ВЫСТАВКИ

Крылатую фразу “жить стало лучше, жить стало веселее” отечественные бухгалтеры могут повторять, иронически улыбаясь, в начале каждого календарного года. Не успели пережить кризис - грянула проблема Y2K; 2001 г. принес 23-ю и 24-ю главы Налогового кодекса, а с ними - массу нововведений в уплате налогов (единый социальный налог, плоскую шкалу подоходного, новые ставки акцизов и пр.) и активную работу по подготовке к переходу на новый план счетов. Только все попривыкли к этой новаторской идее, как на повестке дня со всей серьезностью возникли 25-я глава Налогового кодекса и введение налогового учета. В общем, недаром участники компьютерного рынка (точнее, его софтверного сектора) шутят о том, что наиболее эффективными мерами по поддержке этой индустрии со стороны государства является активная деятельность законодателей и профильных министерств (Минфина и МНС) по совершенствованию и модернизации отечественного бухучета.

По традиции - вначале цифры и факты

Наша ежегодная таблица участников выставки “Бухучет и аудит” увеличилась еще на одну строку, касающуюся года нынешнего, и теперь выглядит так (см. таблицу, с. 2).

_____

*1. По каталогу - 98.

*2. По каталогу - 133.

*3. В скобках приведено число фирм, которые, помимо своей основной деятельности (аудит, разработка ПО, юридические и пр. услуги), занимаются также издательскими проектами.    

*4. Эти компании входят в число учтенных в первых двух колонках и выделены по тому признаку, что официально объявляют в перечне своих услуг и разработку ПО, и аудит.

*5. К шести фирмам, позиционирующим себя как чисто консалтинговые, в скобках добавлены еще восемь аудиторских компаний (они вошли в число 22 участников-аудиторов), которые заявляют о предоставлении, помимо аудиторских, еще и консалтинговых услуг разного характера (в области общего менеджмента, управления проектами, в том числе и проектами автоматизации, в сфере выбора систем автоматизации предприятия и пр.).

*6. По каталогу - 118.

Как видно из таблицы, состав экспонентов выставки в основном стабилизировался, колебания - незначительные: в большинстве случаев ±3. Исключением явилось лишь более существенное уменьшение количества аудиторских фирм, представленных на нынешней выставке. Число внедренческих компаний увеличилось за счет партнерских фирм “1С” - в этом году их стало 14 против 12 в прошлом. Действительно, желтый цвет на выставке был, пожалуй, самым распространенным.

Впрочем, не только цвет - он является лишь отражением сложившихся реалий. Так, в анкетном опросе на стенде корпорации “Парус” посетителей спрашивали: “Какие компании - производители экономического ПО вам известны?”. Ответы 158 респондентов распределились следующим образом (разрешалось отметить несколько позиций): “1С” - 95,57% опрошенных, “Парус” - 63,29%, “Интеллект-Сервис” - 38,61%, “Информатик” - 37,34%, “Инфин” - 36,71%, ДИЦ - 30,38%, “Галактика” - 28,48%, Navision - 27,85%, “Цефей” - 24,05%, IBS - 22,15%, “АйТи” - 18,35%, “Фолио” - 15,82%, “Омега” - 14,56%, иностранные фирмы - 1,90%, прочие - 18,99%.

Отрыв лидера даже от трех следующих за ним компаний весьма значителен, так что преобладающая цветовая гамма экспозиции вполне закономерна. Кроме того, “дружная желтая семейка” (“1С” и ее франчайзи) каждый год пополняется новыми членами-экспонентами (с отдельными стендами), в этом году ее доля составила 14% от общего числа участников выставки (а сколько по площади, учитывая “крейсерский” размер стенда “1С”?). Если же приплюсовать еще примерно столько же франчайзинговых фирм, работавших на главном стенде “1С”, то станет понятен один из маркетинговых секретов этой компании: используйте любую возможность для обучения и продвижения своих партнеров, и люди к вам потянутся.

В информационных материалах компании (которые, кстати, всегда очень обстоятельны), подготовленных к выставке, было перечислено столько новых редакций, конфигураций и решений, что даже простое их упоминание в нашей статье заняло бы слишком много места. Отметим лишь новый Интернет-ресурс buh.1c.ru (www.buh.ru), незадолго до выставки открытый фирмой (при содействии ее партнеров) для методологической и технологической поддержки пользователей (бухгалтеров) в связи с изменениями в законодательстве, вводимыми в наступившем году. На этом сайте - комментарии видных специалистов, консультации аудиторов и много другой актуальной информации по переходу на новые условия учета и налоговым нововведениям.

