В ВВС США считают, что технология XML вполне созрела для поддержки глобальной системы доступа к документам
На сегодняшний день сложилась довольно странная ситуация с серверами баз данных на основе XML: этот язык всеми признан в качестве основы для грядущего этапа развития э-коммерции, но совершенно ясно, что XML-СУБД все еще не готовы к широкому применению в бизнесе. В отсутствие внятных стандартов для XML-запросов и достаточного числа примеров масштабного развертывания баз данных такого типа большинство ИТ-менеджеров предпочитают хранить контент в куда более знакомых реляционных СУБД.
Соображения здравого смысла, однако, не помешали ВВС США поместить сервер баз данных на XML в центре новой глобальной системы доступа к служебным документам на основе Web. Это решение уже приносит отдачу, позволив ведомству сэкономить на одной из своих оборонных систем более 800 тыс. долл. Кроме того, как выяснилось, XML-базы вполне можно масштабировать, и поэтому ВВС сегодня значительно расширяют сферу применения технологии XML-СУБД.
Пробным внедрением этой технологии в службах ВВС стал проект, реализованный в начале прошлого года с целью обеспечения поискового Web-доступа к полутораста тысячам страниц технической документации, связанной с самолетами наблюдения E-3 системы раннего обнаружения и наведения AWACS (Airborne Warning and Control System).
До этого вся документация хранилась в SGML-файлах (Standard Generalized Markup Language - стандартный обобщенный язык разметки) и при необходимости распечатывалась для удовлетворения нужд отделов технического обслуживания, снабжения и других служб ВВС. Однако вся процедура от подготовки запроса до получения распечатки порою занимала до полутора месяцев. Чтобы сократить затраты по обновлению и распространению документов, служащие ВВС вместе с Центром электронных систем ВВС США, расположенным на военной базе Hanscom в Бедфорде (шт. Массачусетс), разработали план по переводу SGML-файлов на XML с одновременным их переносом в централизованный репозиторий и обеспечением поискового доступа к информации с помощью браузеров.
Для выполнения проекта службы ВВС заключили контракт с системным интегратором корпорацией Veridian (Арлингтон, шт. Виргиния). Она разработала систему, состоящую из двух частей, каждая из которых реализована в виде Web-сервиса и взаимодействует с XML-СУБД TextML Server фирмы Ixiasoft (Монреаль).
Одна из частей этой системы под названием TPMS (Transition Process Manager Services) обеспечивает проверку корректности SGML-документов ВВС и их перевод на язык XML с использованием инструмента OmniMark корпорации Omni-Mark Technologies (Оттава). Для трансляции документов работники четырех центров ВВС, отвечающих за обслуживание документации AWACS, воспользовались клиентским ПО для публикации материалов, которое взаимодействует с системой TPMS через интерфейс прикладного программирования протокола SOAP (Simple Object Access Protocol).
С помощью второго компонента системы AWACS, именуемого EDMS (Enterprise Document Management Services), персонал разбросанных по всему миру баз ВВС США может посылать запросы к XML-базе данных и просматривать нужные документы через Web-браузер и служебную сеть ВВС. EDMS, как и блок TPMS, использует для доступа к XML-СУБД TextML интерфейсы прикладного программирования Web-сервисов.
В EDMS применен фирменный механизм обработки запросов, встроенный в серверный СУБД-продукт TextML. Пользователи могут запрашивать информацию одновременно из многих документов благодаря механизму динамического просмотра XML-тегов, отражающих содержание данного документа или набора документов.
Представители ВВС и Veridian заявляют, что явно удовлетворены решением взять за основу XML-СУБД TextML фирмы Ixiasoft вместо реляционной СУБД. По словам Брюса Уотсона, менеджера проекта со стороны Veridian, применение реляционной базы данных для хранения и доступа к XML-данным AWACS обошлось бы намного дороже, потому что его специалистам пришлось бы писать код для преобразования XML-данных в форму, пригодную для хранения в строках и столбцах и обратной их трансформации при просмотре.
Тем не менее Уотсон и представители ВВС признают, что выбор в пользу технологии XML потребовал определенных компромиссов. Скажем, Veridian и службам ВВС пришлось приобрести для взаимодействия с сервером TextML фирменную подсистему обработки запросов. Подход, применяемый Ixiasoft для выполнения запросов, не использует так называемый стандарт XQuery, предложенный и недавно усовершенствованный консорциумом World Wide Web.
Пока Ixiasoft не введет в свой продукт поддержку XQuery, функции запросов в системе AWACS будут всецело зависеть от одного производителя и ВВС придется довольно трудно, если Ixiasoft не сможет продолжать свою деятельность или на рынке появится более сильный продукт. По словам Уотсона, представители ВВС полностью отдают себе в этом отчет, но он считает, что потенциальные выгоды оправдывают риск. Руководство Ixiasoft заявило, что компания поддержит технологию XQuery, как только она станет полноценным и признанным стандартом W3C. К тому же TextML сохраняет данные в стандартном формате XML. Поэтому, по крайней мере теоретически, ВВС может переходить с одной XML-СУБД на другую или при необходимости использовать иной стандартизованный механизм обработки запросов.
“Мы понимаем, что пошли на некоторый риск, однако считаем наши действия вполне разумными”, - заявил Уотсон. Эту точку зрения разделяют и представители ВВС. Теперь, когда система поиска документов по AWACS уже заработала, в ВВС рассматривают возможность использования технологии Veridian для доступа к документам, связанным с другими крупными оборонными системами. На базе ВВС Wright-Patterson вблизи Дейтона (шт. Огайо) скоро начнут тестирование системы Air Force Common Viewer. Если окажется, что она сможет обрабатывать крупные объемы документов (в потенциале до 16 млн. страниц), то в течение года, по словам менеджера проекта Стивена Холлоуэя, ВВС развернут эту систему в масштабе всего ведомства.
“Все это делается ради повышения эффективности нашей работы и экономии средств”, - отметил Холлоуэй.