Создание корпоративных порталов для совместной работы с документами - одно из ключевых направлений применения ИТ в системах управления предприятиями. До недавнего времени в роли основной технологии Microsoft для поддержки такого режима выступала Exchange Server. Однако этого было явно недостаточно для серьезной борьбы в данном сегменте рынка, и в середине прошлого года корпорация выпустила новый серверный продукт - Microsoft SharePoint Portal Server 2001 (MS SPP Server), предназначенный именно для создания универсальных корпоративных порталов с развитыми функциями управления документами.
Рис. 1. Общий вид интерфейса портала SharePoint
Портал на базе MS SSP Server реализован в виде одной или нескольких коллекций (каждая называется рабочей средой) папок с соответствующими средствами управления документами (рис. 1). Через него же пользователь имеет доступ к другим источникам информации, как внутри организации, так и за ее пределами. Предусмотрены два типа папок: стандартные и расширенные. Первые поддерживают использование профилей документов и контроль доступа на уровне ролей. Вторые позволяют устанавливать разные представления документов, назначать процедуры подтверждения и выполнять контроль версий. При необходимости можно просмотреть всю историю работы над документом - кто и когда его открывал, какие изменения вносил - и вернуться к любому прошлому варианту.
Рис. 2. Пример электронной инструментальной панели
В сервер введен фиксированный набор пользовательских ролей для доступа к документам:
- Coordinator (координатор) рабочей области управляет документами в папке верхнего уровня и выполняет ряд административных задач, касающихся всей рабочей области, - управляет источниками информации, профилями документов, категориями и подписками, настраивает электронные панели и распределяет роли. Роль координатора автоматически присваивается администратору, создавшему рабочую область;
- Author (автор) создает и редактирует документы в папке. Он может создавать, переименовывать и удалять папки, но не имеет права изменять роли или политику утверждения для созданных им папок;
- Reader (читатель) может искать и читать документы, но не имеет права добавлять их в рабочую область с узла электронных панелей. Он не может извлекать, редактировать и удалять документы, равно как и просматривать черновики.
Поиск документов выполняется по ключевым словам (по тексту документа или его атрибутов) или по категориям. Сервер автоматически индексирует информацию в своей рабочей области, а также в заданных внешних источниках данных (другие рабочие области, Web-сайты, файловые системы, серверы MS Exchange и базы данных Lotus Notes). Функции подписки позволяют рассылать пользователям нотификационные сообщения об изменениях в документах. Важной функцией MS SPP Server является также маршрутизация, с помощью которой можно создавать автоматизированные системы документооборота.
Следует отметить, что Microsoft предлагает еще один, “облегченный”, вариант портального продукта - SharePoint Team Services. Он входит в состав FrontPage 2002 и предназначен для создания Web-сайтов для обеспечения коллективной работы групп в 50-75 человек.
Доступ к порталу возможен через Windows Explorer, офисные приложения и Web-браузеры. В последнем случае широко используется технология электронных инструментальных панелей Microsoft Digital DashBoard (см. PC Week/RE, № 6/2001, с. 25), которая позволяет свести необходимую информацию воедино, сделав ее более доступной “в одном месте и в одно время” (рис. 2). Формирование электронных инструментальных панелей может быть выполнено непосредственно путем сохранения офисных документов (чаще всего Excel) в виде интерактивных Web-страниц. Создать более сложные панели, а также собственные Web-компоненты можно с помощью средств разработки, включенных в состав выпуска Office XP Developer Edition (создание проектов типа DashBoard Project).
В 2001 г. в России было выполнено несколько пилотных проектов с использованием MS SPP Server, реализованных как фирмами-интеграторами, так и силами внутренних ИТ-подразделений заказчиков. Об одном из них в ноябре 2001 г. на конференции “Microsoft-платформа - 2002” рассказал директор по информационным технологиям Иркутскэнерго Илья Кириенко.
ИТ-инфраструктура предприятия (в него входят три ГЭС и 12 ТЭЦ) представляет собой вполне традиционный “зоопарк”: огромный набор бизнес-приложений, разработанных в разное время с помощью различных инструментов и использующих большой набор платформ: Novell 3.x - 5.x, UNIX, FreeBSD, Sun Solaris, Windows NT. В плане развития информационной системы проектного подразделения компании были поставлены следующие задачи:
- управление проектами и коллективной работой над ними;
- контроль за работой проектных групп;
- поддержка документооборота;
- интеграция используемых приложений;
- создание единой точки доступа к информации.
Для реализации системы был выбран Microsoft SharePoint Portal 2001, на базе которого установлен пилотный комплекс в составе двух серверов и 16 клиентских мест. Итоги реализации этого проекта признаны удовлетворительными, и в перспективе планируется расширить использование технологий Microsoft SharePoint Portal для подключения финансово-экономических подсистем, поддержки внутрикорпоративного документооборота, а также интеграции с другими бизнес-приложениями.
В декабре 2001 г. петербургская компания “АстроСофт” (www.astrosoft.ru) выполнила поставку MS SSP Server в банк “Россия”. В рамках этого же проекта Web-интерфейс портала и его справочная система были переведены на русский язык. А центр компьютерного обучения при МГТУ им. Н. Э. Баумана (www.specialist.ru) осенью подготовил два сертифицированных курса по данной технологии: 2095 - Implementing Microsoft SharePoint Portal (внедрение портала) и 2382 - Developing Digital Dashboards (разработка инструментальных панелей). В канун нового года уже прошло обучение первой группы специалистов из числа компаний - партнеров Microsoft: “Кречет”, “Крок”, Scala, “Ай-Ти”, “Найтвей-Ойл”, “Бизнес-Компьютер-Центр” и др.