На общей шкале представленных в России ИСУП разработчики располагают “ТБ.Корпорацию” на серединной позиции как по цене решения, так и по заложенной в системе функциональности, предполагая, что заинтересованность в ней может проявить широкий круг потенциальных заказчиков - от небольших фирм до крупных холдингов, от торговых предприятий до сборочных производств (независимо от отрасли).
Универсальность решения объясняется тем, что комплекс “ТБ.Корпорация” был изначально разработан на основе технологии бизнес-процессов (отсюда и аббревиатура “ТБ” в названии), отражающих деятельность предприятия в формализованном обобщенном представлении, а потому способных описать различные виды деятельности. При этом стоимость системы заметно ниже западных аналогов, а нетрадиционный способ ее внедрения позволяет очень быстро перейти к рабочей эксплуатации.
В “ТБ.Корпорации” параллельно осуществляется бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, а данные поступают из одних и тех же документов - участников бизнес-процессов. При этом важно, что “ТБ.Корпорация” не навязывает свою схему и регламент работы предприятия, а позволяет полностью использовать сложившуюся технологию ведения бизнеса.
“ТБ.Корпорация” объединяет в себе несколько специализированных модулей: “ТБ.Бухгалтерия”, “ТБ.Склад”, “ТБ.Торговля”, “ТБ.Зарплата”, “ТБ.Кадры”, “ТБ.Планирование” и универсальный модуль “ТБ.Управление”.
Все модули комплекса используют единую информационную базу, из которой можно получить любые данные о финансовых, материальных и людских потоках. Внедрение модулей в различных подразделениях может осуществляться поочередно или параллельно на действующей общей схеме функционирования предприятия. Таким образом, автоматизированный комплекс, как и само предприятие, представляет собой единое целое, полностью отражая структуру бизнеса в том или ином разрезе.
Центр управления
“ТБ.Управление” - это наиболее технологичный модуль, вобравший в себя квинтэссенцию “ТБ.Корпорации”. Он осуществляет полный контроль за прикладными аспектами бизнес-процессов предприятия за счет применения понятных управленцу метафор и гибко настраиваемого функционала. В то время как другие специализированные модули предоставляют доступ лишь к некоторой части документов, “ТБ.Управление” позволяет увидеть все бизнес-процессы в целом. Именно поэтому в “ТБ.Управление” введены различные инструменты обобщения и анализа информации, такие, как построение текущего баланса и бюджетирование.
Кроме того, эта подсистема позволяет за счет параметрической настройки (путем установки флагов, без программирования) организовывать новые рабочие места - со своим интерфейсом, набором выполняемых бизнес-функций и ограничениями доступа.
Как раз благодаря “ТБ.Управлению” появляется возможность существенно сократить сроки внедрения, поскольку практически сразу же после обследования предприятия заказчика и ввода в систему всех выявленных бизнес-функций, видов ресурсов, ролей субъектов и типов документов “ТБ.Управление” может работать с остальными модулями системы. После этого остается лишь несложная настройка пользовательского интерфейса и прав доступа сотрудников. На ключевых участках учета предполагается использовать типовые рабочие места (например, модули для бухгалтерского или складского учета), а нестандартные задачи решаются настройкой рабочих мест в модуле “ТБ.Управление”. Благодаря этому срок окупаемости системы резко сокращается.
На этапе эксплуатации системы с помощью параметрической настройки также можно оперативно вносить изменения в структуру бизнес-процессов, быстро добавлять новые функциональные возможности и рабочие места силами сотрудников предприятия, прошедших обучение.
Взгляд изнутри
Если необходима более серьезная и специфическая настройка, можно создать новый модуль “ТБ.Корпорации”. Как видно из рис. 1, в состав комплекса входит инструментальная среда “ТБ.Студия”, предназначенная для разработки специализированных модулей. Она содержит мощный визуальный редактор форм, средства управления базами данных, встроенный объектно-ориентированный язык “ТБ.Скрипт” (компилируемый) с удобными средствами отладки.
Рис. 1. “ТБ.Студия” предназначена для разработки специализированных модулей
“ТБ.Ядро”, обозначенное на той же схеме (рис. 1), - это набор программ (сервер данных, сервер расчетов, сетевое и клиентское ПО), обеспечивающих работу всех подсистем из состава комплекса “ТБ.Корпорация”.
