Андрей Колесов, Эдуард Пройдаков
Использование самых новейших технологий не отменяет главного критерия успеха в бизнесе - добросовестной работы. “Молись и работай” - этот лозунг, который появился на входной двери дома семейства Сименсов еще в 1692 году, сохраняет свою актуальность и сегодня, в электронный век. Во время посещения выставки CeBIT’2002 по приглашению компании Siemens Business Services (SBS) нам удалось побывать в старинном немецком городке Гослар, где находятся истоки родословной всемирно известного электротехнического концерна.
Казалось бы, родовой дом не имеет прямой связи с современностью, тем более что он вернулся во владение основателя концерна Вернера Сименса лишь в конце XIX века. Тем не менее связь веков видна в этом трехэтажном здании, расположившемся на узкой улочке средневекового города, где под одной крышей жила большая семья, варили пиво в пивоварне, держали скот и птицу, воспитывали детей, заключали сделки... Каждые три года здесь собираются около 100 представителей семейства Сименсов, разбросанного по всему миру, чтобы пообщаться, съесть традиционный гороховый суп (по преданию, он должен напоминать о трудных временах в жизни семьи) и вспомнить завет предков: “Молись и работай”.
Сегодня Siemens AG - это огромный многопрофильный концерн, для которого информационные технологии составляют лишь одно из направлений бизнеса. И тем не менее его значимость весьма велика: огромные стенды различных компаний Siemens регулярно встречались нам в разных павильонах выставки CeBIT’2002.
SBS появилась в составе концерна относительно недавно: в качестве самостоятельно предприятия она была создана в 1995 г. на основе подразделения, которое до этого выполняло функции центра обработки данных для всех групп Siemens. Тогда перед ней была поставлена задача стать глобальным поставщиком ИТ-услуг (разработка и внедрение проектов, техническая поддержка, обучение и пр.) для крупных корпоративных клиентов. С тех пор оборот SBS увеличился с 450 млн. долл. в 1996 г. до 5,4 млрд. долл., почти 36 тыс. ее сотрудников сейчас работают в 44 странах мира. Компания остается крупным клиентом концерна Siemens AG, но ее доля составляет лишь 30% в общем бизнесе.
SBS входит в состав группы Siemens Information and Communication (вместе с компаниями Information and Communication Networks и Information and Communication Mobile), суммарный оборот которой в 2001 г. составил около 27 млрд. долл. На CeBIT’2002 фирма представила свои экспонаты по трем основным темам: мобильный бизнес, бизнес-процессы и безопасность. В плотном графике выставки нам удалось встретиться и поговорить с председателем правления SBS Паулем Штодденом (Paul Stodden), который возглавил компанию в декабре прошлого года.
Пауль Штодден
PC Week: Как вы оцениваете ситуацию на рынке ИТ-сервиса?
Пауль Штодден: Последние полтора года были очень тяжелыми для всей мировой ИТ-индустрии. Снижение объемов наблюдалось практически во всех сегментах рынка - в поставках компьютеров, ПО, коммуникациях. А вот бизнес в области ИТ-услуг в целом удержался на своем уровне. Хотя роста здесь практически не было, но относительно других направлений он выглядит более устойчивым.
Мы должны честно признать: эйфория в надежде на радужные перспективы развития ИТ-отрасли прошла. Конечно, ситуация восстановится. По нашим оценкам, в этом году рынок минует нижнюю точку спада и вскоре начнется рост. Но он не будет таким стремительным, как в последние “докризисные” годы. Требования клиентов будут меняться, и в этой ситуации роль ИТ-услуг будет возрастать.
PC Week: Тем не менее SBS испытывала в прошлом году явные проблемы. Оборот несколько возрос, но эффективность бизнеса оценивается по получаемой прибыли, которая у компании была отрицательной.
П. Ш.: Я считаю эти проблемы временными. Они в основном вызваны общей ситуацией на рынке, хотя, конечно, нам нужно усиленно работать и над собой, адаптируясь к изменяющимся условиям. Посмотрите: за пять лет наши доходы выросли с 450 млн. до 5,4 млрд. долл. В этом сегменте ИТ-услуг мы занимаем второе место в Германии, пятое в Европе и десятое в мире. Это совсем неплохие результаты!
PC Week: И все же каковы были ваши ощущения, когда вы получили предложение возглавить SBS в конце прошлого года?
П. Ш.: Раньше в течение нескольких лет я уже работал в ряде компаний группы Siemens и поэтому хорошо знаком с бизнесом корпорации. Я принял предложение без особых колебаний, потому что верю в перспективы рынка ИТ-услуг и хорошие шансы SBS в этой области.
PC Week: Конкуренция в этом сегменте довольно серьезна. В чем вы видите конкурентные преимущества SBS?
П. Ш.: Мы предоставляем полный спектр услуг для клиентов - от консалтинга и проектирования до внедрения и полной поддержки работоспособности систем. Мы способны оказывать комплексные услуги международным компаниям, подразделения которых разбросаны по всему миру. Наша фирма в меньшей степени, чем некоторые другие поставщики услуг, связана обязательствами по поставкам собственных продуктов и технологий. Мы действительно можем выполнять проекты с использованием мультивендорных технологий. Я считаю, что наша компания - единственный в мире поставщик ИТ-сервиса, способный предоставить заказчикам полный спектр услуг и решений, включая инфраструктуру, оборудование, проекты и различные сервисы. И наконец, очень важно, что SBS является членом семейства Siemens. Этот брэнд имеет высокую репутацию в деловом мире.
Наша компания готова адаптироваться к быстрым изменениям требований заказчиков, к решению новых задач. На CeBIT’2002 мы сделали основной акцент на мобильных решениях для корпоративных клиентов. Здесь хотелось бы особенно выделить Mobile Enterprise Portal, представленный на нашем стенде. Это соответствует реальному спросу со стороны клиентов. Так же, как и повышенное внимание к вопросам повышения безопасности и надежности информационных систем. У нас имеется большой опыт работы и есть хорошие решения.
Традиционно сильные позиции мы имеем в секторе внедрения и поддержки технологий SAP: в SBS работает более 2600 SAP-консультантов. Очень перспективным является предоставление услуг по управлению проектами, и уже сейчас в компании трудится свыше тысячи менеджеров проектов. Мы будем и дальше усиленно развивать направление ИТ-аутсорсинга.
PC Week: А что вы думаете о перспективах развития бизнеса SBS в России?
П. Ш.: Доля России в бизнесе SBS пока не очень велика, но я верю в перспективы вашей страны. Мы видим рост объема наших услуг в России и не сомневаемся, что этот процесс будет продолжаться. Ваш рынок особенно важен для нас в условиях сегодняшних проблем мировой и европейской ИТ-отрасли.
PC Week: Вы известны как очень успешный менеджер. В чем секрет вашего успеха?
П. Ш.: Секрет только один - умение работать с людьми. Нужно выстраивать отношения с сотрудниками. Нужно, чтобы они вам доверяли.