ОБЗОРЫ
Термин “управление взаимоотношениями с клиентами” буквально ворвался в жизнь российских корпораций. Разумеется, все мы и раньше (по крайней мере в последнем десятилетии ХХ века) знали, что есть клиенты и есть взаимоотношения с ними, что клиентов надо любить, а отношения выстраивать и даже управлять ими. Между тем над решением именно этой задачи - как управлять - уже довольно давно, лет 20, работают на Западе. В результате там появилась концепция Customer Relationship Management (CRM - управление взаимоотношениями с клиентами), на основе которой в последние годы двадцатого столетия было создано немало программно-технических решений.
В отличие от Запада знакомство российских менеджеров как с самой концепцией CRM, так и с решениями, позволяющими внедрить у себя соответствующую концепцию на уровне готовой технологии, происходит практически одновременно. Более того, темпы роста числа компаний, предлагающих внедрение CRM-систем на российском рынке, уже отчасти дезориентируют рынок, так как происходящее может вызвать ощущение отсталости и стремление немедленно начать наверстывать упущенное. Не стоит торопиться. Перефразируя крылатую фразу, скажем “отношения с клиентом не терпят суеты” и попробуем спокойно разобраться с тем, какие решения в области управления отношениями с клиентами и кем предлагаются сегодня на российском рынке.
Подавляющее большинство систем, автоматизирующих бизнес-процессы взаимоотношений предприятия и его клиентов, - западного производства. Это логично, так как на Западе создание подобных систем началось более десяти лет назад и, естественно, за этот срок системы успели нарастить функциональность и “обкататься” в реальном использовании, чем выгодно отличаются от всех российских аналогов, которых, впрочем, еще очень немного.
Поскольку в основе всех CRM-систем лежит по сути одна и та же концепция, то и сами системы во многом схожи. В такой ситуации сделать однозначное заключение о том, что какая-то система лучше всех остальных, невозможно, да это было бы и некорректно. Следовательно, правильно будет говорить о системе, которая может быть лучше или хуже для каждого конкретного случая.
В этой статье собраны сведения о восьми наиболее активно продвигаемых в России программных решениях класса CRM. Надеемся, что эта информация поможет тем, кто уже завершил этап постановки задачи и переходит к выбору конкретной платформы.
Западный CRM-набор
Из числа “тяжелых” (многофункциональных и дорогих) систем, занимающих ведущие позиции на мировом рынке, на российском рынке представлены два пакета: Siebel Enterprise Edition и Oracle CRM.
Из систем “среднего класса” в России представлены практически все продукты, определяющие развитие мирового рынка в этом сегменте.
Общий список компаний и их CRM-продуктов получился следующим:
- Siebel (решения Siebel Enterprise Edition и Siebel Mid-Market Edition)
- Oracle (Oracle CRM)
- Interact Commerce (SalesLogix)
- Frontstep (Frontstep Channel Center)
- Clientele (Clientele)
- Peregrine (Remedy ARS)
- Pivotal (Pivotal)
Критерии оценки
Все решения оценивались по единому базовому набору критериев, позволяющих судить о принципиальной пригодности системы для конкретных задач. Детальные критерии выбора составляются в каждом отдельном случае в зависимости от поставленной задачи.
Для первичного отбора продуктов и компаний, их продвигающих, предложено семь критериев:
- наличие представительства компании-производителя в России;
- ценовая политика производителя/поставщика;
- наличие русскоязычного интерфейса/русификация;
- присутствие поставщика на российском рынке;
- наличие у производителя линейки продуктов (ERP, Portal и т. п.);
- функциональность (интегральная оценка);
- имидж торговой марки производителя на рынке.
Рассмотрим эти критерии подробнее.
Представительство компании-производителя в России. Наличие собственного представительства означает заинтересованное внимание производителя к национальному рынку, которое может выражаться в специальной ценовой политике, в создании отраслевых пакетов, наличии поддерживаемой производителем русификации, в оперативном реагировании специалистов производителя на возникающие проблемы и пр.
