14-й форум ”Связь-Экспокомм”
ВЫСТАВКИ
В Москве завершила свою работу 14-я международная выставка систем и средств связи, компьютеров и оргтехники “Связь-Экспокомм’2002”. Она собрала на своих стендах 800 компаний из 33 стран и привлекла внимание десятков тысяч отечественных и зарубежных специалистов в области инфокоммуникаций. Выставка и проходивший в ее рамках симпозиум продемонстрировали широкий спектр телекоммуникационных решений для всех отраслей экономики.
Выставка для профессионалов или шоу
для тинейджеров? Вот в чем вопрос
С той поры, как средства связи перестали быть общенародным достоянием, прошло десять лет. За это время проведена серьезная реформа, в значительной мере стимулировавшая развитие отрасли, общий оборот которой в 2001 г. составил 6,4 млрд. долл. Ныне 83% всех доходов от связи получают четыре крупнейших холдинга - ”Связьинвест” (45%), “Система Телеком” (22%), ”Альфа-групп“ (11%) и “Телекоминвест” (5%).
Эта концентрация капитала нашла свое отражение и на выставке - стенды флагманов отечественных телекоммуникаций практически на равных конкурировали с экспозициями ведущих зарубежных компаний. С одним, пожалуй, исключением: ”Связьинвест” (www.svyazinvest.ru) явно не выглядела лидером отрасли - как единая компания со сложившейся технической политикой и экономической философией. Она смогла представить лишь бледный стенд со слабым PR’ом.
Зато “Система Телеком” (www.sistel.ru) опять стала обладателем крупнейшего на выставке объединенного стенда в престижном павильоне “Форум”. Что касается других фаворитов отрасли - “Би Лайна“ (www.beeline.ru), за которым стоит “Альфа-групп”, и “МегаФона” (www.megafonmoscow.ru), опирающегося на “Телекоминвест”, то они имели отдельные временные павильоны.
Стенд “Системы Телеком”, демонстрировавший достижения таких компаний, как “Мобильные ТелеСистемы” (МТС, www.mts.ru), “Московская Сотовая Связь” (МСС, www.mcc.ru), “Московская Городская Телефонная Сеть” (МГТС, www.mgts.ru), “МТУ-Информ” (www.mtu.ru), “МТУ-Интел” (www.mtu-intel.ru), “Голден Лайн” (www.gl.ru) и ряд других ведущих фирм, стал фактически информационным центром выставки. На нем в режиме non-stop на протяжении всего периода работы форума проведено порядка 20 мероприятий - от торжественного подписания договоров до пресс-конференций, брифингов и семинаров.
А началось все с того, что уже через полчаса после открытия выставки Михаил Смирнов, президент МТС, подписал соглашение о покупке за 41 млн. долл. 100% акций крупнейшего оператора сотовой связи Башкортостана компании “БМ-Телеком”, имеющего 125 тыс. абонентов.
Другой оператор мобильных телекоммуникаций, МСС, связывает перспективы своего развития с технологией IMT-МС-450 и совместно с Lucent Technologies (www.lucent.ru), поставщиком данного оборудования, и оператором “Дельта Телеком” продемонстрировал услугу видеоконференцсвязи и другие возможности новой техники.
МСС также проинформировала о развитии своей службы выделенного беспроводного высокоскоростного доступа в Интернет, реализуемого под брэндом “Аларис”. В рамках этого проекта предоставляется полный спектр услуг телефонии, организации ВЧС и клиентских почтовых сервисов. Решения на основе “Алариса” могут заинтересовать корпоративных пользователей.
Наряду с мобильной связью в экспозиции “Системы Телеком” были представлены еще два крупных блока - фиксированные телефония и Интернет. Здесь следует упомянуть о работе компаний МГТС и “МТУ-Интел”. МГТС завершила второй этап строительства общегородской широкополосной сети передачи данных. Она использует волоконно-оптические линии связи и технологии IP/MPLS и АТМ. В настоящий момент число узлов этой сети достигло 160. Сеть доступа базируется на технологии ADSL.
“Сейчас в ФРГ 1,6 млн. человек пользуются услугами передачи данных, во Франции - 650 тыс., - сказал Владимир Лагутин, генеральный директор МГТС. - Растет интерес к этому сервису и в России”.
Фирма “МТУ-Интел” в рамках проекта “Точка.ру” широко внедряет ADSL-доступ для корпоративных клиентов. Сейчас она ввела в действие тарифный план (ТП) “Московский”, который позволил ей начать работу с индивидуальными частными пользователями. Компания надеется сделать ADSL-доступ массовым сервисом.