О новых участниках, альянсах и реинкарнациях

Даже невооруженным глазом глядя на диаграмму 2 (см. врезку “Распределение компаний - экспонентов выставки “Бухучет и аудит” по годам возникновения”), описывающую состав участников нынешней выставки, можно обнаружить совсем еще юные фирмы, родившиеся в 2000 и 2001 гг. Однако сегодня уже никто не увлекается созданием бизнеса с нуля, на пустом месте. Так, одни компании представляют собой отпочковавшиеся подразделения (АСТОР ВЦ, “ТБ.Софт”), дочерние предприятия (ИТРП) или фирмы, созданные сотрудниками уже известных на рынке компаний (об “Алтиус Софт” в каталоге выставки сказано, что ядро ее составляет группа руководителей и сотрудников фирмы “ИНФИН”), другие выглядят как некие переиздания, реинкарнации. Например, компания “Ланкс”, тихо увядшая пару лет назад, ныне воспряла под новым именем “ИСЭН”. И никогда бы мне не догадаться о том, кем “ИСЭН” была в прошлой жизни, если бы, проходя мимо ее стенда, я не обратила внимания на давно знакомый рекламно-информационный буклет программного комплекса “Суперменеджер”: и название осталось прежним, и обложка буклета, да и адрес сайта - www.lanx.ru.

Кстати, об Интернет-адресах: на сегодняшний день это практически такой же непременный атрибут компании (некоторые поддерживают два адреса - по названиям фирмы и продукта), каким недавно был телефон. Всего несколько участников не указали в каталоге адрес своего сайта, из чего, вероятно, следует сделать вывод о его отсутствии (электронный адрес привели все). В большинстве своем это аудиторские и мелкие издательские фирмы, которым сие простительно. Однако две софтверные компании, причем не самые “молоденькие” (“Автонавигатор” - 1998 года рождения, “Сам Гипер” - 1997-го), никак не обозначившие свое представительство в Сети, сегодня уже вызывают недоумение: не хотят? не умеют? не придают значения?

Процессы, противоположные “отпочкованию”, - стратегические альянсы и слияния - также имеют место быть. На выставке было объявлено об одном из них: компании BMS и “РепКо” объединяют свои ресурсы под торговой маркой Business Management Systems, под которой уже начато создание комплексного программного решения для управления производственно-экономическими процессами. Новая разработка будет базироваться на известных решениях “Контракты и торговля”, “БМС-финансы”, R2000, MFG/PRO, которые компания продолжает поставлять на российский рынок. Применяемые в них технологии обеспечивают этим программным продуктам возможность функционирования на разных платформах - DB2, Oracle, Progress и под управлением ОС Windows NT, Unix, OS400, Linux. Первую полную версию нового ПО компания планирует представить на рынок уже в этом году.

Главная “новинка” сезона - 25-я глава НК

Введение в действие с января текущего года 25-й главы Налогового кодекса, предусматривающей новую концепцию расчета налога на прибыль и обязательное для организаций ведение налогового учета, стало лейтмотивом нынешней выставки. Об этом говорили все и в первую очередь. Для экспонентов софтверного сектора было хорошим тоном “во первых строках” заявлять о том, что в программу N внесены все изменения, предусмотренные 25-й главой НК, и реализовано ведение налогового учета (параллельно бухгалтерскому). Большая часть мероприятий выставки (например, двухдневные семинары “Бухгалтерский учет и налогообложение в 2002 г.”, проводившийся ИКЦ “Гроссбух ФГ”, и “Годовая отчетность, изменения и отраслевые особенности исчисления НДС в 2002 г.”, объявленный Учебно-методологическим центром при МНС РФ, а также круглые столы и семинары многих софтверных и аудиторских фирм) была так или иначе связана с нововведениями в бухгалтерском учете и налогообложении.

