Феномен Business 2.0, или К вопросу о “яблочном” электорате
Число публикаций, в которых обсуждаются вопросы борьбы за умы и кошельки домашнего пользователя в цифровую эпоху, за место в центре “цифровой гостиной”, а потом и “цифрового дома” - борьбы, которую ведут компании, занимающиеся бытовой электроникой, компьютерные, телекоммуникационные и пр., ныне сведенные процессом конвергенции на общем игровом поле, быстро растет. Состоявшиеся же в первых числах января выставки CES в Лас-Вегасе и Macworld в Сан-Франциско, особенно богатые в этом году на новые концептуальные продукты, вызвали целый залп новых статей и обзоров.
4 февраля на сайте журнала Business 2.0 появилась очередная колонка Эрика Шёнфельда “Applle vs. Sony: An Entertainment Smackdown” (http://www.business2.com/articles/web/0,1653,37552,FF.html).
Статья сама по себе интересная, достаточно взвешенная, не “проэппловская” и не “просониевская”. С аргументами Шёнфельда я в основном согласен, хотя, на мой взгляд, он свел все к противостоянию двоих, оставив в стороне прочие возможные подходы, и остановился на полдороге, не развив до конца свои же посылки; очевидно, формат колонки просто не позволил этого сделать. Кроме того, мне кажется, он несколько искусственно в противовес компьютероцентрическому подходу Джобса приписывает Sony распределенный подход “конфедерации независимых устройств”, свойственный скорее Sun’овским Jini, а потом и Jxta (про которые, кстати, Шёнфельд уже не раз писал); Sony же его, по- моему, никогда явно не декларировала.
Впрочем, вся эта тематика с мая 1999 г. постоянно и подробно обсуждается в рубрике “Параллельные миры/Конвергенция” журнала PC Magazine/RE, а сегодня мы о другом.
Редакция Business 2.0 предложила читателям колонки Шёнфельда ответить на вопрос: Who is going to win the battle for at home digital entertainment supremacy? (“У кого, по-вашему, наибольшие шансы победить в битве за господство в сфере домашних цифровых развлечений?”).
Варианты ответа: Sony; Apple; Microsoft.
Я очень редко играю в подобные опросные игры; кроме того, мне в этом списке не хватало Moxi, Pace и TiVo с ReplayTV/ SonicBlue - пожалуй, я бы отдал предпочтение им, и не кому-то конкретно, а серверно-шлюзовому подходу в целом, складывающемуся из лучших черт уже предлагаемых или заявленных ими архитектур, тем более что варианты и Apple, и Sony в это мироустройство отлично вписываются (подробности см. в PC Magazine/RE, № 2-3/ 2002). Но “четвертого не дано”, а посмотреть на итоги “гласа народа” очень хотелось, так что я проголосовал за Apple - просто из симпатии и пользовательского патриотизма. Но когда мне в ответ открылась страничка с общим результатом, я был потрясен и обескуражен - так, как давно не бывал.
Результат народного волеизъявления был неправдоподобен. Он был иррационален, необъясним, он не лез ни в какие ворота:
Но (я посмотрел на часы: в Москве было 5 февраля, 0:35 ночи, значит, на Западном побережье еще только начинался день 4-го) может, это только начало опроса, когда еще влияют мелкие субъективные факторы - например, кто-то в какой-то эппловой сетевой тусовке вывесил клич “Голосуй или проиграешь!”, и вся компания дружно отметилась в опросе? Помня “выборные ночи” романтического периода отечественной демократии, всякие там “красные пояса” и недолгие восточные успехи отдельных деятелей, растворявшиеся к утру по мере суточного вращения Земли, я еще несколько раз за ночь залезал на эту страничку, чтобы посмотреть, как голосуют Средний Запад и Калифорния с Сиэтлом и исключить всяческие флюктуации. Вот что, однако, выходило:
Для информации: проголосовать дважды мне умный механизм не дал - ни сразу, ни поутру, после перезагрузки системы, накрепко запомнив мои данные.
