От РИФ к “Национальной премии”

КОНФЕРЕНЦИИ

Интернет становится средой бизнеса и развлечений

Влад Боркус

Часто говорят, что Интернет не оправдал возлагавшихся на него надежд. Конечно, на развитие Сети потрачены миллиарды долларов, а построенный в итоге бизнес оказался не столь уж прибыльным. Но нельзя не замечать и другого - в результате всей этой кутерьмы создана совершенно новая коммуникационная среда, без которой современное общество жить уже не может. На Западе “Паутина” вошла в жизнь почти каждого человека, но и в России она занимает все новые ключевые рубежи.

Что мы имеем на сегодня? В марте у Mail.ru состоялся праздник - открыт пятимиллионный почтовый ящик, поисковая система “Яндекс” зафиксировала, что объем русского Интернета достиг одного терабайта (т. е. 240 байт), Интернет-холдинг “Рамблер” объявил о своем измерении числа пользователей Рунет - 5 млн. человек (по данным исследовательского агентства “Комкон”, это число равно 4,8 млн. человек), ну и так далее, подобных фактов скопилось множество. Они подтверждают один вывод - к Сети подключилась уже заметная часть российского общества.

Но 5 млн. пользователей - это порог, после которого качественно меняется состав аудитории. Она все больше состоит из людей, далеких от техники и стремящихся уже не только к поиску информации (спрос на нее никуда не исчезнет), но и к ведению через сеть деловых отношений, а также к развлечениям.

Два мероприятия начала весны - “Российский Интернет-форум 2002” (РИФ) и церемония вручения “Национальной Интернет-премии Награда.ру” - и отчетливое смещение интереса большей части тусовки с первого направления использования Сети на второе и третье оказались лишним подтверждением этой тенденции. Так, на вручении Интернет-премий, прошедшем в андеграундном клубе “Точка”, был аншлаг. Вел ее г-н Стрельников (VJ с MTV), а статуэтки номинантам вручали люди, зачастую весьма далекие от Сети, - музыкальный критик Артемий Троицкий, писательница Мария Арбатова, режиссер Андрей Кончаловский и т. п. Больше всех призов собрал проект Mult.ru, известный своими прикольными мультфильмами, публикуемыми в формате Macromedia Shockwave Flash. Вывод - пользователи соскучились по развлечениям!

В противовес “Награде.ру” РИФ прошел с гораздо меньшей помпой. С формальной стороны он мало чем отличался от своих версий прошлых лет: было много семинаров, посвященных проблемам электронного бизнеса и электронной коммерции, инфраструктуры Интернета, информационных ресурсов, банковских и платежных систем, СМИ, рекламы и маркетинга, аренды приложений (ASP) и корпоративных систем (ERP, CRM, HR, CMS, KM). Однако участников в этом году было заметно меньше, чем год или два назад, приходившихся на бум инвестиций и период краха “новой экономики”.

Форум стал скучнее, утратил былой запал, на нем не было заметно людей из некомпьютерного мира. В общем-то это и отражает изменение роли “Всемирной паутины” в жизни общества. Я думаю, в будущем РИФ должен будет трансформироваться - ему останется роль конференции профессионалов, съезжающихся для получения новой технической информации и обсуждения деловых вопросов.

Но несмотря на заметный пессимизм со стороны участников, РИФ (он проходил под лозунгом “Интернет - среда делового сотрудничества”) впервые в своей истории привлек серьезное внимание государства, высветив еще раз качественную смену роли Сети. На нем выступили министр Российской Федерации по связи и информатизации Леонид Рейман, его первый заместитель Андрей Коротков и другие представители Минсвязи.

Позиция государства

Леонид Рейман отметил в своем выступлении, что Интернет в России уже стал существенным фактором деловой жизни, хотя “электронный бизнес пока не получил у нас в стране достаточного развития. Для этого необходимо преодоление 10%-ного порога интернетизации населения, а в 2001 г. охват услугами Интернета составил всего около 3%”.

Министр подчеркнул важность принятия Правительством РФ Федеральной целевой программы “Электронная Россия (2002-2010 гг.)”, направленной на повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и качества жизни людей за счет массового распространения информационных и сетевых технологий. Для ее реализации необходимо в течение очень короткого времени сделать информацию и знания доступными всем гражданам страны. Это должно означать подключение к Сети школ, библиотек, вузов, организацию центров общественного доступа, предоставление соответствующих возможностей государственным учреждениям всех уровней и учреждениям здравоохранения.

По мнению г-на Реймана, самой приоритетной и сложной проблемой развития Рунета остается обеспечение высокоскоростного доступа. Для ее решения потребуется построение высокоскоростных широкополосных магистральных сетей, развертывание мультисервисных сетей в каждом регионе России, создание условий для широкомасштабного использования космических технологий связи. Осуществление этих проектов предполагает наличие определенных экономических предпосылок: внедрение механизмов универсального обслуживания, поэтапное сокращение перекрестного субсидирования, применение в России международных принципов взаимодействия операторов и присоединения их сетей.

Тема “Электронной России”, “Закона об электронной цифровой подписи” и неурегулированных отношений между операторами поднималась и на круглом столе с участием первого заместителя министра связи Андрея Короткова и других чиновников Минсвязи. По мнению г-на Короткова, принятие часто критикуемой программы “Электронная Россия” позволяет “засучить рукава и начать работать”. Он призвал всех не отбрасывать программу сходу, а внимательно ее изучить. Что же касается недоработок программы, то, по мнению замминистра, они будут корректироваться по мере накопления опыта, получаемого в ходе ее исполнения.

Минсвязи наметило три направления действий: анализ ситуации и определение узких мест, решение проблем подключения и изменение старого законодательства, мешающего развитию сектора. В частности, предполагается четко прописать вопросы взаимодействия операторов связи в новой версии закона о связи - больше не будет понятий “присоединяющий” и “присоединяемый” операторы (их заменит термин “взаимодействующий”), а также появится понятие оператора, “занимающего существенное положение на рынке” (т. е. такого, которому вместе с аффилированными структурами принадлежит более 25% рынка). Подобные новшества должны ограничить монополизм операторов и стимулировать развитие рынка.

Представители Минсвязи положительно охарактеризовали и факт принятия закона об ЭЦП, хотя этот закон и вызывает бурю негодования в отрасли. Специалисты министерства же рассматривают нынешний закон как компромисс между заинтересованными сторонами, а главное его достижение видят в узаконивании существования электронного документа. Все проблемы, по их мнению, можно будет решить с помощью подзаконных актов и внесения поправок в закон по мере накопления опыта его применения.