БУХУЧЕТ
Все, кто профессионально занимается бухгалтерским учетом, хорошо знают о том, что с 1 января 2002 г. федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ введена в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации - “Налог на прибыль”.
Огромный интерес со стороны аналитиков и бухгалтеров к этому событию закономерен, ведь в 25-й главе НК РФ, регламентирующей порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль для предприятий и организаций, продекларированы новые требования к ведению налогового учета в банках и на предприятиях нашей страны. Согласно действовавшему до конца 2001 г. федеральному закону “О налоге на прибыль предприятий и организаций” от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 налоговая база определялась по данным бухгалтерского учета, после чего корректировалась в целях проведения налогообложения в соответствии с законодательством. С принятием нового законодательного акта налоговой базой будет выступать денежное выражение прибыли. Основные изменения здесь касаются порядка определения налоговой базы: теперь для этого используются данные не бухгалтерского, а налогового учета. Кроме того, глава 25 вносит еще ряд поправок в порядок исчисления налога на прибыль, но все они значительно менее существенны.
Понятие “налоговый учет” нельзя назвать новым. Налогоплательщики и раньше обязаны были вести соответствующую аналитику (например, выпускать справку по корректировке налога на прибыль). Разница в том, что начиная с этого года в организациях в узаконенном порядке должен вестись налоговый учет на так называемых регистрах налогового учета. Таким образом, юридически закрепляется различие бухгалтерского и налогового учета. Определение состава налоговых регистров законодатель оставляет на усмотрение налогоплательщика, который устанавливает его в своей учетной политике.
Рассмотрим два метода ведения налогового учета в соответствии с новыми требованиями. Первый из них - учет, основанный на принципе двойной записи. Использование данного метода предполагает ведение параллельного налогового плана счетов либо наличие дополнительных “забалансовых” счетов в основном плане счетов бухгалтерского учета. Согласно второму методу изменение состояния одного налогового регистра происходит без корреспонденции с другим регистром (иногда подобная схема применяется при работе с “забалансовыми” бухгалтерскими счетами).
У каждого из этих методов есть свои достоинства и недостатки. Первый наиболее привычен бухгалтеру и позволяет осуществлять дополнительный контроль правильности отражения хозяйственных операций по налоговым регистрам, но фактически предполагает ведение двойного учета (создание еще одного плана счетов). Второй наиболее точно отражает сущность регистров учета и дает возможность вести учет в разрезе этих регистров, однако при этом возрастает вероятность внесения ошибки из-за нарушения принципа двойной записи.
С точки зрения автоматизации ведения налогового учета наиболее оптимальным представляется использование механизма бухгалтерских проводок, и тому есть несколько причин. Главная из них состоит в том, что такая технология привычна для пользователей. Другой важный фактор - механизм проводок - реализован во многих программных продуктах. В том числе он предусмотрен в ряде специализированных систем разработки R-Style Softlab, что позволяет банкам оперативно наращивать необходимую дополнительную функциональность.
Порядок изменения учета для программных продуктов R-Style Softlab выглядит следующим образом. В план счетов добавляется дополнительная глава “Налоговый учет”. По умолчанию структура предлагаемого плана счетов налогового учета соответствует структуре налоговой декларации. Кроме того, есть так называемая таблица соответствия, где отражается связь лицевых счетов бухгалтерского и налогового учета. На ее базе периодически создаются проводки налогового учета на основании данных бухучета. Следует отметить, что движение по налоговым регистрам может осуществляться независимо от бухгалтерских проводок.
Одним из важных аспектов ведения налогового учета является автоматизация специфических операций, выполняемых в различных бэк-офисах. Изменения коснулись в первую очередь операций с ценными бумагами, а также учета основных фондов. Согласно 25-й главе НК РФ вводятся понятия “амортизационная группа” и “амортизируемое имущество”, а также оговаривается порядок определения их первоначальной стоимости. При налогообложении может применяться один из двух методов начисления амортизации: линейный или нелинейный. Изменился и порядок учета ремонта и продажи основных средств.
Рис. 1. Панель параметров налогового учета
Соответствующие изменения были внесены в подсистему “Основные фонды”, которая включена в программный комплекс “Учет хозяйственной деятельности банка” (входящий в АБС RS-Bank версий 5.0 и 5.1) и автоматизированную систему комплексного управления предприятием RS-Balance (информацию об этих продуктах можно найти на сайте компании R-Style Softlab по адресу: www.softlab.ru/products/). В инвентарную карточку “Основные фонды” добавлена панель, которая содержит данные, необходимые для налогового учета основных фондов, а также информацию о начисленной амортизации или включении стоимости объекта основных фондов в состав материальных расходов (рис. 1).
В связи с разделением налогового и бухгалтерского учета в подсистеме теперь ведется двойной расчет амортизации по каждому объекту для бухгалтерии и налогообложения.
Для ведения налогового учета в приложении “Основные фонды” появилось два новых документа, в которых фиксируется движение средств по регистрам налогового учета. Это “Акт расчета амортизации в целях налогообложения” (рис. 2) и “Акт включения стоимости основных фондов в состав материальных расходов”.
Рис. 2. Акт расчета амортизации
В целом технология расчета амортизации для налогового учета в программных продуктах R-Style Softlab полностью соответствует правилам бухгалтерской амортизации, различаются лишь алгоритмы расчета. Стоимость основных фондов включается в состав материальных расходов в том случае, если она ниже суммы, определенной законом (10 тыс. руб.) Кроме этого, реализован механизм отката сделанных изменений, сохранения истории амортизации и пр., а на основании документов, созданных в модуле “Основные фонды”, можно сформировать проводки (движения регистров) налогового учета.
В дальнейшем R-Style Softlab планирует развивать автоматизацию налогового учета в направлении максимального использования бэк-офисных приложений для ведения налоговых регистров в своих продуктах. В ближайших планах компании - развитие механизма, который максимально упростит ведение параллельного налогового учета, но при этом не будет навязывать собственную, жестко заданную трактовку исполнения Налогового кодекса. С автором можно связаться по адресу: brusilov@softlab.ru.