РЕШЕНИЯ

Окончание. Начало см. PC Week/RE,№ 2/2002, с. 21.

Интернет-управление для муниципальных образований

Рассмотрим один из современных проектов Интернет-решения для управления муниципальным образованием (см. схему). В нем реализован подход к формированию единой структуры технических, сетевых и программных решений.

На приведенной схеме показана комплексная система управления полным циклом деятельности муниципального образования с использованием online-технологий, интегрируемых с казначейской системой, и централизацией материально-технического снабжения. Особенностями предлагаемого решения являются формализация баз данных по видам деятельности, обеспечение оперативного доступа к справочной и иной информации и оперирование этой информацией в масштабе реального времени.

Суть подхода состоит в следующем. Все информационные ресурсы города или района объединяются и структурируются на Web-портале. Здесь размещаются программные продукты управления основными видами ресурсов: финансовыми (финансирование, бухгалтерский учет, заработная плата, отчетность); материальными (планирование и организация закупок товаров, организация подряда работ и пользование услугами); кадровыми (кадровый учет, издание приказов, отчетность и т. п.); сюда же относятся и базы данных по видам деятельности.

Это тот способ управления информационными ресурсами, который позволяет руководству муниципального образования полностью видеть весь комплекс управления, его болевые точки как в финансовых, так и в материально-технических процедурах и оперативно влиять на него. Наиболее значительный результат проявляется в финансовой сфере: средства экономятся за счет внедрения информационных технологий. Кроме того, полностью видны ответственность и реальный функционал всех должностных лиц, участвующих в управленческой и снабженческой деятельности.

Схема организации централизованных закупок в режиме online может быть следующей:

- программный продукт “Торговая площадка” размещается на Web-портале (сервере) администрации муниципального образования; в локальной сети при этом создается необходимое число рабочих мест для сотрудников централизованной службы закупок;

- для определенного, заранее заданного количества пользователей обеспечивается выход в Интернет по выделенному каналу для функционирования электронной торговой площадки;

- подведомственные организации в рамках утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на основе выделенных или арендуемых каналов связи размещают на Web-портале заявки на снабжение. Распорядители средств формируют сводные заявки, на основе которых служба централизованных закупок определяет общие потребности в товарах, работах и услугах, проводит Интернет-тендеры, выбирает поставщиков и подрядчиков, заключает договоры, выполняет оплату через казначейство и извещает получателей о сделанных закупках. Все это в реальном времени отражается в базах данных Web-портала и - в удобной для него форме - на рабочем месте руководителя.

Основной экономический эффект от такого решения состоит в сокращении операционных расходов на закупку (поиск поставщиков, согласование условий поставок, номенклатуры и т. п.). Резко возрастает и оперативность заключения договоров: теперь на это уходят не недели, а часы. Кроме того, устраняются все финансовые и технические неувязки между структурными подразделениями - пересортица в снабжении, недопоставки и различные сбои во взаимодействии при организации работ подведомственных подразделений, поставщиков и контрагентов. Информационная база данных становится единой, выбор способов и путей решения проблем значительно упрощается, поскольку управление и обмен информацией строятся в масштабе реального времени и поддерживаются единым программным комплексом.

Особенности учетных систем

По-иному в таком комплексе будут работать и системы бухгалтерского, кадрового и прочих видов учета.

Типовая схема работы с Web-централизацией информационных ресурсов будет выглядеть следующим образом:

- Web-портал администрации становится централизованным, единым для всех структур муниципального образования ресурсом. Именно на нем размещаются программы автоматизации бухгалтерского, кадрового и прочих видов учета, а также базы данных бюджетных и хозрасчетных учреждений;

- Web-портал (сервер) и каждое бюджетное учреждение (организация) соединяются каналами связи с Интернет-провайдером;

- в учреждениях устанавливаются компьютеры упрощенной (а следовательно, более дешевой) конфигурации со стандартным программным обеспечением работы в Интернете (Web-браузеры);

- бюджетные учреждения ведут бухгалтерский, кадровый и другие виды учета на главном Web-портале (сервере) администрации, там же формируется необходимая отчетность, которая сразу же становится доступной для определенных подразделений и организаций города (района), имеющих доступ к информационным ресурсам;

- Web-портал (сервер) соединяется каналом связи с информационной системой казначейства;

- бюджетные учреждения через Интернет взаимодействуют с информационной системой казначейства, передавая ей бюджетные обязательства, платежные документы и получая выписки из лицевых счетов.

