Статья только в электронной версии журнала
В ожидании будущих сокращений специалисты ИТ совершенствуют и сертифицируют свои знания и навыки
Стоит ли ваш сертификат бумаги, на которой отпечатан?
Ответ зависит от того, кому этот вопрос адресован. Джеймс Котуикки, например, уверен, что два его сертификата свидетельствуют о несомненных способностях своего владельца. Котуикки обладает сертификатами A+ (удостоверяет наличие разнообразных знаний по аппаратному и программному обеспечению на уровне техника по обслуживанию компьютеров) и Network+ (подтверждает технические познания в области компьютерных сетей без ориентации на продукцию конкретного производителя в объеме, соответствующем уровню человека, профессионально работающего в данной области в течение 1,5-2 лет).
“Наличие у человека сертификатов свидетельствует: он сделал все необходимое для получения документов, подтверждающих его квалификацию: прочитал гору книжек, прослушал множество лекций и сдал практические экзамены, не пожалев времени на достижение высокой цели, - полагает Котуикки, занимающий должность младшего аналитика в крупной банковской компании. - Я знаю, чего стоит сдать экзамен. Возможно, это и не самая сложная задача, но определенно отнимающая много времени”.
А вот несколько мнений совершенно иного порядка.
Стив Фарр, обладатель сертификата Microsoft Certified Professional и помощник сетевого администратора в фирме Salerno/Livingston Architects (Сан-Диего, шт. Калифорния), считает предмет гордости Котуикки по существу макулатурой: “Получить A+ очень легко, и я не думаю, что такой сертификат способен на кого-то произвести впечатление. То же можно сказать и о Network+”.
И даже сертификат Microsoft Certified Systems Engineer рискует остаться без положительного отзыва, если вы решитесь спросить о нем кого-нибудь вроде Сина Фенга. Этот бывший сетевой администратор из фирмы Porter Novelli International (Сан-Хосе, шт. Калифорния), специализирующейся на предоставлении услуг по поддержанию связей с общественностью, был недавно уволен. Поможет ли ему сертификат вернуть работу? Ни в малейшей степени. “Ну есть у меня MCSE. И что из этого? - сокрушается Фенг. - Да нас таких пруд пруди”.
Очевидно, что с ростом разнообразия различных ИТ-сертификатов, а также числа получивших их специалистов ИТ-профессионалам и работникам отделов кадров становится все труднее определять, какие из этих документов представляют действительную ценность, а какие являются простыми бумажками. А значит, прибегая к документальному подтверждению своей квалификации для страховки от неожиданностей в условиях экономического спада, работникам ИТ следует хорошенько подумать над тем, на что они решили потратить свое время и с трудом заработанные деньги. Не все сертификаты равноценны, и не все кадровики придают им большое значение. Так, по словам Дэвида Фута, управляющего партнера в исследовательской компании Foote Partners LLC (Нью-Кейнан, шт. Коннектикут), предприятия демонстрируют прямо-таки вопиющее пренебрежение традиционными сертификатами начального уровня, такими, как A+ или MCP. Сегодня эти знаки отличия сулят их обладателям намного меньшие прибавки к заработной плате, чем всего еще год назад.
“Предприятия, - констатирует Фут, - не вознаграждают своих сотрудников за получение сертификатов начального уровня. Они предпочитают вкладывать деньги в опытных работников, а не в новообученных”.
Не дают оснований рассчитывать на увеличение суммы еженедельных чеков и сертификаты по разработке приложений и языкам программирования (выдаваемые, например, корпорацией Lotus Development и фирмой Sun Microsystems), а равно по различным Web- и Интернет-специализациям.
В то же время для нанимателей пока еще сохраняют привлекательность документы, свидетельствующие о более высоких уровнях квалификации в области работы с СУБД, выдаваемые корпорациями Oracle, Microsoft и IBM.
Резюме: сертификация может лишь помочь сохранить неплохую работу тому, кто ее имеет.
Но главное, что следует иметь в виду, - квалифицированные технические специалисты всегда нужны, независимо от сокращений штатов или экономических трудностей. Как показало исследование, проведенное корпорацией IDC (Фреймингхем, шт. Массачусетс) чуть более полугода назад, численность сотрудников корпоративной ИТ-службы определяется в первую очередь уровнем их квалификации и заметно меньше на нее влияют другие факторы: объем сетевого трафика, количество конечных пользователей, основная целевая аудитория корпоративного Интернет-представительства (клиенты или поставщики, например) и т. п. Чем выше квалификация специалистов ИТ, тем меньше штат.
