Юридическая фирма выплатит полмиллиона рублей в качестве компенсации за нарушение авторских прав
25 сентября Арбитражный суд Москвы признал факт нарушения авторских прав корпорации Microsoft обществом с ограниченной ответственностью “Мастерстафф глобал консалтинг” (это ООО предоставляет юридические и туристические услуги), которое использовало в своей работе нелицензионные программы Microsoft.
Суд удовлетворил иск и обязал ответчика выплатить корпорации в качестве компенсации за нарушение ее авторских прав сумму, равную 5000 минимальных размеров оплаты труда, т. е. 500 тыс. руб. Кроме того, ООО “Мастерстафф глобал консалтинг” должно выплатить штраф в пользу государства в размере 10% от суммы компенсации правообладателю, т. е. 50 тыс. руб., и покрыть судебные издержки.
Началось же все так. 27 февраля сотрудники милиции проверили компьютеры, работающие в фирме, и обнаружили, что на них установлены программные продукты Microsoft. Лицензионные соглашения на право их использования руководство компании представить не смогло.
Интересно отметить, что сумма, которую суд обязал “Мастерстафф глобал консалтинг” выплатить правообладателю, существенно превышает стоимость программ Microsoft, незаконно использовавшихся в работе компании. Вот как объясняет этот факт юридический представитель Microsoft в России Лев Симкин: “В данном случае речь идет не о возмещении убытков, а о компенсации, и закон позволяет взыскать в таких случаях с ответчика до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда независимо от того, какое количество программ было использовано”.
Руководитель отдела стратегических проектов представительства Евгений Данилов утверждает: “Московское представительство Microsoft имеет возможность напрямую связаться с руководством организации, если нам стало известно о вероятном нарушении ею авторских прав корпорации, и предупредить о возможных последствиях использования нелегальных программных продуктов. После беседы с нами многие компании проводят ревизию ПО и изымают нелицензионные копии. В случае с ООО “Мастерстафф глобал консалтинг” проверка была осуществлена по инициативе правоохранительных органов, и у нас не было возможности предварительно переговорить с этой компанией. Вполне вероятно, что прямой контакт с руководством фирмы позволил бы избежать и проверки, и последовавшего за ней судебного разбирательства”.
Прокомментировать данное событие мы попросили юристов “Гаранта”. Вопросы были сформулированы так:
1. На каком основании милиция имеет право проникать в помещения фирмы и требовать предъявления лицензий на используемое ПО?
2. Какие документы сотрудники милиции обязаны предъявить фирме, в которой проводится исследование программных продуктов на лицензионность?
3. Имеют ли право “обыскиваемые” знать, кто именно на них “настучал”?
А вот каков был ответ.
На основании п. 25 ст.11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I “О милиции” сотрудники правоохранительных органов при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, имеют право: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые любыми организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности (кроме помещений иностранных дипломатических представительств и тех помещений консульских учреждений иностранных государств, которые являются местом работы исключительно сотрудников этих учреждений), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их; получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения.
Сообщать руководству проверяемой организации источник своей осведомленности о возможном нарушении законодательства представители правоохранительных органов не обязаны.