...Все-таки трудно предположить там у них наличие какого-то “административного ресурса” или “Комитета Эффективной Технологии” (КЭТ) - и уж тем более занимающихся пропихиванием Apple при “живых” Microsoft и Sony. Ну ладно, я нарушил чистоту опроса, проголосовав не за того, за кого хотел бы. Но остальные-то? Я - пользователь Apple. Круг наш сегодня довольно узок - говорят, около 5%. Процент пользователей Sony среди читателей Business 2.0 явно больше (я имею в виду всю домашнюю электронику, не только ПК), про Microsoft уж я и не говорю - 90% с хвостиком, наверное. И еще: у учащихся и людей творчества, которые составляют значительную часть пользовательской базы Apple, Business 2.0 - явно не главное чтение, в отличие от людей бизнеса, где, увы, наблюдается полная гегемония Wintel.
Who is going to win the battle for at home
digital entertainment supremacy?
Так что, как ни крути, голосовали в основном пользователи Microsoft и Sony.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ОНИ ГОЛОСУЮТ ЗА APPLE?!
Протестный электорат? Ну, допустим, “Винтели” уже до того обрыдли всем на работе, что подавляющее большинство надеется, что хотя бы дома добрый дядя Джобс устроит все совсем по-другому - удобно, чисто и красиво. Такая Большая Белая Надежда. Но это касалось бы только Microsoft, а цифры Sony должны были бы оказаться куда выше, ее достойный домашне-развлекательный послужной список (см. постановку вопроса) много длиннее эппловского... В конце концов, это Sony и Microsoft выпускают PlayStation 2 и XBox, счет которых скоро пойдет на десятки миллионов и про которые они время от времени заявляют, что им уготована роль “больше чем игровых приставок”, “центров домашних развлечений”. Это Microsoft вложила 500 млн. долл. только в маркетинг только XBox, а еще ведь есть Microsoft TV, домашние варианты Pocket PC, а теперь еще eHome c мощнейшей кампанией продвижения Windows XP в дома, с Mira и Freestyle. И вот это вот - результат?
А что у Apple? Или все вдруг, задумавшись над поставленным вопросом, вспомнили новый iMac, “лампочку Джобса”? Неужели так поразило всеобщее воображение концептуальное творение Айва - Джобса? Или оно стало последней каплей, откровением, после которого все, что делал Джобс ранее, выстроилось в головах западных потребителей в стройный ряд и перед ними открылись чудные перспективы, светлое будущее, возведенное по чертежам Джобса, в котором, впрочем, немного места - процентов так по пятнадцать-шестнадцать - было оставлено и Sony с Microsoft? Честно признаюсь: не знаю, не понимаю.
Придя на работу, я провел эксперимент, сыграв в угадайку с несколькими нашими специалистами, главными редакторами и издателями. В России чаша весов явно склонялась к Sony, правда, с непременным “дежурным” устным комментарием при нажатии на кнопку “Sony”: “...хотя в жизни в конце концов все равно Microsoft всех задавит” (собственно говоря, это же memento mori явственно ощущается и у Business 2.0: статья названа “Apple против Sony”, имя Microsoft в ней даже ни разу не упоминается - но “вывешено” тут же сбоку в списке для голосования, как ружье на стене в ожидании третьего акта). Было и такое мнение: в опросе победит Microsoft, а Apple хорошо если 5% соберет. Самым близким оказался ответ: “Ну раз ты специально спрашиваешь, то, наверное, Apple процентов 30-35 набрала, а вообще-то должно быть примерно поровну”. Демонстрация результатов на сайте всякий раз производила ожидаемый неотразимый эффект (разброс цифр по каждой из компаний по-прежнему не выходил за пределы приведенных в таблице), но каких-то правдоподобных объяснений феномену с ходу тоже никто не смог предложить.
Но при любом дальнейшем развитии событий эта ночная история действительно что-то переустановила в голове, заставив по-новому взглянуть на место компании Apple в жизни современной Америки (да, наверное, и в мире тоже - ведь Business 2.0 читают в Сети не только американцы). Может быть, впрочем, не столько в жизни, сколько в мечтах (предположение Николая Федулова).
Так или иначе, в этом - ее потенциал, ее перспективы на будущее.
Как у нас не так давно было принято писать, Джобс “получил огромный кредит доверия”. Сумеет ли он им распорядиться?