Эта значимость уровня квалификации, возможно, как раз и объясняет взрывоподобный рост числа предлагаемых сертификаций в области ИТ. В опубликованном Foote Partners отчете “Hot Technical Skills / Certification Pay Index” (“Пользующиеся спросом технические специальности / Особенности оплаты сертификации”) за II квартал 2001 г. названо 15 новых сертификатов, появившихся после IV квартала предыдущего года, включая CompTIA I-Net+ Internet technician, CCA (Citrix Certified Administrator) и Compaq Master ASE (Accredited Systems Engineer). Полный текст отчета можно найти на узле www.footepartners.com.
Действительно поколеблены важнейшие для экономики стройиндустрия и автомобилестроение, а рынок ИТ-сертификации чувствует себя замечательно, демонстрируя ежегодный прирост примерно на 15% по всему миру (согласно данным IDC). Никакой случайности в этом нет: специалисты утверждают, что двойственность подобного рода всегда была присуща отношению ИТ-профессионалов к сертификации. Когда жизнь становится тяжелее, тот, кто не боится трудностей, сертифицируется. “Что касается рынка сертификатов в целом, сильного спада здесь пока нет, - утверждает аналитик из IDC Майк Бреннан. - Люди запасаются ими как валютой, которую можно будет выгодно обменять на новое рабочее место. Если вы можете с помощью сертификата убедить кого-то, что владеете базовыми навыками, это оправдывает затраты на его получение”.
Технический директор в банке BayShore National Bank (Ла-Порт, шт. Техас) Билл Стейпелфельдт - один из многих, у кого именно такое двойственное отношение к сертификатам. Когда готовилась эта статья, он как раз планировал сдать экзамен на MCSE Windows 2000. Этот документ определенно пригодится ему в дальнейшей работе в BayShore, являющейся с нынешнего марта составной частью банка SouthTrust Bank, который планирует в будущем году перейти на Windows 2000. Стейпелфельдт уже подписал контракт на работу в объединенной компании до конца декабря и имеет все шансы сохранить это место за собой и в дальнейшем.
Если же дело обернется иначе, он рассчитывает, что сертификат MCSE Windows 2000 пригодится ему на рынке труда. “Сегодня, - рассуждает Билл, - Windows 2000 - очень важная вещь. Я знаю множество компаний, раздумывающих над переходом на Windows 2000 с прежних версий NT или с других операционных систем. Специалист по этому продукту не останется невостребованным”.
Однако стоит заговорить с ним как с менеджером, отвечающим за наем ИТ-специалистов, его вера в силу бумаги с печатью сразу остывает: “Как менеджер ИТ-службы, я всегда ставлю практический опыт выше любой сертификации. Сертификат - это как глазурь на пирожном”.
Хотя многие ИТ-профессионалы ставят под сомнение ценность сертификатов технологического направления (скажем, MCSE), спрос на курсы обучения и сертификаты, подтверждающие профессионализм ИТ-специалистов в таких неспециальных областях, как работа в коллективе и навыки общения, сохраняется и даже растет - по крайней мере со стороны корпоративного руководства. Потребность в подобных навыках существует уже давно, но в последнее время она становится все более насущной благодаря развитию тенденции “открытости” в деятельности ИТ-служб, которые постепенно поворачиваются лицом от маршрутизаторов к клиентам. “В сфере ИТ появляется все больше компаний, специализирующихся на системной интеграции и предоставлении услуг, - говорит Бреннан из IDC. - Все больше ИТ-профессионалов работают над проектами, осуществляемыми в интересах конкретных клиентов, а не просто обслуживают сеть или операционную систему, используемую внутренними пользователями в своей же организации. Этим специалистам приходится общаться с клиентами, отвечать на их запросы и требования вместо того, чтобы иметь дело с другими сотрудниками той же самой компании”.
Очень многие работают сегодня над курсами по развитию таких неспециальных навыков и соответствующими программами сертификации. Например, некоммерческая образовательная организация Education Development (Ньютон, шт. Массачусетс) занимается созданием инструментария, предназначенного для подготовки студентов к карьере ИТ-специалиста. Старший директор проекта в Центре образования, занятости и кадровых проблем (Center for Education, Employment and Community) при EDC Джойс Малин Смит полагает, что с точки зрения преподавателей, готовящих молодых людей к работе в ИТ-индустрии, перечисленные неспециальные навыки составляют лишь часть базового набора знаний и умений, не нашедших отражения в современных не ориентированных на конкретных производителей программах сертификации.