Тема предоставления услуг третьего поколения (3G) остается по-прежнему актуальной, хотя ажиотаж вокруг подобных проектов уже прошел. Сейчас установлено, что капитальные затраты на них в 5-6 раз выше, чем на создание сетей GSM, а эксплуатационные расходы - в 2-3 раза больше. Окупаемость инвестиций в 3G-структуры составляет, по нынешним оценкам, 15-20 лет.
Тем не менее все ведущие российские операторы сотовой связи создали опытные зоны 3G. В частности, “Би Лайн” и Alcatel (www.alcatel.ru) провели демонстрацию услуг на основе фрагмента сети 3G. В нем использовалось серийное оборудование Evolium производства Alcatel. Посетители могли познакомиться с действующими приложениями видеотелефонии, мобильного Интернета и доставки потокового видео в формате MPEG4. Скорость пакетной передачи данных в радиоканале превышала 300 кбит/с.
Впрочем, “Би Лайн” не пренебрегает и технологиями сегодняшнего дня. Она и фирма Ericsson (www.ericsson.se) первыми в России объявили о запуске тестовой сети MMS. Этот мультимедийный сервис пока будет бесплатным.
“МегаФон” тоже не склонна к технологическому застою: совместно с Ericsson она демонстрировала на выставке передачу MMS и работу фрагмента сети 3G. Компания расширила абонентскую базу в московском регионе до 80 тыс. человек и в течение ближайшего месяца по численности клиентов должна обойти МСС. Кроме того, она впервые обнародовала ТП “Профит” для корпоративных пользователей.
Среди партнеров “Мегафона” - отечественные компании “Рейс Коммуникейшн” (www.race.ru) и ПРИН (www.prin.ru), которые общими усилиями внедряют оригинальную услугу “Локатор”, обеспечивающую доступ через Интернет или корпоративную сеть к многопользовательскому серверу картографической информации и предоставление абоненту фрагмента карты с интересующими его объектами.
Крупные зарубежные компании, такие, как Siemens, Ericsson, Lucent Technologies, Nokia, NEC, Alcatel, продемонстрировали полный спектр телекоммуникационных решений. Знакомство с ними - предмет отдельного рассмотрения. В рамках данного обзора мы кратко остановимся лишь на продукции Siemens, Lucent и Hughes.
Подразделение Siemens (www.siemens.ru) IC Networks является поставщиком сетевых технологий для корпоративных и ведомственных структур. В числе его предложений - HiPach, конвергентные решения для голоса и данных на основе IP; Attane, полный спектр решений по широкополосному доступу; TransXpress, оборудование для оптических транспортных сетей. Другое подразделение, IC Mobile, объявило о выводе на российский рынок нового сотового телефона M50 средней ценовой категории, поддерживающего технологию Java.
Lucent Technologies продемонстрировала на своем стенде действующую интеллектуальную мультисервисную сеть. В ней используются высокопроизводительный АТМ-коммутатор GX550, пограничные коммутаторы АТМ PSAX, коммутатор IPSS 5000 и другие устройства. Сеть может предоставлять услуги IP-телефонии, ISDN, службы Centrex и т. д.
Фирма Hughes Network Systems (www.hns.com) представила наиболее современные решения по широкополосному доступу в Интернет и построению частных IP-сетей, базирующихся на оборудовании новых серий DIRECWAY и AIReach.
Среди зарубежных компаний среднего масштаба целесообразно упомянуть Expand Networks (www.expand.com) и Alcom (www.alcom.com.ru). Expand сообщила о выпуске гигабитных устройств Accelerator 6800 для высокопроизводительных сетей и низкоскоростного оборудования Accelerator 1800 для корпоративных пользователей, а также познакомила с опытом тестирования техники оптимизации пропускной способности каналов в российских корпоративных и ведомственных сетях связи.
Alcom, один из быстроразвивающихся европейских производителей телекоммуникационного и офисного оборудования, все больше расширяет свое присутствие на российском рынке. В числе ее продуктов - проводные, беспроводные и сотовые телефоны, DECT, ISDN и ADSL-оборудование, факсимильные аппараты, мини-АТС.
К выставке “Связь-Экспокомм” многие компании обычно стремятся приурочить самые разнообразные акции - деловые, гуманитарные, учебные. На нынешнем форуме, например, фирма RAD (www.rad.ru) объявила о начале всероссийского конкурса студенческих и аспирантских работ по реализации решений доступа и конвергентных услуг на основе оборудования этой компании с призовым фондом (стипендиями) в $500 и $2500, а молодой оператор “Зебра Телеком” (www.zebratelecom.ru) в рамках своей партнерской программы провела специализированный семинар для 72 участников из 55 региональных фирм.
Важно отметить, что форум “Связь-Экспокомм’2002” был обширен и многообразен, и приведенные в обзоре события лишь частично отражают огромный массив выставочно-симпозиумных и сопутствующих мероприятий. Поэтому наш еженедельник планирует расширить и дополнить этот материал публикациями в последующих номерах.