Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

УПРАВЛЕНИЕ Э-БИЗНЕСОМ // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Стоит ли думать о получении диплома MBA (магистр в области управления бизнесом) в эпоху массовой гибели “.com”-компаний?

Электронные компании вышли на заключительный уровень своей собственной печальной игры под названием “Кто выживет?”. Последние струйки венчурного капитала пересыхают одна за другой, и может показаться, что сейчас не самое удачное время для того, чтобы открывать новую программу обучения на диплом MBA со специализацией по э-бизнесу, да еще на исторической родине “.com”-компаний - в Сан-Франциско. Однако именно на такой шаг решилась Уортонская школа бизнеса Университета Пенсильвании, заявившая в начале сентября о программе “Уортон-запад”, рассчитаной на 65 студентов.

Кауфолд из Уортонской школы бизнеса:

“Интерес к бизнес-образованию возрождается”

Возможно, впрочем, что это не такое уж и безумное решение. Начать с того, что множество недогруженных работой сотрудников “.com”-компаний могут сделать для себя вывод, что пора, наконец, получить диплом MBA, от которого они некогда отказались ради призвавшей их - в ту пору такой привлекательной - предпринимательской деятельности. С другой стороны, становится все более ясно, что и в электронной экономике необходимы фундаментальные знания, и получить их можно (во всяком случае те пытаются их давать) в школах бизнеса вроде Уортонской. В недавней беседе с исполнительным редактором-администратором eWeek Джеффом Моудом директор программы MBA в Уортонской школе Филадельфии Говард Кауфолд рассказал о том, что представляет собой программа “Уортон-запад” и какие знания и навыки потребуются, по его мнению, завтрашним руководителям э-бизнеса. eWEEK: В период замедления роста экономики, когда многие специализирующиеся на э-коммерции компании балансируют на грани краха, что побуждает Уортонскую школу распространять свою программу MBA на регион залива Сан-Франциско?

Говард Кауфолд: Мы начали работать в этом направлении уже довольно давно, но как наши специалисты ни сильны в экономическом анализе и прогнозе, предсказать то, что произошло, им не удалось (как, впрочем, и никому другому тоже). Тем не менее нам хватило прозорливости предположить, что э-экономика не всегда будет развиваться столь бурными темпами, как было еще совсем недавно. Несмотря на это мы сохраняем уверенность в том, что на данном направлении сосредоточен огромный заряд новаторства - особенно в областях Интернета и высоких технологий, который непременно проявит себя в длительной перспективе. eWEEK: До какой степени программа, открытая в Сан-Франциско, будет сосредоточена на э-бизнесе?

Г. К.: В Уортонской школе бизнеса читается около 200 различных курсов. В первый год обучения среди студентов проводится опрос, какие факультативы представляют для них наибольший интерес. Мы намерены распространить эту практику и на “Уортон-запад”. Все, кому покажется, что в учебных планах мало э-коммерции, мало предпринимательства, должны получить необходимое в желаемых объемах. eWEEK: Как вы думаете, насколько сильного акцента на э-коммерции ваши студенты будут требовать теперь?

Г. К.: Мы провели некоторое первоначальное обследование рынка... насчет того, в каких курсах они действительно заинтересованы, и результаты получились очень любопытными.

Главные две темы, интересовавшие их, - руководство (в стратегическом плане. - Прим. ред.) и управление. Где-то на четвертом месте оказались вещи, которые можно счесть имеющими отношение к э-бизнесу. Насколько я себе представляю, разница между “Уортон-западом” и тем, что мы делаем на Восточном побережье, должна оказаться намного меньше, чем можно было бы ожидать. eWEEK: И как вы расцениваете выявленный интерес к руководству и администрированию?

Г. К.: Три года назад очень многие представители э-бизнеса говорили нам: “Ну что тратить время на получение диплома MBA? Вот реальные возможности, и нужно ловить момент”. Будто вокруг деньги росли прямо на деревьях - только рви... Кстати, коротко на ваш первый вопрос я бы мог ответить так: “Сегодня как раз оптимальный момент для открытия новой программы обучения на диплом MBA”. Не знаю, прав я или нет, но думаю, что сегодня фундаментальные навыки ведения бизнеса снова в цене... И это вполне объяснимо: каким бы делом человек ни руководил - электронным или чем-нибудь из “старой экономики”, - знания, полученные при освоении курса MBA, всегда пригодятся. eWEEK: Не могли бы вы перечислить некоторые основные наборы навыков и образовательных дисциплин, которые будут необходимы для руководства э-бизнесом в предстоящие несколько лет?

Г. К.: По всей вероятности, ваш вопрос следует понимать так: в чем мне видится отличие будущих конкурентных преимуществ от нынешних? Вот, предположим, вам удалось создать Web-узел, привлекший к себе клиентов. Это замечательно. Однако через три месяца кто-нибудь может создать другой ему подобный. Какие здесь конкурентные преимущества? Или, если сразу ставить вопрос ребром, на чем делать деньги? Стоит ли привлечение клиентов таких затрат, удастся ли вам создать и поддерживать трафик, который будет себя оправдывать? Как раз здесь мы можем видеть точку реализации традиционных принципов ведения бизнеса в новой экономике. Уже существуют теоретические проработки по таким задачам, как управление аукционными Web-узлами и использование накопленных данных в интересах клиента. Системы управления отношениями с клиентами (customer relationship management, CRM) уже приносят реальную пользу. Но, с другой стороны, известно множество историй о компаниях, тратящих огромные деньги на ИТ и получающих очень малую отдачу. Я думаю, это как раз те, кто весьма нуждается в деловом образовании, в знаниях, позволяющих оценивать инвестиции различного рода, определять, что в действительности способно дать то или иное конкурентное преимущество. eWEEK: Что может Уортонская школа предложить такого, чего не дают Стэнфордский университет, Университет Южной Калифорнии в Беркли и другие учебные заведения Западного побережья?

Г. К.: Первое, о чем необходимо сказать, - это то, что мы с огромным уважением относимся к названным вами университетам... Просто у нас и у них совсем разные учебные программы. В Стэнфорде вообще не готовят исполнительных руководителей с дипломом MBA; что же до остальных, то высококачественная учебная программа, предлагаемая нами в регионе залива Сан-Франциско, будет отличаться адресностью: к нам придут совсем другие люди совсем из других рыночных сегментов.

В Беркли есть лишь курс вечернего обучения на диплом MBA. Так что, по крайней мере в настоящее время, никакое иное заведение не имеет программы, охватывающей столь широкий контингент потенциальных студентов вверх и вниз по Западному побережью и рассчитанной на их реальные возможности... Кроме того, у нас есть крупный штат научно-преподавательского состава - около 200 человек, причем 75 из них занимаются исследованиями в нужных областях и примут участие в проекте по созданию отдельного направления э-бизнеса в рамках нашей школы. В Стэнфорде на э-бизнесе специализируется примерно столько же сотрудников... Мы считаем, что сможем очень многое сделать, даже несмотря на то, что являемся здесь “агентами Восточного побережья”.

Версия для печати