+

МОБИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Что такое мобильность? Мобильный телефон, мобильный компьютер - эти слова уже настолько вошли в нашу жизнь, что мы практически не задумываемся над их значением. Толковый словарь Ожегова и Шведовой трактует мобильность как способность к быстрому передвижению или, в переносном значении, как способность быстро действовать и принимать решения. В технической прессе, если речь идет о различных устройствах, слово “мобильный” выступает синонимом слова “переносной”. Смысл несколько меняется, когда говорят о мобильных пользователях. Все пользователи способны перемещаться, но не все способны “таскать” с собой свое электронное виртуальное окружение - среду, которую каждый формирует под себя из любимых (или необходимых) сайтов, почтовых ящиков, чатов, Интернет-магазинов и т. п. И здесь мобильность подразумевает постоянный доступ в Интернет, вне зависимости от того, где находится пользователь.

Ивика Джуреза: “Сфотографировать и сразу же

отослать снимок по e-mail - нет ничего проще!”

С другой стороны, на современном этапе мобильность означает возможность беспроводной коммуникации, зачастую - взаимодействие с навигационной системой GPS.

Похожую трактовку я услышал на ежегодной европейской пресс-конференции, посвященной мобильным решениям, которую компания Hewlett-Packard провела 30 января в Риме. Директор по маркетингу европейского подразделения мобильных решений, сетей и услуг Ивика Джуреза в докладе, посвященном архитектуре мобильных решений, выделил постоянную доступность электронных услуг как определяющую черту мобильности в сегодняшнем понимании этого слова.

Эта идея является продолжением концепции cooltown (www.cooltown.hp.com), представляющей видение компанией Hewlett-Packard нашего мобильного будущего (см. PC Week/RE, № 26/2001, с. 24) - мира, в котором люди свободно перемещаются, устройства способны самостоятельно договариваться между собой, а услуги всепроникающи.

“Оценки показывают, что мировой рынок мобильных услуг вырастет к 2004 г. до 24 млрд. евро. Мы уверены, что большая часть роста придется на Центральную, Южную и Восточную Европу, Ближний Восток и Африку из-за ряда экономических и географических причин”, - говорит Джон Соу, директор по маркетингу HP BCO, отвечающий за эти регионы.

Два года назад HP учредила виртуальное сообщество Mobile E-Services Bazaar (www.hpbazaar.com), в рамках которого объединены на сегодня более пятисот сервис-провайдеров и предприятий. Цель - создать среду, облегчающую появление новых мобильных услуг (mobile e-services, или, для простоты, m-services). Кроме онлайновых фирм-участников в него входит и ряд региональных центров разработки. Один из них, называемый “Силиконовой долиной мобильности”, размещен в Хельсинки, другой - в Сингапуре. Дополнительные центры инноваций будут открыты в ближайшее время в США и Японии.

В рамках Bazaar сервис-провайдеры знакомятся с новыми видами мобильных услуг и могут образовывать группы по интересам, получать доступ к информации, предоставляемой разработчиками.

Рассмотрим некоторые решения, демонстрировавшиеся на конференции.

Open roaming

Мобильный пользователь по роду своей деятельности вынужден переходить от сети к сети. При этом, скорее всего, будут меняться интерфейсы, уровни защиты и скорости передачи данных. При каждом таком переходе требуется завершить один сеанс связи, перейти на новый интерфейс, задав соответствующий набор параметров, и возобновить сеанс через новый интерфейс. Для полной автоматизации этого процесса и создано решение Open roaming.

Чтобы понять, как с точки зрения пользователя выглядит работа этого решения, рассмотрим такой пример. Сервис-инженер получил вызов к приоритетному заказчику в связи с отказом оборудования. Начать диагностику вышедшей из строя техники он может уже в пути, связавшись с обслуживаемым устройством с помощью GPRS и скачав через Интернет необходимую информацию. При этом связь осуществляется через VPN-соединение. Прибыв на место, сервис-инженер подсоединяется к местной локальной сети, не задумываясь о состоянии текущего соединения с устройством. Интерфейс переключится автоматически, и сеанс продолжится с того места, где он был прерван в момент переключения.

