Окончание. Начало см. PC Week/RE, № , 42/2001.
Еще раз об MRP II...
Беседуя на выставке с представителями фирм - поставщиков ERP-систем, я задавала многим один и тот же вопрос: “Существуют ли у вас проекты по внедрению, в которых дело дошло до планирования производства (т. е. до контура MRP II)?”. В подавляющем большинстве случаев ответ был отрицательным. Лишь на одном стенде мне уверенно ответили: “Да, на Чебоксарском заводе электроники и механики (ЗЭиМ, www.zeim.ru) у нас в полном объеме уже работает MRP II в рамках системы MAX”. Так заявил Сергей Андреев, ведущий консультант научно-технического центра производственных систем казанской фирмы ICL-КПО ВС. По моим данным, это первый в нашей стране выход предприятия на рубеж MRP II, с чем можно поздравить и казанцев, и чебоксарцев, и всю Россию (если я ошибаюсь, и на каких-то предприятиях есть аналогичные достижения, то готова так же восторженно сообщить о них на страницах PC Week/RE).
О ходе проекта на ЗЭиМе (типичное дискретное производство на заказ) мы уже неоднократно писали (см. PC Week/RE, № 9/99, № /99). Важным достижением этого года стал охват всех задач по планированию ресурсов производства (в том числе с привязкой к финансовым показателям) и стыковка с установленной на предприятии САПР - системой Teflex.
Кстати, на семинарах, проведенных ICL-КПО ВС на выставке “Управление”, было представлено новое решение фирмы, предусматривающее интеграцию белорусской системы “Интермех” (комплексной системы проектирования, охватывающей полный цикл работ от конструирования до технологической подготовки производства) с ИСУП MAX.
По словам Сергея Андреева, к вопросу о возможности стыковки системы MRP II с САПР можно приступать не раньше, чем через восемь месяцев от начала внедрения ИСУП. А результат подобной интеграции выливается в ощутимый выигрыш в скорости на этапе разработки нового изделия, а также в повышении ритмичности производства, особенно при конструировании на заказ.
Как прозвучало в выступлении Валерия Ромаша, руководителя направления САПР фирмы ICL-КПО ВС, новизна предлагаемого подхода заключается в том, что благодаря ему удается уйти от классического последовательного метода проектирования к параллельному групповому. Кроме этого главного преимущества комплексный подход позволяет оценить экономические характеристики изделия до его изготовления, исключить дублирующие работы и функции, организовать безбумажный документооборот, исключить ошибки в процессе передачи изделия в производство и др.
Объясняя, почему его компания выбрала именно систему “Интермех” (www.intermech.ru), г-н Ромаш прежде всего выделил ее привлекательность по соотношению цена/качество, а также поддержку отечественных стандартов (ЕСКД и ЕСТД).
И все же, на мой взгляд, ключевое отличие этого решения от других не в его оригинальности или каком-либо технологическом превосходстве, а в том, что описанная выше интеграция уже осуществлена, в то время как многие другие ERP-поставщики сообщают, что это “принципиально возможно” и “особых трудностей не представляет”.
Одна из хороших традиций ICL-КПО ВС - привозить на выставку “Управление” какого-нибудь “действующего” заказчика, готового рассказать о своем опыте освоения системы MAX, сложностях и достижениях внедрения ИСУП. В этот раз “на сладкое” был подан проект на химическом заводе “Каустик” (г. Стерлитамак). На предприятии сегодня работает около 8 тыс. человек и выпускается более 100 наименований продукции (в частности, на его долю приходится 100% рынка синтетического глицерина, хлористого алюминия и полиэлектролита, выпускаемых в России).
Владимир Зуев, начальник службы АСУ завода “Каустик”, продемонстрировал на семинаре информационную систему для руководителя, являющуюся надстройкой над системой управления ресурсами предприятия MAX и работающую в реальном масштабе времени. Если судить по представленным г-ном Зуевым экранам, эта система, разработанная сотрудниками отдела АСУ завода, может претендовать на роль “мечты” любого директора. Идеально спроектированный (без лишних деталей) графический интерфейс не дает запутаться даже самому неискушенному пользователю - на экране присутствуют всего несколько кнопок с понятными названиями: “План и производство”, “Закупки”, “Продажи”, “Финансовое состояние”, “Информация по банкам”, “Наличие сырья и ТМЦ на складе”. И, что ценно, все это получается из реально работающей ИСУП, информация в которую в оперативном режиме поступает из производства. Об удобстве и наглядности подачи информации в таком виде можно судить по экранам, представленным на рисунках.