На специальной пресс-конференции о готовности своих программ к ведению налогового учета отрапортовала компания “Интеллект-Сервис”. Все программные комплексы серии “БЭСТ” сегодня обеспечивают однократный ввод данных о хозяйственных операциях с одновременным отражением в регистрах бухгалтерского и налогового учета. Для учета доходов и расходов, признаваемых в налоговом учете, в программах используется специальный план счетов налогового учета. Обороты и остатки по данным счетам не будут отражаться в стандартных регистрах бухгалтерского учета и, стало быть, не будут фигурировать в бухгалтерской отчетности. В итоге при бухгалтерской обработке хозяйственных документов можно будет параллельно делать проводки по соответствующим счетам (субсчетам) налогового учета.

Одно из глобальных различий бухгалтерского и налогового учета заключается в разных подходах к отражению данных по амортизируемому имуществу. Поэтому в программах серии “БЭСТ” реализованы механизмы учета амортизируемого имущества с позиции налогообложения и расчета налоговой амортизации такого имущества. Это позволит вести учет имущества предприятия в бухгалтерском и налоговом “измерениях” и проводить начисление амортизации для обоих видов учета.

Параллельная работа по двум учетным политикам (т. е. для целей бухгалтерского учета и для налогообложения прибыли) допускает использование различных методов оценки материальных запасов. В программных комплексах “БЭСТ” реализована возможность принятия к учету запасов по разным ценам (с разным составом издержек, включаемых в себестоимость), а также применения для одного и того же артикула разных методов расчета стоимости списания при выбытии. В первом случае для каждой строки спецификации документа используются две различные калькуляции цены поступления, во втором случае - две процедуры расчета себестоимости.

Применение перечисленных технологий позволит подготовить все необходимые данные для формирования аналитических регистров и “Декларации по налогу на прибыль организаций”, утвержденной приказом МНС РФ № БГ-3-02/542 от 07.12.2001 г. В программах серии “БЭСТ” аналитические регистры представляют собой отчеты, полученные на основе первичных документов и проводок по счетам налогового учета. Перечень этих регистров ориентирован на форму отражения данных в “Декларации+” и ее приложениях.

В распоряжение пользователей предоставлены примеры настройки систем для целей налогового учета, примерный “налоговый” план счетов, схемы проводок с использованием данного плана, а также регистры налогового учета.

Кроме того, “Интеллект-Сервис” объявил предварительные итоги прошедшего года, отметив, что за этот период прирост продаж составил около 27%, из которых большая часть (около 80%) приходится на долю программного комплекса “БЭСТ-ПРО”, остальное - на малые системы (“БЭСТ 4” и “БЭСТ ОФИС”). Как отметил генеральный директор компании Владимир Пичугин, минувший год показал существенный рост интереса к продуктам фирмы со стороны промышленных предприятий. И головной офис, и партнеры в регионах имеют реальные внедрения и ведут большой ряд перспективных переговоров с потенциальными заказчиками в таких отраслях, как пищевая и химическая промышленность, приборостроение, машиностроение и др.

Компания “ДИЦ” представила на выставке новую версию ПП “Турбо Бухгалтер 6.7”, в которой учитываются все изменения в бухучете и налогообложении. В нее включена подсистема “Налоговый учет”, обеспечивающая его автоматизированное ведение. Работа этой подсистемы построена таким образом, что каждая операция, связанная с расходами или доходами организации, отраженная на счетах бухгалтерского учета, помечается признаком налогового учета. Такая методика значительно упрощает действия бухгалтера, поскольку не требует повторного ввода информации. В программе автоматизирован контроль бухгалтерских проводок по реализационным и внереализационным операциям для целей налогообложения, что защищает бухгалтера от возможных ошибок, зачастую возникающих в процессе работы. Программа способна не только указать на них, но и показать, в каких именно бухгалтерских проводках они допущены. Кроме того, для версии 6.7 выпущено новое приложение “Электронный клиент”, которое обеспечивает связь с системами электронных платежей “клиент - банк”, использующих для работы DBF-формат или текстовый формат (строчный). Оно предназначено для передачи информации о перечислении средств с расчетного счета по модему в банк, а оттуда - об оплате и приходе денег на расчетный счет. Принцип работы приложения - экспорт-импорт информации из картотеки платежных поручений “Турбо Бухгалтера 6.7” в установленную у пользователя систему банка. Еще одно новое приложение, разработанное для версии 6.7, - “Экспорт отчетности в программу БАЛАНС-2”. Оно призвано формировать файл для передачи отчетности на магнитных носителях в налоговую инспекцию и загрузки в программу “БАЛАНС-2”. Таким образом, компания “ДИЦ” включилась в общую работу по подготовке отчетности для налоговых органов в электронном виде, проиллюстрировав это для наглядности новыми лозунгами: “Долой очереди в налоговых инспекциях, горы бумаг, долой утреннюю беготню до банка и банковских капризных операционисток! Да здравствует бравый бухгалтер, получающий и отправляющий все по электронной почте! Кроме зарплаты, конечно”.