“Существуют сертификаты для специалистов по компьютерным сетям, Web-мастеров, программистов, - поясняет Смит, - но неудовлетворенной остается потребность в документальном подтверждении того факта, что студенты получили хорошую общую базу для успешной деятельности в среде, где они смогут выработать недостающие специальные навыки на рабочем месте или с помощью специальных программ обучения”.
EDC ведет совместные работы с рядом образовательных учреждений, а также с организациями Information Technology Association of America и National Association of Business с целью идентификации базовых наборов навыков, необходимых для работы в ИТ-индустрии. Из споров между заинтересованными сторонами вокруг на удивление масштабных разногласий по поводу того, что именно следует включить в такую концепцию, родилась модель IT Career Cluster (с ней можно ознакомиться по адресу www.edc.org/EWIT/ITCARMD8.PPT). В настоящее время эта модель проходит экспериментальную проверку в ряде учебных заведений, с тем чтобы окончательно установить, какие навыки необходимо прививать студентам и на каких этапах обучения. Наиболее примечательная особенность новой модели заключается в том, что в ее основу положены неспециальные навыки, о которых предприятия сегодня беспокоятся больше всего: работа в коллективе, понимание отношений работника с нанимателем, коммуникабельность и даже этика.
Специалисты утверждают, что такая модель должна помочь в разрешении сложившейся ситуации, когда принятая система сертификаций как бы оторвалась от действительности.
“Программы обучения, предлагаемые конкретными производителями своим клиентам, могут стать отличным материалом для специалистов сферы образования, разрабатывающих качественные программы обучения по ИТ-направлению. Однако студентам, проходящим начальную подготовку или переподготовку, необходимо еще и введение в тему, без которого вполне обойдутся работники, стремящиеся к служебному росту на своем нынешнем предприятии”, - пояснил помощник директора некоммерческой организации National Workforce Center for Emerging Technolgies (Белвью, шт. Вашингтон) Питер Сафлунд. Эта организация работает над повышением качества производственного обучения по ИТ-специальностям, а также над увеличением объема, разнообразия и улучшением качества предложений по этим специальностям на рынке труда.
Для менеджера по производственному обучению в соответствующем подразделении фирмы Epsilon (Берлингтон, шт. Масачусетс) Дэвида Паскуантонио сдача сертификационных экзаменов ничего не значит. Он уверен, что главное не в том, чтобы сотрудники его компании получили какие-то бумажки, - хотя сами сотрудники частенько, по его словам, выражают недовольство этим подходом, - а в том, чтобы они смогли применить полученные знания на практике. “В Бостонском университете есть курсы по управлению проектами, - приводит пример Паскуантонио. - Мои люди прошли обучение на них, освоили все восемь курсов, но разве то, как это скажется на их дальнейшей работе, зависит от получения или неполучения бумажек с печатью Project Management Institute? Стали ли они хорошими менеджерами проектов? Успех или неудача зависят от того, как они будут использовать полученные знания, оправдают или нет потраченные деньги”.
В значительной мере вся эта суета вокруг сертификатов обусловлена просто скоростью их размножения - совсем как у кроликов. Но иногда работодатели начинают возмущаться еще и тем, что сертификаты, за которые заплачены немалые деньги, в одночасье обесцениваются, например, когда производитель прекращает поддержку той или иной программы - а ведь по ней уже прошло обучение множество людей - и предлагает пройти новые курсы по другим продуктам, которые еще неизвестно, будут ли когда-либо закуплены. В качестве примера можно привести заявление корпорации Microsoft о том, что действие сертификатов Windows NT 4.0 MCSE завершается 31 декабря. Это означает, что в этот день с двенадцатым ударом часов предмет законной гордости тысяч обладателей таких документов превратится в простой клочок бумаги - даже не конфетти, которое можно было бы разбросать на головы окружающим.
Конечно, чем крупнее предприятие, тем больше головной боли порождают технологические перемены, обесценивающие не только сертификаты, но и аппаратное и программное обеспечение.
Компания Boeing, насчитывающая 198 тыс. сотрудников в 25 штатах, - как раз одна из тех организаций, у руководителей которых голова болит часто, - если верить Джерри Бансу, возглавляющему в этой компании направление подготовки докторов наук в области ИТ.
