Владимир Дрожжинов, Александр Штрик
Окончание. Начало см. PC Week/RE, № 48/2001, с. 31
Состояние и перспективы развития электронных правительств в странах ЕС
Развитию электронных правительств в Европейском Союзе придается большое значение, и это нашло свое отражение в регулярном проведении соответствующих высокоуровневых общеевропейских конференций. В частности, с 29 по 30 ноября 2001 г. в Брюсселе (Бельгия) прошла конференция министров и государственных секретарей стран Европейского Союза и стран, стремящихся вступить в ЕС. Она была посвящена практическому внедрению электронных технологий взаимодействия граждан и правительств (e-Government Applications: From Policy to Practice, http://europa.eu.int/informationsociety/eeurope/egovconf/indexen.htm). Вслед за нею с 3 по 5 декабря в Дюссельдорфе (Германия) была проведена ежегодная конференция и выставка “Технологии информационного общества” (Information Society Technology 2001, (http://2001.istevent.cec.eu.int), на которой были представлены достижения в области НИР и ОКР по пятой рамочной программе ЕС в области ИКТ. Здесь же выставили свои продукты 20 компаний - победителей ежегодного конкурса ЕС в области ИКТ (www.it-prize.org).
В процессе подготовки общеевропейской конференции в Брюсселе было проанализировано 282 проекта по онлайновым административным услугам от всех стран Европейского Союза. Для их оценки была выработана определенная совокупность показателей, в число которых вошли следующие:
- уровень интерактивности, качество доступа для пользователя и время ответа от администратора;
- доступность электронных услуг и их пригодность для использования, включая возможность круглосуточного интерактивного взаимодействия;
- преимущества и выгоды от применения приложения - экономия времени и денег у пользователей, повышение эффективности управления персоналом и снижение затрат у администрации;
- реинжиниринг и повышение эффективности деловых процессов в госорганах;
- влияние предлагаемого электронного сервиса на рост количества пользователей, на повышение осведомленности граждан и др.;
- степень решения ключевых проблем, в частности улучшение показателей безопасности сетевой работы, степень сохранения секретности и т. д.;
- способы реализации предоставляемых услуг, такие, как использование аутсорсинга, организация партнерства государственного и частного секторов.
Члены Европейской комиссии Филип Бусквин (слева)
и Еркки Лииконен на открытии выставки в рамках
конференции “Технологии информационного общества”
В соответствии с перечисленными выше критериями был сформирован перечень из 20 онлайновых административных услуг, причем 12 услуг ориентированы на граждан и восемь - на бизнес. Эти услуги представлены в табл. 8 (см. “Summary Report. Web-based Survey on Electronic Public Services. Results of the first measurement, October 2001” - European Commission, DG Information Society), где также приведены средние по странам ЕС количественные оценки “электронной зрелости” административных услуг. Электронная зрелость измеряется в процентах, причем 100% соответствует случаю, когда административная услуга является полностью электронной, а 0% - полностью ручной. Полностью электронной административная услуга считается в том случае, когда онлайновое взаимодействие возможно на всех четырех последовательных стадиях ее предоставления:
- информирование (предоставляется онлайновая информация относительно административной услуги);
- одностороннее взаимодействие (обеспечена возможность загрузки форм документов);
- двустороннее взаимодействие (обеспечена возможность обработки форм документов, включая аутентификацию);
- проведение транзакций (электронная реализация возможности принятия решений и их доставки, например проведение платежей).
Таблица 8. Перечень административных услуг и степень их
электронной зрелости в среднем по Европейскому Союзу
Из приведенных в табл. 8 данных следует, что электронная зрелость услуг для бизнеса (53%) в среднем выше, чем услуг для граждан (40%). Такая ситуация характерна для большинства стран Европейского Союза. Исключение составляют только страны Бенилюкс, в которых наблюдается обратное соотношение.
Для более детального анализа все перечисленные административные услуги были разделены на четыре функциональные группы:
- генерация дохода. Это услуги, при которых финансовые потоки от граждан и бизнеса направлены в сторону правительства (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, корпоративный налог, таможенные декларации и социальные отчисления работодателей);
- регистрация. Услуги, связанные с оформлением объектных или персональных данных как результат административных обязанностей (регистрация новых компаний, регистрация автомобилей, извещение о перемене адреса, передача информации статистическим органам, регистрация актов гражданского состояния);
- предоставление льгот. Это услуги, позволяющие гражданам и бизнесу получать преимущества или прибыль в обмен на уплату налогов или отчислений (поиск работы, общественное и административное снабжение, социальная защита, поиск в каталогах публичных библиотек, подача заявлений в полицию, предоставление медицинских услуг);
- выдача разрешений и лицензий. Документы, выдаваемые государственными органами власти (персональные документы, документы для поступления в высшие учебные заведения, документы по охране окружающей среды, разрешения на строительство).