Ценовая политика. Один из наиболее значимых факторов в России. Следует, однако, помнить, что стоимость лицензий на программный продукт - лишь часть общей стоимости проекта внедрения, и нередко меньшая часть. Вопрос стоимости сопроводительных консалтинговых и внедренческих услуг - это в значительной мере вопрос выбора партнера по внедрению. Кстати, многие подрядчики вообще предпочитают не разделять стоимость ПО и своих услуг, продавая пакет как единое целое.
Ориентируясь на цену, важно не забывать о стоимости технической поддержки и обновления версий продукта.
Русскоязычный интерфейс. Вследствие того, что CRM-система - продукт массового использования на предприятии, наличие русскоязычного интерфейса является обязательным. Продукт должен по крайней мере обеспечивать возможность русификации интерфейсов и безболезненной миграции данной русификации в следующие версии системы.
Поскольку почти все системы, попавшие в данный отчет, допускают русификацию интерфейса, то имеет смысл оценивать лишь наличие готовой русификации, поддерживаемой производителем или его генеральным представителем в России. Это может оказаться важным как при смене компании-подрядчика, так и с точки зрения последующих закупок дополнительных модулей у сторонних фирм. Если русификация централизованная, то все дополнительные модули будут выполнены в едином стиле; если же каждый подрядчик обеспечивает собственный перевод, то возможны различные терминологические несоответствия, существенно затрудняющие работу.
Присутствие поставщика на российском рынке. Этот фактор состоит из двух основных частей - количества реальных поставщиков данной системы в России и планки (стоимость) входа на рынок нового игрока. Почему так важны эти составляющие?
Во-первых, если одна из компаний, продвигающих данное решение или программный продукт, закроет это направление, то клиенты должны иметь возможность найти другого поставщика, способного поддерживать и развивать начатый проект.
Во-вторых, в случае, когда конкуренция невелика или отсутствует, а планка входа на рынок высока, клиент может попасть в зависимость от подрядчика, оказаться в ситуации работы с монополистом, который будет произвольно устанавливать цены на свои консалтинговые и внедренческие услуги по сопровождению и развитию проекта. А если к этому моменту заказчик уже инвестировал в проект значительные средства, то ему ничего не останется, как согласиться на условия подрядчика.
Сопутствующие продукты. Принято, например, считать, что связка ERP+CRM от одного производителя обладает существенно большей эффективностью и меньшей стоимостью, чем интеграция двух различных продуктов, пусть даже и имеющих “фирменный” переходник.
Однако следует быть осторожными. Так, некоторые компании, производящие ERP-системы, не стали разрабатывать CRM своими силами, а приобрели компанию - производителя понравившегося решения. В такой ситуации данная связка описанным преимуществом не обладает.
Функциональность. Один из наиболее трудных вопросов. Ни одно из известных нам исследований функциональности CRM-систем не дает полного представления об их реальных возможностях. Тем не менее данный критерий позволяет указать класс системы, что немаловажно для потенциальных клиентов, а также некоторые особенности (как позитивные, так и негативные) рассматриваемых решений. По существу, в таблице представлена интегральная оценка решений.
Имидж марки производителя. В России пока существуют считанные единицы завершенных проектов по внедрению CRM-решений. Однако существует “унаследованный имидж”. Поэтому имидж конкретной марки на российском рынке в большей степени определяется двумя факторами - имиджем данного продукта на Западе и имиджем компании, которая собирается продвигать его в России.
В таблицу сведены данные о CRM-продуктах, полученные автором в результате знакомства с некоторыми из них и изучения отзывов различных специалистов.
К автору можно обратиться по адресу: egolod@topsbi.ru.