Готовность своих систем к новым правилам ведения учета отметили специалисты фирмы “Информконтакт”. “Введение специализированной налоговой отчетности не застало нас врасплох, - заявил представитель компании. - Более того, в каком-то смысле нам повезло. Система Alfa и в ранних версиях предусматривала возможности параллельного ведения нескольких систем учета, что стало возможным благодаря открытости и гибкости архитектуры системы. Таким образом, техническая реализация изменений, предусмотренных 25-й главой Налогового кодекса, осуществляется в рамках системы Alfa путем несложных настроек, что вполне доступно продвинутым пользователям. Вместе с тем отделом консалтинга “Информконтакта” были разработаны методики, которые позволят клиентам компании наименее безболезненно пройти этап реформирования учетных механизмов и оптимизировать политику предприятия в этой сфере”.

Опрос, проведенный компанией на выставке, показал, что по статусу ее посетители (точнее, посетители стенда фирмы) распределяются следующим образом:

- топ-менеджеры (генеральный директор/заместитель генерального директора/член совета директоров) - 22%;

- финансовые менеджеры (финансовый директор/главный бухгалтер/бухгалтер) - 27%;

- ИT-менеджеры (начальник отдела автоматизации/менеджер по информационным технологиям) - 28%;

- консультанты (менеджеры консалтинговых компаний) - 17%;

- другие - 6%.

Еще одной новинкой, представленной на выставке, стал “Ассистент-Словарь Проф” - разработка фирмы “Юна”. Это мощная современная система толковых словарей, включающая в себя 18 000 терминов из целого диапазона областей права и экономики (страхования, банковского дела, бухучета, аудита, налогообложения, внешнеэкономической деятельности, ценных бумаг). Каждый термин в словаре имеет английский эквивалент, определение и комментарии с библиографическими ссылками. При создании системы использовалось более 500 источников; основная их часть (420) представляет собой законы и подзаконные акты российского и международного законодательства.

Выставка удалась

Так в целом считают большинство экспонентов, с которыми нам удалось поговорить на эту тему. Многие подчеркивали, что стало меньше суеты и больше профессиональных, подготовленных посетителей, пришедших на выставку не из праздного интереса. Большой популярностью пользовались семинары по актуальным вопросам учета и налогообложения - именно они стали основными мероприятиями выставки, практически вытеснив традиционные презентации новых версий и решений. Разнообразнее и с выдумкой стали подходить фирмы к оформлению стендов: так, в этот раз хотелось бы отметить не очень большой, но удобный и аккуратный стенд компании “Бухгалтерия КомТех”; оригинально и просто красиво смотрелась экспозиция “Паруса”, сумевшего разбавить своим классическим синим желтую гамму в центральной части павильона. Размещение одной компании на двух стендах, успешно опробованное “Интеллект-Сервисом” на прошлой выставке, кажется, становится традицией - на сей раз компанию этой фирме составили Robertson & Blums Corporation и “родственные” между собой “ДИЦ” и “ТБ.Софт”.

Поначалу некоторую сумятицу в стройные ряды посетителей внесли дождь, пролившийся в эти дни на зимнюю Москву, и платный (в первые дни) вход на ВВЦ (из-за выставки “Вьюговей”) - случайные в целом факторы, которые не смогли смазать хорошего впечатления от отлаженной работы коллектива организаторов и участников.

    

Конференция “Галактики”

В рамках выставки “Бухгалтерский учет и аудит - 2002” прошла конференция “Новые технологии в области бухучета и финансового менеджмента”. Основными темами этого мероприятия, организованного корпорацией “Галактика”, стали новые решения в одноименной корпоративной системе, а также заложенная в ней методология, позволяющая клиентам своевременно и с минимальными затратами ресурсов перейти на новые стандарты в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Ведущие специалисты корпорации рассказали о возможностях системы по поддержке налогового учета в соответствии с требованиями 25-й главы Налогового кодекса РФ. Так, в “Галактике” реализован эффективный способ ведения системы плановых регистров, что дает заказчикам возможность использовать для налогового учета забалансовые счета либо параллельно вести два плана счетов - бухгалтерский и налоговый. Оба способа пригодны для ведения налогового учета с помощью стандартизированных механизмов, благодаря чему методы ввода и хранения информации налогового учета свободны от жесткой привязки к определенной системе показателей, определяемых реквизитным составом экранных форм.

