером при минимальных дивидендах. Больше маркетинговая погремушка, чем источник дохода (если не отыгрываться на сопутствующем консалтинге).
Для потенциальных клиентов остается тоже довольно много темных пятен на светлом образе ASP:
- отсутствие технической инфраструктуры в масштабах страны;
- опасения относительно утечки конфиденциальных данных;
- сомнения по поводу целесообразности использования ASP в условиях “разноцветного” российского бухучета;
- юридические сложности: неясно, кто будет отвечать за пропавшие данные о миллионных сделках, если страхование рисков в российских условиях не предусмотрено;
- неумение правильно прописать ответственность сторон в договоре о качестве обслуживания (SLA) и пр.
Потенциальные поставщики ASP-услуг, демонстрируя талант опытных психологов, пытаются развеять эти страхи, что далеко не всегда получается убедительно. Но в том и заключаются трудности роста. Рынок только начинает погружаться в новую тему.