Настолько высокие ожидания - штука опасная: в случае внезапного разочарования падение может оказаться весьма болезненным. Придется теперь Джобсу выверять шаги с еще большей тщательностью, чем он это делал до сих пор (хотя его и так многие, включая и меня, упрекали именно за слишком долгое “выверяние”).
...В конце сентября 2000-го, в первый месяц начавшегося кризиса продаж ПК, глубина которого (да и само наличие) еще не была осознана индустрией, у Apple внезапно, резко и в общем немотивированно упал курс акций. Анализу этого мы тогда посвятили статью “Apple: траектория на фоне кризиса” (PC Week/RE, № 39/2000, с. 46). Позволю себе длинную цитату:
“Возможно, главный урон, понесенный Apple в результате “черной пятницы” 29 сентября, относится к сложившемуся вокруг неe hype (непереводимое рыночное понятие, означающее наэлектризованную атмосферу всеобщего интереса и повышенных ожиданий вокруг компании, технологии и т. п.). Иными словами, потускнела та аура успеха и безошибочности, которая окружила компанию и ее лидера за эти три года непрерывного роста, последовавшего за чудесным одномоментным, с приходом Джобса, выздоровлением. Такое резкое падение при относительно незначительном поводе показало не только кризис ожиданий инвесторов, но и кризис безоговорочного доверия к Джобсу: на этот раз и его “магия” не помогла удержать ситуацию. Именно этот фактор может помешать акциям быстро вернуться к прежнему курсу. Теперь “ауру” надо начинать латать и воссоздавать, пока же все шаги компании будут оцениваться более критично”.
Похоже, задача эта Джобсом и его компанией блестяще выполнена. Во всяком случае, магия - самое удобное, самое модное в эти хоббито-поттеровские дни и, пожалуй, самое правдоподобное объяснение наблюдаемого нами феномена.
...Последнее показание счетчика, 70,3-15,5-14,2%, я снял около восьми вечера, выключая рабочий компьютер, а когда после полуночи опять вошел в Сеть из дома, “избирательный участок” там был уже закрыт.
P. S. Something Happened, или Про Летающую Корову
...В общем, это была классическая ситуация “не могу молчать”, и к утру вышеприведенная колонка была написана - хотя до сдачи номера оставалась еще целая неделя.
Но вечером 6-го что-то дернуло меня зайти к Шёнфельду еще раз - вдруг, думаю, вывесили окончательные итоги и есть к ним какой-то комментарий.
...Ребята, так не бывает. Потому что ТАК НЕ БЫВАЕТ.
Голосование продолжалось. Картинка была следующая:
В голове еще раз что-то сдвинулось, но уже как-то по-другому, и единственная ассоциация, вертящаяся в ней, была с героиней Раневской из “Весны”: “Я больной... Лев Маргаритович...”.
Что-то случилось...
Если кто-то догадывается, что именно, убедительная просьба сообщить по адресу: sergeyn@ pcmag.ru.
...Да-да, правильно, Заходер тоже об этом просил. И по близкому в вероятностном смысле поводу:
...Кто увидит, что корова пролетает в вышине, пусть сейчас же телеграммой (лучше - срочной телеграммой!) сообщит об этом мне!
6 февраля, 17:37.
P. P. S. А они что-то знают...
Сначала я хотел дождаться выхода номера и не выносить своего открытия из редакции, но уже на следующий день человеческое взяло верх над профессиональным, и я позвонил нескольким друзьям (их ответы были примерно такими же, как и в редакции) и в Apple IMC, где про статью Шёнфельда тоже еще не слышали. Это дало мне возможность сыграть все в ту же угадайку с Владом Завьяловым, менеджером как раз по домашним продуктам. Я рассказал ему про опрос, дальше диалог был следующим:
... - И как ты думаешь, какие результаты?
- Конечно, мы выиграли.
- Ну а цифры?
- Я думаю, процентов 80 у Apple.
- ... (пауза. Я прихожу в себя, у Влада открывается страница; там по-прежнему 82 с чем-то процента.)
- Хм... обидно - на два процента ошибся!
...Все-таки люди Джобса что-то такое знают, неведомое нам.