Доступ к корпоративным приложениям

Компания Vodafone (www.vodafone.com) совместно с корпорацией Microsoft разработала решение OfficeLive, позволяющее с WAP-устройств получать доступ к приложениям Outlook - электронной почте, календарю, спискам контактов и задач. Похожее приложение для корпоративных пользователей, но ориентированное на более широкий круг приложений - Exchange, Lotus Notes, системы ERP и CRM, разработано компаниями HP и Materna и носит название Anny Way (www.annyway.com). С его помощью обеспечивается доступ к персональному ящику входящей корреспонденции Exchange и Notes посредством SMS- и WAP-сообщений, выдаются уведомления о новых поступлениях, приглашениях на встречу, новых задачах.

OpenChat

Для любителей общаться в чатах компаниями HP, Yomi Vision и Votek разработано решение, позволяющее в качестве терминального устройства использовать мобильный телефон. Разговор начинается с обмена SMS-сообщениями, в которых участники подтверждают готовность перейти к голосовому общению. После этого между ними устанавливается голосовое соединение, причем собеседники сохраняют анонимность, как и в Web-чате. В ходе беседы они свободны выбирать между SMS, голосом и Web-общением, чтобы выразить свои мысли и чувства наилучшим образом.

Wealth Management

Личное финансовое состояние - предмет неустанной заботы любого человека. Складывается оно не только из наличных денег, но и из различных пакетов ценных бумаг, драгоценностей, недвижимости и т. д., а цены на все это хозяйство могут меняться в наше неспокойное время самым неожиданным образом. Поэтому возникает естественная задача - отслеживать и контролировать свое состояние отовсюду и желательно постоянно. Совместно с HP финская компания Quartal (www.quartal.com) предложила систему Financial Engine, обеспечивающую решение этой задачи. В реальном режиме времени система следит за состоянием портфеля инвестиций, выдает предупреждения по заданным пользователем событиям и позволяет выбрать оптимальное решение о покупках и продажах при прогнозируемых изменениях на рынке ценных бумах. Разумеется, все результаты могут выдаваться на любое переносное устройство, включая мобильные и интеллектуальные телефоны, КПК, пейджеры.

Автомобиль заводится от прикосновения наручных

 часов и ими же блокируется в случае угона

Мобильные решения начинают приобретать сегодня все большую популярность у корпоративных пользователей. Так, компания Novartis (www.novartis.com), работающая в сфере здравоохранения, заключила с НР соглашение, в соответствии с которым коммивояжеры Novartis Pharmaceutical, работающие в Европе, Америке и Азии, будут снабжены переносными компьютерами Jornada 720. К тому же они получат безопасный доступ к центральной базе данных своей фирмы с возможностью модифицировать ее. Связываться с центральным офисом они смогут либо с помощью мобильного телефона, либо через аналоговый модем. Кроме того, HP обеспечит глобальную техническую поддержку этой структуры. Таким образом, руководство Novartis надеется улучшить оперативность обслуживания сделок и получить дополнительное конкурентное преимущество.

Для стимулирования роста m-коммерции HP, Lucent, Oracle, Siemens и Sun основали консорциум PayCircle (www.paycircle.org). Его целью является создание стандартной системы платежей, гарантирующих пользователям мобильных устройств возможность проведения транзакций вне зависимости от того, какая система платежей используется продавцом и сервис-провайдером. Развитие подобного вида услуг, как обычно, тормозится из-за большого числа несовместимых систем оплаты. PayCircle призван определить открытые и единообразные интерфейсы, основанные на имеющихся стандартах. Безопасность планируется обеспечивать с помощью встроенных механизмов, таких, как SIM-карты.

Аналитики полагают, что простота осуществления мобильных платежей является необходимой предпосылкой успеха m-коммерции и соответственно новых услуг, порождаемых новыми технологиями, подобными GPRS, EDGE, UMTS. Когда мобильный телефон станет одновременно и электронным бумажником для микроплатежей, появится стимул к созданию новых мобильных услуг вроде оплаты парковок, проезда на транспорте, билетов в театрах и кино, подписок на разнообразные информационные услуги, развлечений.

Несмотря на то что некоторые проекты в сфере мобильных решений порой выглядят еще недостаточно убедительно, чувствуется огромный потенциал, заложенный в области электронных услуг, доступных повсеместно. Перед первопроходцами раскрываются широкие горизонты для применения своих сил и фантазии. И, похоже, очередная революция ждет нас именно здесь.