В табл. 9 приведено распределение по странам Европейского Союза показателей усредненной степени электронной зрелости каждой из указанных четырех функциональных групп. Анализ данных таблицы приводит к следующим выводам. В целом по Европейскому Союзу максимальная степень электронной зрелости характерна для группы услуг, направленных на рост доходов государства; на втором месте услуги, связанные с извлечением доходов в пользу местных властей. Для скандинавских стран характерен наибольший показатель электронной зрелости административных услуг, направленных на улучшение социально-экономического положения населения (это находит свое отражение в том, что эти страны лидируют по показателям качества жизни граждан). Наименьшая степень электронизации характерна для услуг, связанных с лицензированием и выдачей различных разрешений, что во многом связано с трудностями формализации подобных процедур.
Таблица 9. Средняя степень электронной зрелости функциональных
групп административных услуг в странах ЕС (%)
По результатам работы ноябрьской конференции была принята Совместная декларация министров, названная “э-Правительство - приоритет для Европы”. В ней отмечается, что для ускорения продвижения к европейскому информационному обществу, обеспечивающему экономический рост, повышение занятости и улучшение качества жизни, проблемам формирования электронного правительства должен быть дан более высокий приоритет.
Декларация определила, что фокусирование внимания национальных правительств и органов власти всех уровней на развитии сферы услуг, повышении инновационности своей деятельности и на росте доверия со стороны граждан и бизнеса является существенным фактором формирования динамичного, производительного и демократичного общества. Реализация концепции э-правительства - критический элемент этого процесса - входит в число ключевых тем Плана действий на 2002 г. по программе “э-Европа”.
В Декларации сформулированы основные принципы разработки и реализации электронных правительств.
1. Содействие участию граждан в деятельности электронных правительств. Учитывая, что ИКТ в принципе способствуют укреплению демократии и помогают создавать и развивать различные электронные сообщества, министры будут поддерживать мероприятия, направленные на использование ИКТ в европейских демократических процессах и, в частности, в европейских парламентских выборах 2004 г.
2. Содействие обращению граждан и бизнеса к онлайновым услугам, которые должны быть им легко доступны. При этом необходимо обеспечить граждан и бизнес возможностью самостоятельного выбора подходящих им каналов и путей получения услуг, исключив любую их зависимость от производителей и провайдеров услуг.
3. Содействие организационным изменениям, означающее, что создание эффективных э-правительств потребует внесения изменений в существующую организацию деятельности правительственных органов. Эти изменения могут включать новые внутренние структуры и деловые процессы, организацию обучения и переподготовку персонала, трудоустройство освобождающихся сотрудников и др.
4. Повышение безопасности работы в электронных сетях и доверия к ним. Эти два фактора являются наиболее важными при организации сервиса э-правительства. В связи с этим министры приняли обязательства по усилению в пределах Европы координации действий для обеспечения безопасности сетей, по гарантированию безопасного доступа к услугам э-правительства и по содействию широкомасштабному использованию электронной подписи. Министры обратились к Европейской Комиссии с предложением организовать группу национальных экспертов для поддержки национальных служб идентификации и аутентификации.
Министры рекомендовали Европейской Комиссии разработать механизмы, обеспечивающие повышение согласованности действий между э-правительствами, национальными администрациями и институтами Европейского Союза при выработке общей точки зрения на структуру электронных услуг на европейском уровне.
Заключение
План действий программы “э-Европа” на 2002 г. (Action Plan 2002), разработанный Европейской Комиссией, устанавливает общую стратегию сотрудничества по программе, единые цели стран-участниц, общие принципы и скоординированные механизмы ускорения и расширения масштаба действий, а также содержит конкретные мероприятия с ясными конечными целями:
- для обеспечения дешевого, быстрого и безопасного доступа в Интернет предусматривается закончить либерализацию местной связи и ввести новый регламент регулирования электронных коммуникаций;
- основные усилия, связанные с инвестированием в обучение граждан, предполагается направить на повышение ИКТ-грамотности всего населения стран Европейского Союза путем подключения школ к сетям и оснащения их средствами доступа в Интернет, подготовки необходимого числа преподавателей и развития системы постоянного (пожизненного) обучения, позволяющей сократить разрыв между людьми по уровню квалификации;
- для содействия массовому подключению к Интернету и его использованию намечено создание законченного общеевропейского и национальных рынков электронной коммерции, а также обеспечение онлайнового доступа к общественным и правительственным услугам, причем онлайновый доступ к наиболее существенной информации должен быть обеспечен в 2002 г., а всеобщий онлайновый доступ к большинству видов услуг - к 2003 г. Кроме того, в 2002 г. должны быть кардинально упрощены регулирующие процедуры в сфере бизнеса и разработаны скоординированные между всеми странами механизмы доступа к общественной и правительственной информации.
С авторами можно связаться по э-почте: sadroz@cityline.ru.