КОЛОНКА РЕДАКТОРА. ИТОГИ ГОДА

Отправляясь в дорогу, никогда не знаешь, с каким результатом придешь к финишу. Особенно если движешься не по шоссе, а по жизненному пути. Сегодня, когда пушистый сверкающий занавес медленно опускается на сцену в финале пьесы “2001”, мы, спохватившись, что незаметно отмахали еще один исторический виток, начинаем сопоставлять желаемое с действительным, план с фактом, дебет с кредитом. Чему-то радуемся, чему-то огорчаемся.

Пожалуй, российский рынок корпоративных информационных систем и сопутствующего консалтинга (управленческого, внедренческого и пр.) по итогам 2001 г. дает больше поводов для радости, чем для печали.

Не буду брать на себя ответственность за абсолютную точность называемых ниже цифр, но качественную картину они, на мой взгляд, дают довольно правдоподобную.

Совокупный объем продаж тяжелого софта (ERP- и ERP-подобных систем) и сопутствующего их внедрению консалтинга, по оценкам различных экспертов, в России приблизился к 100 млн. долл. (во всяком случае, превысил 90 млн. долл). Из них примерно треть приходится на продажу лизензий.

Но для понимания процессов, как известно, важнее не общие цифры, а динамика их изменения. Не побоюсь заявить, что рынок КИС по этой самой динамике держит абсолютное первенство на компьютерном рынке России. Чтобы эти утверждения не выглядели голословными, приведу официальные (и полуофициальные) данные компаний этого сегмента.

- Компания SAP CIS завершила первое полугодие 2001 г. с ростом бизнеса на 52%. Итоги года пока еще не подведены, но ожидания нового руководства (управляющим директором SAP CIS вместо уехавшего Марко Буркхардта стал Дитер Краманн), очень оптимистичны. Не даром же численность всех подразделений SAP CIS за год увеличилась более чем в 1,3 раза и сегодня насчитывает 290 человек.

- Компания TOPS BI отрапортовала о том, что оборот ее подразделения, занимающегося корпоративными системами, вырос в 2001 г. на 120%. Интересно, что теперь фирма, объявившая себя бизнес-интегратором, продвигает две ERP-системы для сегмента крупных предприятий - Baan IV и Oracle Applications. И еще системы среднего класса Exact. При этом сотрудников в КИС-подразделении пока не так много - около 30 человек. В начале следующего года планируется расширить их число до 50 специалистов.

- Российское представительство американской фирмы Front-step сообщило на прошедшей 13 декабря пресс-конференции о следующих годовых достижениях: число клиентов выросло в 2001 г. по сравнению с предыдущим годом в 4 раза, а оборот - в 2,5 раза. Численность сотрудников тоже значительно подросла. Как подчеркнули представители Frontstep CIS, характерной чертой прошедшего года следует назвать появление платежеспособного спроса на новые для отечественного рынка приложения. Уже у трех клиентов Frontstep (их имена, правда, пока держатся в секрете) идет, например, внедрение CRM-модулей. Проекты рассчитаны на 3-6 месяцев и обычно лежат в ценовом диапазоне от 30 до 60 тыс. долл.

- Компания Navision CIS в 2001 г. стала эксклюзивным дистрибьютором систем Navision Axapta и Navision Attain на российском рынке. Она отвечает за локализацию и маркетинг продуктов и работает только через сеть партнеров (т. е. по модели непрямых продаж). В настоящее время у компании около 50 партнеров.

- Число клиентов компании Columbus IT Partner - ключевого партнера Navision CIS по продукту Navision Axapta, выросло в 2001 г. в 2,5 раза. Рост оборота компании составил 143%, причем рост продаж услуг - 148%, софта - 138%. Число завершенных проектов по Navision Axapta - 11 (из них восемь осуществлены сотрудниками фирмы Columbus).

В уходящем году компания активно работала над повышением качества услуг, для чего, в частности, была разработана “неоклассическая” методология внедрения, предполагающая получение первых результатов от внедрения системы уже на первом этапе - примерно через 2-3 месяца. Сокращение сроков внедрения достигается благодаря использованию индустриального шаблона, представляющего собой работающее решение для конкретной отрасли, которое лишь не содержит специфики предприятия. На втором этапе, пока идет работа в шаблоне, строится финальная версия системы.

Доля услуг в обороте Columbus IT Partner в 2001 г. составила 61%.

- Компания “Эпикрус” сообщила о росте оборота на 20%, что на общем фоне выглядит достаточно скромно. По словам президента фирмы Ольги Петерсон, это объясняется большими инвестициями, сделанными в этом году в раскрутку и локализацию нового продукта - немецкой ERP-системы infor:com. В связи с появлением новых линий продуктов в номенклатуре фирмы в ней прошла внутренняя реорганизация и в 2001 г. ее численность возросла более чем на 35%. Сегодня в ней работает 150 человек.

- Отечественным разработчикам тоже есть чем похвалиться. Корпорация “Парус” откровенно воодушевлена результатами продаж своего подразделения, занимающегося КИС (версия “Парус 8.Х”). Только в московском региональном отделении оборот КИС-направления вырос в 2,4 раза. Численность внедренцев при этом увеличилась в 2 раза, а количество клиентов перевалило за 250. Специалисты “Паруса” также отмечают заметный рост интереса к CRM-решениям в России.

- Компания “Алеф Консалтинг & Софт”, разрабатывающая тиражно-заказную систему “Алеф”, построенную по принципу конструктора (наращиваемого ядра), сообщила о росте оборота на 150% и численности компании на 50%. В уходящем году фирма перешла к технологии внедрения с использованием референтных моделей. Такие модели уже существуют для оптовой торговли и для “тяжелых” финансовых систем для нефтегазовой отрасли.

Опираясь на приведенные цифры, можно прогнозировать, что общий рост этого сегмента российского компьютерного рынка составит никак не меньше 35-40%, что значительно превышает показатель западного рынка ERP-систем, где он давно уже держится в пределах 15%.

Результаты в целом, конечно, воодушевляют, но не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, стремительный рост бизнеса (более 25% в год), как пишут в толстых учебниках, опасен. Фирмы, как правило, не успевают справляться с быстрыми организационными перестройками (набрать и обучить новых сотрудников, оптимизировать работу подразделений, удержать на нужном уровне затраты), что тут же сказывается на качестве работы. И клиенты это замечают.

Во-вторых, рост оборота мало о чем говорит. Бизнесмены, естественно, борются не за него, а за прибыль, которую в российских компаниях увидеть, тем более официально, практически невозможно. Правда, вселяет оптимизм тенденция, свидетельствующая о повышении авторитета консалтинга всех видов (стратегического, экспертного, процессного, информационного и т. д.) - наиболее маржинального из всех видов интеллектуальных услуг.

И в-третьих, выраженный экономический подъем обычно наблюдается перед кризисом (типун мне на язык, конечно). Поэтому, вступая в год Лошади, давайте не будем сильно обольщаться успехами и сохраним бдительность, не забывая о страховом запасе и стремясь к управленческому совершенству и адаптивности своих компаний!