Западные CRM-системы, присутствующие на российском рынке
Критерии | Siebel Enterprise Edition | Siebel Mid-Market Edition | Oracle CRM | SalesLogix | Frontstep Channel Center | Clientele | Remedy ARS | Pivotal |
Представительство в России | Нет | Нет | Oracle CIS | Нет | Компания “Фронтстеп СНГ” | Компания “Эпик-рус” (генеральный эксклюзивный дистрибьютор продукта в странах СНГ и Балтии) | Нет | Компания Columbus IT Partner (генеральный эксклюзивный дистрибьютор продукта в странах СНГ и Балтии) |
Ценовая политика/лицензии | По числу рабочих мест. Средняя стоимость одного рабочего места - около $4500. Подключение дополнительных возможностей (в частности, использование вертикальных решений, сопряжение с ERP-системами, наличие модуля e-business) может поднять цену до $7000 | По числу рабочих мест. Серверной лицензии нет. Стоимость одной лицензии - около $1500 | По числу рабочих мест. Стоимость рабочего места - от $1500 до $6000 в зависимости от комплектации. При этом лицензии на БД и сервер приложений Oracle (Enterprise Edition) предоставляются бесплатно | Серверная и по числу рабочих мест. Стоимость сервера - от $5000 до $15000 в зависимости от комплектации. Рабочее место - от $600 | Серверная и по числу рабочих мест. Открытой информации о стоимости лицензий производитель не предоставляет | По числу рабочих мест. Стоимость рабочего места - $1300. С ростом числа пользователей цена снижается | Серверная и по числу рабочих мест. Отличие лицензий Remedy от лицензий других производителей - они необходимы только для пользователей, вносящих изменения в данные системы. Стоимость - около $1000 на именованное рабочее место (или $2000 на параллельное соединение). Стоимость сервера - $20000 | По числу рабочих мест. Стоимость - около $1500 за рабочее место. Есть спецпредложение для малых предприятий, включающее базовую функциональность системы (до 150 пользователей), и специальную стоимость |
Русскоязычный интерфейс/ русификация | Архитектура ПО позволяет провести требуемую модификацию. В настоящий момент часть модулей переведена на русский язык компанией IBS | См. Siebel Enterprise Edition | Русификация производится компанией Oracle. Объявленный срок окончания русификации - весна 2002 г. | Компанией Sputnik Labs произведена полная русификация системы. Другие компании, занимающиеся продвижением системы, не сообщали о поддержке этой локализации | Русификация выполняется российским представительством компании | Русифицирована | При описании бизнес-процессов и бизнес-сущностей компании-пользователя система позволяет указать язык интерфейса | Продукт русифицирован компанией Columbus IT |
Присутствие на российском рынке | Продавать продукт может только сама компания Siebel Systems. Партнерам предоставляется возможность оказывать услуги по внедрению продукта. IBS - единственный партнер, имеющий право оказывать такие услуги. Минимальная сумма, которую необходимо единовременно заплатить за статус партнера (взнос + обучение), - $25000 | Необходимо стать партнером Siebel, приобретя у компании партнерскую лицензию или получив статус Navision Solution Center (NSC) по продуктовой линейке Seibel. Партнеры в России - компании Navision, IBS (NSC), РБК (NSC) и Sputnik Labs (NSC) | Поддерживают продукт компании “УСП Компьюлинк” и TopS Business Integrator. “Компьюлинк” - только Oracle CRM. TopS BI продвигает линейку бизнес-приложений, входящих в состав комплексного продукта Oracle E-Business Suite | Продвижением продукта занимаются компании A.Systems (Actis Systems), Sputnik Labs и “Формула безопасность” | Решения на базе этого продукта предлагают компании Frontstep CIS и TopS BI | Решение продвигают компании “Эпик-рус” и Incap | Официальные партнеры - компании IBS, TopS BI, “Открытые технологии”. Решения CRM-класса на этой платформе пока предлагает только TopS BI | Поставщик - компания Columbus IT. Также о поддержке решений на базе этого продукта объявила группа компаний TopS BI |
