ОБРАЗОВАНИЕ
Владимир Дрожжинов, Александр Штрик
Вряд ли сегодняшние школьники знают, чьи слова вынесены в заголовок этой статьи. Оно и понятно, в России всегда быстро предавали забвению ушедших властителей, многотомье их трудов и с экстазом тиражировали высказывания очередного лидера. Однако в цивилизованном обществе все крутится вокруг одних и тех же вечных ценностей - еда, работа, отдых, жилище, зрелища, здоровье и образование. Поэтому лидеры и озвучивают по сути одни и те же проблемы, но своими словами и с присущими моменту акцентами. Образование всегда было излюбленной темой руководителей нашей страны (от Ленина, читай заголовок, до Путина) и, надо отметить, в СССР оно было поставлено отменно, как в средней, так и в высшей школе.
Аналитики полагают, что сегодня только государства, вкладывающие немалые средства в инновационную деятельность, фундаментальную и прикладную науку и обладающие технологичной системой школьного и высшего образования, переобучения и повышения квалификации, имеют будущее на глобальном динамичном рынке товаров и услуг.
В России вызов времени принят, вот почему здесь широко обсуждается переход на 12-летнее среднее образование и единый выпускной госэкзамен, идет компьютеризация школ, создаются новые учебники и методики преподавания. Однако для стратегического управления этим процессом на государственном уровне нужны точки отсчета, а также сопоставительный анализ (бенчмаркинг), чтобы знать, как обстоят дела с образованием в других странах.
Международная программа оценки знаний школьников (Programme for International Student Assesment, PISA), инициированная Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economis Cooperation and Development, OECD - www.pisa.oecd.org, далее программа OECD/PISA), определяет уровень знаний, получаемых учащимися в средних школах, и степень их подготовленности к активному включению в жизнь общества. Программа предполагает тесное международное сотрудничество при разработке методики тестирования, позволяющей получать сопоставимые результаты. В рамках программы знания будут оцениваться регулярно один раз в три года, на основе выборки, охватывающей в каждой стране от 4000 до 10 000 школьников 12-15 лет. Главным итогом данной инициативы должны стать рекомендации и предложения по совершенствованию политики в области образования и обучения.
Основное внимание в программе OECD/PISA уделяется проблемам, стоящим перед правительствами в области подготовки молодежи к самостоятельной жизни, а также динамической модели пожизненного обучения, позволяющей в любом возрасте приобретать новые знания и умения, необходимые для успешной адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающего мира.
С этой целью в течение девяти лет в разных странах будет происходить мониторинг школьного образования.
Программа OECD/PISA призвана оценить:
- знания и умения школьников с позиции их подготовленности к жизни в обществе;
- широту и глубину получаемого образования;
- уровень социальных возможностей.
Оценка будет вестись по трем критериям: общая грамотность или подготовленность (reading literacy), математическая подготовленность (mathematical literacy) и научная подготовленность (scientific literacy).
В исследованиях, проведенных OECD/ PISA в 2000 г., анализировались мотивации школьников и их социальная ориентация, а в 2003 г. предполагается специально исследовать возможности, позволяющие школьникам адаптироваться во взрослой жизни.
Для каждого критерия предусмотрена шкала оценок, включающая шесть уровней, обозначаемых баллами от 0 до 5. Самый высокий уровень знаний оценивается привычной нам пятеркой.
Общая грамотность школьника определяется при работе с различными видами текстов, от поиска конкретной информации и до интерпретации текстов и отражения их особенностей и характеристик. Такие тексты включают не только стандартные упражнения, но и различные типы документов - формы, графики, таблицы, диаграммы и т. д.
Математическая грамотность предполагает несколько уровней подготовки, начиная от выполнения стандартных математических операций и заканчивая демонстрацией математического мышления и математической интуиции. Учитывается умение применять случайные величины, вероятности, количественные отношения, определенные и неопределенные связи и т. д. Знания оцениваются по трем областям математики - алгебра, численный анализ и геометрия.
Таблица 1. Показатели общей грамотности школьников
Научная грамотность определяется умением использовать ключевые научные концепции для понимания процессов, происходящих в окружающем мире, и принятия решений на их основе. Учитывается умение формулировать научные задачи, разрабатывать научные заключения и пользоваться ими. Концепции должны охватывать сферы как естественных, так и гуманитарных наук.
Таблица 2. Показатели математической
подготовленности школьников
В табл. 1-3 отражены результаты исследования, проведенного в соответствии с программой OECD/PISA в 2000 г. в 32 странах мира и охватившего 265 тыс. учащихся средней школы.