Существенны и другие качества подобного web-проекта. Построенная таким образом ИСУ дает руководству муниципального образования возможность проводить совещания и видеоконференции со всеми необходимыми организациями, не выходя из рабочего кабинета. Этот способ информационного обмена особенно актуален для принятия оперативных решений по внезапно возникающим вопросам.

Комплексное применение системы управления, основанной на Web-решении, быстро окупает затраты на сам процесс управления (в полном объеме реализуются электронные способы передачи, хранения и использования информации и ведется ее анализ на базе OLAP-технологий), в то же время позволяя сэкономить значительные ресурсы на технике и обучении персонала. Это связано с тем, что в такой системе каждый пользователь выполняет свои узкие, строго очерченные и достаточно несложные функции, а суммарный эффект реализуется на соответствующих уровнях принятия решений в руководстве, где информация накапливается, интегрируется и приобретает высокую социальную значимость.

Следует подчеркнуть, что реализация подобных проектов с Web-централизацией баз данных позволяет наиболее просто охватить практически все вышеперечисленные функции управления финансами. Работы по проекту можно осуществлять поэтапно, сегмент за сегментом. Однако хотя бы одно рабочее место в каждом сегменте следует создать сразу, чтобы быстро запустить систему. Стратегия ее построения и очередность освоения определяются финансовыми возможностями и особенностями муниципальных образований.

От холдингового управления к корпоративному

Необходимо отметить, что процесс автоматизации управления муниципальным образованием объективно не может быть простым; он связан с закупками техники, прокладкой сетей, выбором программных решений, защитой информации, человеческим фактором. Существует множество проблем финансового, организационного и технического характера. Тем не менее внедрение информационно-коммуникационных технологий и в центре, и в регионах необратимо, так как оно вызвано не законотворческой деятельностью, не желанием субъектов управления облегчить себе жизнь, а реальными социально-экономическими потребностями самих муниципальных образований. Потребностями формирующегося информационного общества.

Управление деятельностью муниципального образования

на основе Интернет-решения корпорации “Парус”

Та модель управления, которая характерна для современных российских муниципальных образований, в наибольшей степени соответствует холдинговой структуре, когда в рамках утвержденных сверху лимитов муниципальные учреждения самостоятельно расходуют средства, производят закупки, осуществляют информатизацию и т. д. Переход же на корпоративный принцип управления означает усиление централизации по многим направлениям. Первое - централизация финансовых потоков. Логическим продолжением этого процесса является второе направление - централизация материальных потоков (закупки товара, подряд работ, пользование услугами). Третье направление - создание кадастров для управления муниципальной собственностью и четвертое - централизация информационных ресурсов территории с применением технологий, обеспечивающих существенное сокращение затрат.

Таким образом, реализация концепции корпоративного управления муниципальным образованием включает в себя два основных этапа:

- повышение уровня знаний и образованности персонала, что подразумевает более высокий уровень информационного общения, а также внедрение стандартных учетных процедур и учетных систем, позволяющих этого добиться;

- переход к управлению муниципальным образованием как корпорацией на основе передовых учетных систем.

Специалисты “Паруса”, разрабатывая информационные системы управления для государственных организаций и федеральных структур типа министерства, госкомитета, федеральной службы, в той или иной форме уже сумели в ряде регионов России реализовать первый этап концепции управления городом как корпорацией. И это вселяет уверенность в том, что “движение к корпоративному информационному обществу” в Федерации будет продолжаться и набирать силу.

Об авторе: В. Г. Моисеев - профессор, руководитель Управления корпорации “Парус”.