Наличие у производителя линейки продуктов (ERP, Portal и т. п.) | Siebel - самостоятельный продукт. Имеет модули для подключения и интеграции с большим количеством систем сторонних производителей (коннекторы) | См. Siebel Enterprise Edition.Часть модулей соединения (коннекторов) поставляется только с пакетом Siebel EE | Полный спектр бизнес-приложений. Для интеграции с продуктами других производителей есть решение Oracle Applications InterConnect | Только CRM-пакет. Однако после покупки компании группой Sage Group, производящей ERP-системы, возможно появление спектра продуктов | Линейка продуктов - ERP, CRM, SCM, e-Procurement, e-Shop и т. п. Для интеграции используется специальный продукт Frontstep Active Link | Имеются, но компания не прилагает усилий к их интеграции с Clientele | С недавних пор Remedy является частью группы Peregrine, которая располагает линейкой продуктов | Employee Portal, e-Business Suite |
Функциональность | Мощная и развитая система. Основной козырь - наличие большого (20) числа вертикальных надстроек - готовых решений для конкретных отраслей (Siebel Finance, Siebel Telecommunications, Siebel Pharma и т. д.) | Упрощенная версия, на 100 рабочих мест (есть также ограничения по обороту компании и по структуре родительских организаций). В данной версии только два вертикальных решения - для финансов и страхования | Сравнительно новое решение для Oracle. Функциональность системы наращивается с каждым следующим релизом. Также готовится ряд вертикальных надстроек. В настоящий момент известно об Oracle CRM for Telecommunications, Trade Management (индустрия потребительских товаров) и Citizen Interaction Center (решение для госструктур) | Функциональность, характерная для CRM-решения среднего класса. Плюс: удобный интерфейс. Минусы: низкий уровень технологической архитектуры системы. На практике это может приводить к нестабильному функционированию и сложностям при наращивании функциональности системы. Следствием этого является низкая способность системы к интеграции со сторонними продуктами | Функциональность, характерная для CRM-решения среднего класса. Плюсы: довольно удобный интерфейс, который полностью базируется на Интернет-технологиях. Минус: ориентация архитектуры системы на платформу Microsoft делает возможным использование только Internet Explorer | Функциональность, характерная для CRM-решения среднего класса. Минусы: возможность работать с базами данных только с использованием MS Access в качестве шлюза | Мощная многофункциональная платформа. Плюсы: способность к интеграции с внешними системами; удобные дополнительные средства уведомления пользователей о возникновении тех или иных событий | Функциональность, характерная для CRM-решения среднего класса. Плюсы: продуманная архитектура и возможность легко наращивать функциональность системы в случае необходимости. Минус: ориентация на платформу Microsoft как серверной части, так и клиентской |
Производитель/ имидж на российском рынке | Лидер рынка. Недостатки: огромное количество различных модулей и широкий спектр реализуемой функциональности делают систему крайне тяжеловесной, а ее внедрение может растянуться на годы и стоить миллионы долларов | В качестве претензии называются слишком долгие (по сравнению с другими решениями среднего класса) сроки внедрения, высокая стоимость владения | Признанный мировой брэнд | Компания Interact Commerce - брэнд на рынке CRM-систем среднего класса. Недавно пережила процесс продажи и реструктуризации. Остается одним из ведущих игроков на рынке средних CRM-решений | Более известна как поставщик решений класса ERP | Неизвестна. Более известен партнер - компания “Эпик-рус” (Platinum), правда, с другими продуктами | Высокий рейтинг на Западе. В России малоизвестна, несмотря на ряд удачных внедрений: “МТУ-Интел”, “ВымпелКом”, Международная компания связи | В мире имеет устойчивую репутацию одного из главных конкурентов Siebel на рынке Mid-Market. В России известна мало |