РЕЦЕНЗИИ
Тим Кинтцель. Руководство программиста по работе со звуком. М.: ДМК Пресс, 2000. - 432 с.
Прошли времена, когда звук компьютера ассоциировался с “писком” системного динамика и программировался в виде последовательности включения и выключения соответствующего триггера. Сегодня уже никого не удивляет, что с помощью ПК можно прослушивать музыкальные альбомы, смотреть фильмы, общаться в голосовых чатах и пр. Более того, почти все популярные музыканты используют в своей работе компьютер. И все это стало возможным в результате создания современных технологий хранения, обработки и компрессии звуковых данных.
Но есть и обратная сторона медали. Из-за большого многообразия методов работы со звуком возникла проблема систематизации качественной информации о них. Издательство “ДМК Пресс” (www.dmk.ru) частично разрешило эту дилемму, выпустив в серии “Для программистов” книгу Тима Кинтцеля “Руководство программиста по работе со звуком”. Разработчики найдут в ней ответы на многие интересующие их вопросы: по применению низкоуровневых средств работы со звуком для Win32, Mac OS и UNIX; декомпрессии данных в форматах MPEG, IMA ADPCM; чтению файлов WAVE, VOC, AIFF и AU; воспроизведению файлов MIDI и MOD.
Стоит особенно подчеркнуть, что примерно половину книги занимают исходники кода на языке Си++, которые можно не только использовать в своих приложениях, но и подробно изучать для выявления мелких деталей, не описанных в тексте.
Пособие состоит из семи частей. В первой части описана природа звука, восприятие его человеком и перевод в цифровой вид. Это необходимые основы. Во второй части уже рассмотрены особенности работы со звуком в системах Windows, Mac OS и UNIX (из-за ограниченного объема книги эти вопросы изложены весьма кратко). В третьей части затронуты проблемы компрессии, классы декомпрессоров, нелинейные звуковые форматы, дифференциальная кодово-импульсная модуляция и дельта-модуляция, а также технологии IMA ADPCM и MPEG. Четвертая часть охватывает основные форматы файлов: AU, VOC, WAVE, AIFF и AIFF-C, IFF/8SVX. Пятая часть продолжает тематику четвертой, но уже для музыкальных форматов MIDI и MOD. В шестой части приведены основы обработки звука (преобразование Фурье и основные методы фильтрации). Завершается книга серией приложений, призванных помочь читателю разобраться с азами Си++ и описывающих, как и на каких условиях можно использовать повсеместно приведенный в тексте исходный код.
Наверное, правильнее считать рецензируемую книгу справочником, в котором довольно подробно рассмотрены многие аспекты хранения, обработки и компрессии звуковых данных. Причем для каждого его раздела приведены полные исходные тексты программ. Очень полезно на всякий случай иметь такое издание в ящике стола.