Большой интерес участников конференции вызвали средства поддержки нового плана счетов бухгалтерского учета в системе “Галактика”, механизм переноса данных между планами счетов, функциональные возможности системы по поддержке бухгалтерской аналитики.

Для эффективного использования технологий “Галактики” в условиях нового экономического законодательства на сайте корпорации (www.galaktika.ru) открыт информационный канал, где можно задать вопросы о поддержке в системе законодательных новаций и получить подробные ответы и рекомендации специалистов.

Новости от компании “Инфософт”

Компания “Инфософт” провела на выставке семинар “Ведение налогового учета и управление финансами на базе программных комплексов «Интегратор» и «Флагман»”. Кроме того, было объявлено, что в свежих версиях этих систем, представленных на выставке, реализован новый план счетов и подготовлены все уже известные изменения, связанные с введением налогового учета. Однако, как отмечают разработчики, выход окончательных версий с налоговым учетом откладывается до внесения всех существенных законодательных поправок в 25-ю главу НК, которое ожидается в марте. При этом подчеркивается, что распространение новых версий, поддерживающих ведение налогового учета, будет производиться на стандартных условиях гарантийного и послегарантийного обслуживания, без дополнительной оплаты.

Компанией также были объявлены предварительные итоги деятельности в 2001 г. Так, к эксплуатации модулей системы “Флагман” приступило более 600 новых пользователей (вдвое больше, чем в 2000 г.). Причем, если основу продаж в 2000 г. составляла подсистема “Персонал”, то в 2001-м на ее долю пришлось 23%; доли подсистем “Зарплата” и “Бухгалтерский учет” составили соответственно 14 и 22%, остальных подсистем - 31%. Аналитики компании прогнозируют сохранение тенденции удвоения продаж системы “Флагман” и в 2002 г. Ожидается также рост числа переходов с системы “Интегратор” на модуль “Флагман:Бухгалтерский учет” и, главное, увеличение количества комплексных поставок системы “Флагман” в связи с началом тиражирования подсистем “Финансовый менеджмент”, “Управление затратами” и дальнейшим развитием функциональных возможностей контура “Логистика”. Кстати, по наблюдениям сотрудников, работавших на выставке, модуль “Финансовый менеджмент”, в котором реализованы работа с финансовыми бюджетами, планирование и контроль платежей, вызывал наибольший интерес посетителей.

Распределение компаний - экспонентов выставки

    

“Бухучет и аудит” по годам возникновения

Разработчики ПО. В этом сегменте картины двух последних лет в целом схожи. По-прежнему основную массу участников составляют компании 1990-1993 годов рождения. В этом году стало больше участников, появившихся на свет в 1997 г. (видимо, год предкризисного подъема был в этом смысле удачным, и сейчас они будут отмечать свои первые юбилеи - пятилетия), и совсем отсутствуют фирмы, образованные в 1998 и 1999 гг. Зато заявила о себе “молодая поросль” двух последних лет - 2000 и 2001 гг. Интересно будет посмотреть за их развитием (и увеличением количества?) в последующем.

Аудиторы. В этом году картина, характеризующая представительство аудиторских и консалтинговых компаний, еще более выровнялась - число фирм разных годов рождения практически одинаково.

Компании, внедряющие ПО. В диаграмму нынешнего года добавлены 17 компаний, продвигающих и внедряющих ПО других разработчиков (плюс иногда и свои разработки). Следует отметить, что из этого числа более двух третей (14) составляют фирмы - партнеры “1С” (дилеры, франчайзи, дочерние компании и т. д.), внедряющие как стандартные конфигурации своего “вендора” (а иногда к ним прибавляются и программы других производителей), так и свои разработки на платформе “1С”. Здесь интересен “всплеск”, относящийся к 2000 г.: все три компании, возникшие в этот период, - партнеры “1С”.

Версия для печати