10 МАЙСКИХ ТЕЗИСОВ (КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ)
1. Власть, на мой взгляд, не должна слишком сближаться с бизнесом, иначе последний просто покупает ее с потрохами и она служит исключительно его интересам. Это существенно замедляет темпы развития общества в целом.
2. Власть ни в коем случае не должна отдаляться от бизнеса и противопоставлять себя ему (и уж тем более -
“наезжать” на него, грубо, глупо и непрофессионально). В конце концов, именно бизнес, а не власть изучает потребителей, придумывает новые продукты и услуги, создает новые рабочие места и совершенствуется в конкурентной борьбе.
3. Бизнес - двигатель прогресса. Но бизнес без тормозов тоже не нужен обществу. Власть должна устанавливать разумные правила игры, при которых бизнес бы развивался, но не тиранил общество. Как в истории про птичку - держать ее надо так, чтобы ей было тепло и не хотелось улетать. Но сильно сжимать ее не надо, иначе ей больше не захочется петь. Другими словами, власть должна овладеть искусством канатоходца на проволоке - уметь балансировать в движении, генерировать разумные законы и контролировать их выполнение. Пока до этого еще далеко.
4. О каких канатоходцах можно рассуждать, когда зарплата высоких чиновников 5-7 тыс. руб.? И это люди, решающие судьбу бюджетных миллионов и серьезных коммерческих структур. Чиновники в нынешнем виде представляют собой большую опасность для общества:
- Гипотеза номер один: они нищенствуют и голодают, как легендарный ленинский нарком продовольствия (хотя по их лицам, одежде и машинам этого не скажешь). Но может ли голодный человек анализировать ситуацию и взвешенно принимать сложные решения?
- Гипотеза номер два: они финансируются не государством, а иными структурами. Здесь вывод тоже очевиден - кто девушку ужинает, тот ее и танцует.
- Гипотеза номер три: чиновники - люди малоспособные, не востребованные на заводах и в торговых компаниях. Будучи интриганами, они хорошо проходят разные конкурсы, но в живой работе не очень эффективны.
- Гипотеза номер четыре: государева должность - лишь прикрытие их основной деятельности по переделу рынков, захвату собственности и т. п.
- Гипотеза номер пять: чиновничье кресло - это лишь трамплин, который позволяет осмотреться годик-другой, обрасти связями и перепрыгнуть в солидное и прекрасно оплачиваемое коммерческое кресло (вариант - это возможность “отсидеться”, пока не забудутся прошлые грехи, и начать “новую жизнь”).
- Гипотеза номер шесть: предположим, высокий чиновник - умнейший и честнейший человек, готовый “за идею” работать денно и нощно. Но где же он наберет еще таких же, как он сам? Люди-то стремятся к благополучию своих семей. А платить им деньги за труд из собственного кармана умнейший и честнейший просто не может, у него денег нет+
5. Где же выход? В постепенном переосмыслении самой роли чиновничества в обществе. Чиновников должно быть гораздо меньше, а платить им нужно гораздо больше - но за конкретные, измеримые, понятные результаты их деятельности. Не надо бояться “волчьих билетов” - есть же у спортсменов дисквалификация за допинг, почему бы и чиновников не замотивировать с обеих сторон: серьезные деньги за успех и “волчий билет” за воровство, коррупцию и разгильдяйство?
6. Свою роль собственники разных бизнесов тоже переосмысливают. Прежде всего, они устали “пахать” - сколько ж можно? Они уже давно поняли, что большие деньги - это не только большие возможности, но и огромные обязанности, тяжелая ответственность, годами не дающая покоя ни днем, ни ночью. Им хочется, сохранив свои возможности, переложить на кого-нибудь хоть часть ответственности и обязанностей. И они ищут, растят, воспитывают, пытаются учить менеджеров. А те зачастую оказываются неблагодарными - создают собственные конкурирующие фирмы, пытаются “отхватить” часть собственности у “папы” или “мамы”, переходят на работу к конкурентам, прихватив с собой клиентскую базу данных.
7. Нынешние собственники далеко не всегда являются эффективными менеджерами. Во-первых, их никто этому никогда не учил. Во-вторых, в минувшее десятилетие на коне чаще оказывались люди активные, шумные, харизматические, склонные к PR-деятельности, авантюрным проектам. По-своему талантливые, они крайне редко бывают еще и эффективными, т. е. крайне редко думают о том, как получить максимальный результат с минимумом затрат. Их время уходит (это трагедия для них, но благо для общества), и на сцене появляются значительно менее яркие и более технологичные фигуры. Приведем пример из области политики: конец XX века - Тэтчер, Клинтон, Коль, Ельцин (какие колоритные люди!), начало XXI века - Блэр, Буш, Шредер, Путин (харизма совсем не та, зато пробивается технологичность). В-третьих, отсутствие фондового рынка мешает применению цивилизованных правил и норм. Как бороться за повышение стоимости активов, когда эту стоимость и оценить-то толком не удается?
8. Мне кажется, власть, особенно центральная, торопится - инициируя создание партий, предпринимательских объединений, приглашая предпринимателей на беседы в администрацию Президента и с самим главой государства. Я понимаю мотивы власти, но приходит на ум знаменитая формула Черномырдина: “хотели как лучше, а получилось, как всегда”. Если дети появляются через девять месяцев, то любые попытки значительно ускорить этот процесс приводят лишь к серьезным проблемам.
9. Бизнес должен сам дозреть до самоорганизации. И этот процесс идет, хотя и медленнее, чем хотелось бы. Уже создаются различные бизнес-тусовки, неважно на базе чего - игры в хоккей, любимого ресторана, посещения одних и тех же консультантов или совместного отдыха. Рано или поздно количество перейдет в качество. Бизнес научится формулировать свои требования к власти, а власть научится формулировать свои требования к бизнесу. Они должны постоянно договариваться (лишь бы не оказался провидцем Н. А. Некрасов. Помните? “Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Диктат любой из сторон очень неэффективен и очень опасен.
10. Как весьма положительный элемент, я оцениваю изменение налоговой системы. Во многих фирмах началось “отбеливание” бизнеса. Уход от “зарплаты в конвертиках” может быть использован для существенного изменения мотивации и повышения производительности труда людей (“выработка на одного работающего” на целом ряде крупных предприятий - величина просто смехотворная). Как человек должен регулярно мыться, а белье - стираться, так и экономику пора “чистить” и выводить на свет белый из подполья. Не думаю, впрочем, что этот процесс будет простым и быстрым, застарелые хронические болезни за неделю-другую не вылечишь. Но - лиха беда начало.