Таблица 3. Показатели научной подготовленности школьников
В результате выяснилось следующее:
- в среднем у 10% школьников в наиболее развитых странах мира уровень общей грамотности соответствует 5 баллам. Они понимают сложные тексты, верно оценивают информацию, строят гипотезы и проявляют специализированные знания. В Австралии, Канаде, Финляндии и Великобритании таких “умников” в среднем от 15 до 19%.
- школьники, показавшие уровень общей грамотности на уровне нуля баллов, составляют 6%. Единицей оцениваются знания более 12% учащихся, которые способны передать содержание информации или определить главную тему текста, но имеют серьезные пробелы в общей грамотности, что уменьшает шансы на получение дальнейшего образования.
- Япония и Корея лидируют по числу школьников, чей уровень математической и научной подготовленности оценивается пятью баллами;
- во многих странах юноши отстают от девушек по уровню общей грамотности;
- существующая между странами разница в уровне жизни отражает разные возможности образовательной среды;
- в половине обследованных стран юноши демонстрируют более высокую математическую грамотность по сравнению с девушками. В то же время число юношей и девушек, имеющих низшие уровни математической грамотности, примерно одинаково. Приблизительно такая же ситуация наблюдается и в отношении научной грамотности;
- почти половина всех опрошенных школьников рассматривают математику как важную дисциплину в целом, но лишь немногие считают ее необходимой для своего будущего;
- в 20 из 28 стран почти каждый четвертый ученик не считает необходимым посещать школу. Особенно высок процент “отказников” в Бельгии (42%), Канаде (37%), Венгрии (38%), Италии (38%), США (35%). Взаимосвязь между отношением школьников к учебе и уровнем их знаний - достаточно сложная, но в целом позитивное отношение к обучению стимулирует усвоение знаний;
- более высокому уровню удельных затрат на обучение одного школьника соответствует и более высокий уровень знаний, но не всегда;
- школьников из более обеспеченных и развитых семей отличает более высокий уровень знаний, однако эти различия по-разному проявляются в разных странах. Общая грамотность канадских, финских, исландских, японских, корейских и шведских школьников выше среднего уровня, а влияние социальной среды на них сказывается незначительно. В Чехии, Германии, Венгрии и Люксембурге - ситуация обратная;
- уровень грамотности широко варьируется в зависимости от конкретных школ, однако существуют страны, где преподавание в большинстве школ достигло высоких стандартов. В тех странах, где различия между школами велики, значительная часть этих различий вызвана социально-экономическими условиями.
Как выяснилось по результатам исследования, Финляндия лидирует по уровню общей грамотности школьников, а Япония и Корея - в математической и научной подготовленности. Все три перечисленные страны также относятся к государствам с самым малым разрывом между наиболее и наименее грамотными школьниками.
Проблемы образования в России достаточно полно отражены в проекте “Российский портал развития” (www.russia-gateway.ru). Анализируя использование электронных технологий в российском обществе и состояние дел в области обеспечения компьютерной грамотности населения и подготовки специалистов, в том числе и для сферы ИТК, эксперты приводят следующие показатели. В 2000 г. в России насчитывалось 68 тыс. общеобразовательных школ, из них 46 тыс. сельских. В 2000 г. один ПК приходился в среднем на 500 учащихся (в Москве - на 200). В странах Европы один ПК приходится на 10-15 учеников. К Интернету в 2000 г. были подключены только 3% школ; в апреле 2001 г. этот показатель увеличился до 4,5%. Таким образом, для российских детей основным источником знаний по компьютерам и точкой доступа в Интернет является не школа, а дом, Интернет-кафе и др.). Только 20% школ имеют специального преподавателя по информатике и таким образом один преподаватель приходится на 1000 школьников. Качественно изменить сложившуюся ситуацию призвана подготовленная федеральная программа “Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.”, а также специальная программа компьютеризации сельских школ.
В системе высшего образования ситуация несколько лучше. В 2000 г. в России насчитывалось 939 вузов (590 государственных и 349 частных) и в 284 из них ведется подготовка специалистов по ИКТ. Все вузы оснащены ПК и почти 50% из них имеют доступ в Интернет. Около 300 вузов располагают собственными Web-сайтами. В ряде вузов начинает развертываться дистанционное обучение. В полном объеме такую работу ведут два вуза, около 50 реально используют отдельные технологии дистанционного обучения и более 30 планируют их развернуть в ближайшее время. Кроме того, в Интернете зарегистрировано около 1800 образовательных сайтов, которые могут быть использованы в учебном процессе.
Однако и данные, полученные в рамках проекта “Российский портал развития”, и результаты оценки грамотности российских школьников по программе OECD/PISA приводят к неутешительному выводу о том, что традиционно высокое качество ранее советской, а ныне российской системы школьного образования демонстрирует явную тенденцию к ухудшению.
С авторами можно связаться по адресу: sadroz@rol.ru.