СЕМИНАРЫ

Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС, Москва) 17-18 апреля провела учебно-практический семинар “Стратегия 2002: управление через систему сбалансированных показателей (технология Balanced ScoreCard, BSC)”, организованный компаниями “Логика бизнеса” (www.blogic.ru), SAP AG (www.sap.com/cis) и IDS Scheer AG (www.ids-scheer.com). Это первый из серии семинаров “Стратегия 2002”, посвященных различным аспектам стратегического управления предприятиями и совершенствованию их деятельности. На семинар в академию собралось более 100 человек из 30 различных городов РФ и зарубежья, в том числе представители высшего руководства и ИТ-менеджеры многих компаний (IBS, АО “Автоваз”, ОАО “СУАЛ-Холдинг”, АО “ВымпелКом”, ОАО “Росно”, ЗАО “ЛУКойл-Пермь”, ОАО “Уралмаш” и др.).

Обширная программа семинара включала презентации технологии BSC, практикум по построению BSC-систем, а также круглый стол. Совместные доклады клиентов и консультантов были посвящены опыту реальных проектов (“Шатура-Мебель”, “AVON/Россия”, “Барклай-Холдинг”).

Мария Каменнова, генеральный директор фирмы “Логика бизнеса”, в докладе “Система сбалансированных показателей. Введение в технологию” отметила, что система BSC - это производная от стратегии. Создание системы - процесс, состоящий из пяти этапов:

- построение стратегической карты (определение структуры и топологии BSC, разбиение стратегических целей по перспективам, установление причинно-следственных связей между целями и назначение ответственных за их достижение);

- определение ключевых показателей результативности (КПР, Key Performance Indicators) верхних уровней;

- построение дерева КПР (измерение КПР верхнего уровня, определение деталей для каждого ключевого показателя эффективности и “увязка” КПР верхнего уровня с КПР уровня процессов);

- разработка плана мероприятий;

- внедрение.

По мнению г-жи Каменновой, BSC - это инструмент стратегического и оперативного управления, позволяющий связать стратегические цели компании с бизнесс-процессами и действиями сотрудников на каждом уровне управления. Это полноценная система КПР (сфокусированная не только на финансовых показателях), которые содержат все важные параметры бизнеса, отражают различные аспекты деятельности компании и позволяют измерить степень приближения к каждой отдельной цели и выстроить последовательность этапов ее достижения. Система BSC ориентирована на действия с учетом опережающих и запаздывающих факторов причинно-следственной связи. Кроме того, она позволяет выстроить систему мотивации персонала на основе КПР и тем самым направить усилия каждого отдельного сотрудника на достижение стратегических целей компании.

С особым интересом был встречен доклад Питера Кеша, директора по консалтингу компании IDS Scheer CEE, посвященный технологии PPM (Process Performance Management). Подробную информацию о ней можно найти по адресу: ppmdemo.ids-scheer.de, www.ids-scheer.com/ppm.

Дискуссии круглого стола “BSC: Сегодня или завтра?” стали самой “горячей” частью семинара, вызвавшей активные дебаты по ряду вопросов. Но большинство участников пришли к однозначному выводу о том, что технология BSC, будучи элементом стратегического контроля, позволяет навести порядок в компании, способствует развитию корпоративной культуры, при этом требует вложения денег в обучение рядовых сотрудников, принимающих участие в развитии предприятия. Почти все участники семинара согласились с тем, что оценки экономической эффективности внедрения BSC-систем пока еще точно не определены (ни один проект в РФ не доведен до логического завершения).

“Логика бизнеса”: (095) 785-1131.

Версия для печати