ПРАВО
Лицензионное соглашение
Лицензионное соглашение является разновидностью уже известного нам договора пользователя с правообладателем. Как показывает практика, у нас к подготовке этих документов юристов привлекают крайне редко. И каков же результат?
Распространенные в России “лицензионные соглашения” обычно составляются на основе простого перевода зарубежного аналога. Поэтому они формулируются с учетом положений зарубежного законодательства (обычно американского) и без учета отечественной базы. Как следствие, половина текста лицензии противоречит действующему законодательству и, соответственно, неприменима. Вторая половина повторяет закон об авторском праве, не регулируя вопросы, которые необходимо было бы определить.
Не пытаясь охватить здесь все проблемы, связанные с составлением и/или прочтением лицензионного соглашения, отмечу лишь главное. В законодательстве об авторском праве одни права и обязанности установлены жестко, а другие - с формулировкой “если соглашением сторон не предусмотрено иное” или “порядок+ определяется соглашением сторон”. Положения лицензионного соглашения могут решать вопросы только второй категории. Все остальное содержание лицензии может только повторять законодательство, в любом другом случае ее положения будут неприменимы, как противоречащие закону.
Таким образом, лицензионное соглашение должно составляться строго в соответствии с действующим гражданским правом и законодательством об авторском праве. Лишь то, что не установлено жестко законом, может определяться в лицензионном соглашении.
Ответственность при нарушении авторского права
“Нарушителем авторского права является лицо, которое не выполняет требований закона в отношении прав правообладателей, в том числе ввозит в Российскую Федерацию экземпляры программы для ЭВМ, изготовленные без разрешения их правообладателей” - такое непростое определение нарушителя дается законом. Конечно, можно спорить о его несовершенстве, тем не менее “закон есть закон”, и будем ему следовать. Кстати, повторное и внимательное прочтение этого определения обычно снимает множество вопросов о том, что является нарушением авторского права.
Российское законодательство предоставляет широкие возможности автору (правообладателю) для восстановления его нарушенных прав, в частности, он может требовать:
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- возмещения причиненных убытков, в размер которых включается сумма доходов, неправомерно полученных нарушителем. Под убытками понимаются: а) расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; б) утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб); в) неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы;
- выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Нужно иметь в виду, что хотя в Законе “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” предусмотрена для подобного случая компенсация в сумме от 5000 до 50 000 МРОТ, следует скорее применять ст. 49 Закона “Об авторском праве и смежных правах”. Таким образом, правильнее утверждать, что автор программы (иные правообладатели) вместо возмещения убытков или взыскания незаконно полученного нарушителями дохода вправе требовать выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 МРОТ, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда;
- принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой прав автора (их неполный перечень дается в ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца. Нелегальные экземпляры программного обеспечения подлежат обязательной конфискации, в дальнейшем они уничтожаются или передаются обладателю авторских прав по его просьбе. Как правило, при этом также конфискуются материалы и оборудование, используемые для изготовления и воспроизведения незаконных экземпляров программного обеспечения.
Административная ответственность
В ст. 7 Закона “Об авторском праве и смежных правах” программы для ЭВМ приравнены к литературным произведениям, поэтому можно говорить о применимости к нарушителям авторских прав ст. 150.4 (“Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм”) Кодекса РФ об административных правонарушениях. Она устанавливает, что: “Продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если:
- экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, или
- на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей, или
- на экземплярах произведений или фонограмм уничтожен либо изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные обладателем авторских или смежных прав, -
- влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, -
- влекут наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.
Конфискованные+ экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению+ за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе”.
Следует отметить, что при продаже нелицензионных программных продуктов нарушается, кроме прав автора, и Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. В законе предусмотрена ответственность за недобросовестную конкуренцию, под которой понимаются “любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации”. Формами недобросовестной конкуренции являются:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
В случае нарушения антимонопольного законодательства (при продаже контрафактных программных продуктов) нарушителя по предписанию антимонопольного органа обяжут прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, провести реорганизацию в форме разделения фирмы или выделения из нее ряда подразделений с соблюдением установленных условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.
Уголовная ответственность
Весьма серьезная ответственность за нарушение авторских прав установлена Уголовным кодексом Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 146 УК РФ (“Нарушение авторских и смежных прав”) карается “незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб”.
Ст. 180 УК РФ предусматривает ответственность за “незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб”, а также за “незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб”.
В рассматриваемых статьях уголовная ответственность наступает при нанесении “крупного ущерба”, его критериями являются: размер причиненного ущерба (обычно от 10 МРОТ), количество потерпевших, степень нарушения прав гражданина, тяжесть причиненного морального вреда.
При нарушении авторских прав, а также при создании “вредоносных” программ могут быть совершены преступления, указанные и в иных статьях УК РФ, в частности в ст. 272 (“Неправомерный доступ к компьютерной информации”), ст. 273 (“Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ”), ст. 274 (“Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети”).
Вместо заключения
Краткий экскурс в сферу авторского права показал, что говорить о глобальных пробелах в законодательстве об авторском праве (применительно к ПО) нельзя. Зато, к сожалению, можно говорить о пробелах в правовых знаниях как авторов, так и пользователей. Огорчает распространенное в нашем обществе нигилистическое отношение к вопросам авторского права, пренебрежительное отношение к чужому творческому труду.
Тем не менее существующая правовая база позволяет автору эффективно строить свои взаимоотношения с партнерами и конечными пользователями продукта, а достаточный уровень знаний в сфере защиты авторских прав дает возможность успешно компенсировать затраты на выявление и пресечение действий нарушителей.
Приведенный в предыдущем разделе перечень оснований ответственности не является исчерпывающим, и в зависимости от характера противоправных действий и наступивших последствий можно смело рассчитывать на наказание, соответствующее совершенному деянию. Считается, что с помощью компьютера можно совершить любое (предусмотренное уголовным кодексом) преступление, кроме изнасилования. Впрочем, если вам приходилось за день несколько раз переустанавливать, например, операционную систему, то и в существовании подобного исключения можно усомниться.
Краткий анализ законодательства в рассматриваемой области с успехом позволяет развеять устоявшееся мнение о ненаказуемости нарушений в области авторского права. Очевидно, что законодательная база достаточно разработана, чтобы уже сейчас можно было надежно защищать свои творения (не только программно-аппаратными, но и правовыми методами) от постороннего посягательства и эффективно карать нарушителей.
Все это не отрицает актуальность совершенствования систем защиты программного обеспечения от пиратского посягательства. Поэтому, думаю, вскоре создатели программ найдут иные пути защиты своих интересов. Например, не исключено, что ПО будет распространяться бесплатно, а авторы будут получать доход от внедряемой в него рекламы+
Возможны и другие методы. Герой фильма “Место встречи изменить нельзя” утверждал, что с преступностью покончат карательные органы. Хочется верить, что и в сфере защиты авторского права они порадуют нас не меньше, чем зрителя менты из последних российских сериалов.
Дополнительную информацию можно получить на сайте автора www.internet-law.ru.