“Бывают ли у нас проблемы с возвращением сотрудников к нормальному режиму работы после развертывания новой технологии? Бывают, и еще какие”, - признает Банс.
По его сведениям, Boeing уже наполовину перешла на Windows 2000. К счастью, эта компания располагает собственной учебной базой. Никаких общепризнанных сертификатов после обучения здесь не выдается; цель работы этого подразделения в другом - подтягивать до необходимого уровня сотрудников, обеспечивающих поддержку ПК и сетей. Кроме того, тесные связи с расположенной по соседству Microsoft позволяют всегда рассчитывать на необходимую помощь.
Однако вернемся к нашим баранам. Кому понравится, что его насильно заставляют переходить на новый продукт или лишают честно заработанных привилегий сертифицированного специалиста?
Как указывает Банс, предприятия оказываются желанными и в значительной мере беспомощными жертвами производителей, которые всегда рады отхватить у них сладкий кусочек. “Сертификация - это бизнес, - философствует Банс. - На ней делаются огромные деньги. Посмотрите, что вытворяют Microsoft, Oracle и другие: с выпуском каждого нового продукта они открывают новый круг сертификации, так что обладателям еще действующих документов приходится возвращаться в учебные центры и снова платить за подтверждение своих знаний. Я не хочу сказать, что это всегда плохо, но некоторые компании слишком увлекаются коммерческим аспектом этой деятельности”.
Есть в росте разнообразия сертификатов и положительная составляющая - та, что помогает предприятиям идти в ногу с технологическим прогрессом.
В качестве примера можно привести сертификацию по конвергенции технологий передачи речи и данных. Такой курс предлагает, в частности, фирма Avaya (Баскинг-Ридж, шт. Нью-Джерси), специализирующаяся на производстве коммуникационной аппаратуры и ПО для построения интегрированных коммуникационных систем крупных предприятий. Кроме того, эта компания оказывает различные услуги (включая консультации, обслуживание по договорам внешнего подряда и предоставление технической поддержки) и выпускает сетевую аппаратуру и ПО.
Avaya - одна из первых компаний, предложивших сертификацию по направлению конвергенции технологий передачи речи и данных. Программа ACACN (Avaya Certified Associate Communications Network) была запущена в ноябре прошлого года. С тех пор появились еще сертификаты ACSCD (Avaya Certified Specialist Communications Design) и ACSCI (Avaya Certified Specialist Communication Implementation).
Для чего они понадобились? “Как компания, мы занимаемся разработкой продуктов, которые все больше вторгаются в сферу конвергенции технологий, - объясняет Карен Вайсс, директор программы маркетинга услуг сертификации ИТ-специалистов. - Предлагаемые нами сертификаты должны привлечь внимание потенциальных потребителей к происходящим на рынке изменениям и дать им возможность содействовать этим изменениям. Существует множество комбинированных программ обучения, к которым начинает появляться интерес”.
Какова первая реакция пользователей? В ней заметна некоторая нерешительность - как и вообще в отношении к сертификатам.
“Год назад мы были в InAAU (одна из групп пользователей продукции Avaya. - Прим. ред.) и говорили о скором запуске этой программы, - рассказывает Вайсс. - Хотя ощущение неминуемости грядущей конвергенции уже витало в воздухе, в тот момент для рынка эта перспектива представлялась еще довольно отдаленной. А уже в июне нынешнего года нам стали говорить: “Да, мы экспериментируем с решениями на основе технологий конвергенции” или “Да, я работаю со средствами передачи данных, и мне нужно войти в курс требований к средствам передачи речи, поскольку это теперь тоже ляжет на мои плечи””.
Подобного рода отклики по поводу сертификатов говорят об уверенности их получателей в том, что эти документы представляют значительно большую ценность, чем бумага, на которой они отпечатаны.
Сокращаемый хватается за сертификат
На волне экономического спада мировой рынок услуг сертификации только поднимается. С 2,2 млрд. долл. в 1999 г. его объемы увеличились до 2,6 млрд. долл. в 2000 г.- годовой прирост 15%. Причина в том, что работники ИТ-индустрии усиленно вооружаются новейшими сертификатами для предстоящих поисков новой работы. Вот данные об увеличении выдачи некоторых наиболее популярных сертификатов:
Источник: IDC