Все остальные блоки реализованы в “ТБ.Студии” и выполняются в среде “ТБ.Ядра”. Подсистема “Структура бизнеса” позволяет вводить в систему формализованные описания бизнес-функций (таких, например, как отгрузка со склада), ролей субъектов (юрлицо), типов операционных и первичных документов, а также типов рабочих мест. Кроме того, она позволяет вести архив референтных моделей бизнеса как в объеме отраслевой специфики целого предприятия, так и по рабочим местам. Подсистема “Бизнес-данные” обрабатывает информацию о конкретных бизнес-процессах (допустим, об отгрузке со склада десяти стульев контрагенту №+ от 01.01.2002), субъектах, ресурсах (в частности, товарах), операционных документах.
Подсистема справочников необходима для ведения таблиц с основными справочными данными (например, справочники о юридических и физических лицах, валют, единиц измерения, ставок). Базовые первичные и отчетные документы - это подсистема “ТБ.Корпорации”, отвечающая за первичные и отчетные документы, установленные законодательством.
Остальные прикладные подсистемы (рабочие места) являют собой набор программ, предоставляющих различным группам пользователей инструменты обработки информации и ее наглядного представления.
“ТБ.Ядро” выполнено в трехуровневой архитектуре “клиент-сервер” (см. рис. 2) - тонкие клиенты подключаются к серверу приложений, который, в свою очередь, взаимодействует с сервером базы данных. Кроме того, клиенты используют и так называемый сервер расчетов (средство генерации отчетов и сведения управленческого и бухгалтерского балансов).
Рис. 2. Архитектура системы “ТБ.Корпорация”
Возможно распределение серверной части системы по нескольким компьютерам. Так, SQL-сервер может работать на одном компьютере, “ТБ.Сервер” (сервер бизнес-приложений) - на другом, а сервер расчетов - на третьем.
Система ориентирована на СУБД MS SQL Server 7 (или 2000). Одновременно обеспечивается возможность работы с СУБД Oracle 8 (или 8i), Informix, IB DataBase, а также (в демонстрационном режиме на данных небольшого объема) - с СУБД Paradox.
Для тех случаев, когда подключить некоторые рабочие места к единому серверному узлу невозможно (скажем, из-за того, что каналы связи работают медленно или нестабильно), предусмотрен удаленный режим работы. При этом реплицируются не записи БД, а операционные документы, регистрирующие бизнес-процессы.
О ценовом диапазоне
В среднем цена одного клиентского места “ТБ.Корпорации” составляет около $500, а серверная часть ПО поставляется бесплатно. Причем на клиентском месте может быть установлено несколько прикладных модулей - цена при этом изменяется незначительно и зависит в основном от того, насколько сложную настройку потребовал выполнить заказчик. Базовая конфигурация подсистем включает наиболее употребительные настройки. К цене рабочих мест следует также прибавить стоимость обследования (она зависит от масштабов автоматизируемого предприятия и может доходить до десятков тысяч долларов). Учитывая широкий набор функций системы и ее архитектуру, рассчитанную на корпоративное использование, стоимость комплекса, скорее всего, покажется многим потенциальным клиентам невысокой (по сравнению с другими известными системами данного класса).
От редакции
Высокую динамику развития российского сегмента интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) давно уже никто не оспаривает. Здесь представлены программные решения на любой вкус и любой размер. Конкуренция неуклонно растет, и продвигать продукты в таких условиях становится все труднее. В то время как некоторые давние игроки снижают свою активность, сходят с арены или начинают диверсифицировать свою деятельность, находятся отважные отечественные зубры, пытающиеся вывести новые продукты на этот небольшой и уже насыщенный разными предложениями рынок.
Система “ТБ.Корпорация” была представлена потенциальным пользователям полгода назад. По рыночным слухам, московская компания ДИЦ потратила на разработку этого продукта около трех лет. В начале 2001 г. за счет привлечения внешних инвестиций группа программистов была значительно расширена и образована компания “ТБ.Софт” - www.tbsoft.ru, занимающаяся исключительно разработкой и продвижением системы “ТБ.Корпорация”. В приведенной ниже статье мы попытались дать читателям некоторые представления об архитектуре и возможностях этого нового продукта, позиционируемого как ИСУП для предприятий среднего масштаба.