От редакции

     Как правило, ни одна компания не может решить все стоящие перед ней проблемы в области информационных технологий исключительно собственными силами. Однако каждый раз, когда она прибегает к помощи стороннего подрядчика, ей приходится определять, сколько это будет стоить. Конечно, универсального способа подобных подсчетов не существует, но чужой опыт сослужит неплохую службу тем, кто хочет, чтобы разговор между заказчиком и исполнителем был более конкретным.

 

В публикуемом на этих страницах материале раскрывается методика формирования стоимости при создании корпоративного Web-сайта в одной из дизайн-студий. Безусловно, в статье излагается лишь один из десятков возможных подходов, поэтому мы призываем всех, кому эта тема покажется интересной, поделиться и своим опытом с читателями нашего еженедельника. Будем рады получить от вас комментарии и замечания.

Эта статья написана с целью объяснить разработчикам, а также тем, кто заказывает сайты, из чего складывается окончательная стоимость их изготовления в Web-студиях. Под Web-студией будем понимать официально зарегистрированную фирму с полным спектром Интернет-услуг и штатом профессионалов *1 - аналитиков, дизайнеров, программистов, специалистов по рекламе. Ко всему остальному - коллективам фрилансеров, отросткам крупных компаний, руководство которых подумало: “А почему бы не занять некоторых сотрудников Web-дизайном?”, - и к другим подобным образованиям эти расчеты неприменимы.

_____

*1. Отличие профессионала от обычного работника в том, что у профессионала есть многолетний опыт и компетентность в своей области. Например, первое, что я делаю при приеме программиста на работу, это посылаю ему тестовое подробно расписанное техническое задание, которое прошу не выполнить, а лишь оценить сроки и стоимость его исполнения как разового заказа фрилансеру. От одного приходит ответ: “Это задача средней сложности, я буду выполнять ее в течение месяца, и это будет стоить $1000”. Второй говорит: “Задача несложная - я ее выполню за два дня, стоимость $300”. Именно из соотношения цены и срока я уже вижу, с кем можно начинать разговор о принятии на постоянную работу, а с кем нет. В первом случае человек переоценил себя, то есть я буду платить ему большие деньги за то, чтобы он набрал опыта, во втором случае человек недооценил труд, не учел все сложности, но как фрилансер поставил примерно правильное соотношение. Реально задача пишется за пять дней.** Профессиональный верстальщик - это тоже редкость. Многие, кому я давал тестовое задание, не могли с ним вообще справиться, хотя у основного верстальшика на это уходило полчаса (он знает множество подводных камней, которым многие не придают значения).

Итак, предположим, от заказчика поступило предложение: сделать корпоративный сайт с превосходным дизайном, системой новостей и подписок на новости, рассылок, Интернет-магазином, форумом и заполнить его предоставленными материалами.

Сроки

Это первое, что нужно определить. Обычно фирма-заказчик не может четко сформулировать требования к работе, поскольку не всегда представляет, чего именно ей хочется. Это выясняется при встречах или из переписки, на что уходит довольно много времени: зачастую вы делаете предложения по навигации, дизайну, выясняете тонкости программных решений, а заказчик не может сразу ответить, так как ему необходимо посоветоваться с коллегами, получить одобрение у высшего начальства. Для вашей студии это время (и деньги) менеджера, который после того, как выяснит требования, еще должен будет это все перевести в понятное программисту и дизайнеру техническое задание (ТЗ).

Существует два варианта составления ТЗ: либо заказчик сам отвечает на поставленные вопросы, либо ваши вопросы ставят его в тупик и он просит вас составить предложение по ТЗ. Тут можно или расписать все, исходя из опыта предыдущих работ, или провести новый анализ - понять задачи и цели сайта, предложить лучшее решение по навигации, расположению блоков, удобству. Второй вариант зависит от благосостояния вашей студии. Если вы нацелены на крупных корпоративных клиентов, то можете сделать эту работу бесплатно и впоследствии включить усилия эксперта-аналитика в смету, либо заключить отдельный договор на составление ТЗ.

От проработанности ТЗ очень сильно зависят дальнейшие стадии разработки. Если вы чего-то не учли или что-то не оговорили, то это - ваша вина, а не заказчика, который может и не подозревать о сложностях. И именно ваша студия будет нести расходы за задержку разработки невыясненных сразу деталей.

Но предположим, все требования по программированию до мельчайших подробностей выяснены и поставленные задачи могут быть решены профессиональным программистом за 9 рабочих дней, а менее подготовленным - за 18 дней (профессионал получает в два раза большую зарплату, но на смету эта разница не должна влиять). Предположим, что у вас есть уже готовые программные модули с типовыми ценами - форум ($100) и новости ($250). Определение стоимости ваших готовых программных разработок - тема отдельного разговора. Подключение форума и системы рассылки новостей к сайту называется компоновкой программных модулей.

Больше проблем с дизайном сайта, поскольку здесь все зависит от совокупности профессионализма дизайнера и восприятия им требований заказчика. Под словом “дизайнер” я понимаю художника-креативщика, который продумывает и создает в Adobe PhotoShop или иными методами концепцию дизайна и необходимые элементы оформления. Тот же, кто нарезает дизайн в HTML и занимается версткой материалов, называется верстальщиком.

Дизайнер кроме всего прочего должен быть хорошим психологом, чтобы выполнить требования клиента и при этом не нарушить законы композиции. Но даже у профессиональных дизайнеров бывают творческие кризисы, поскольку подсознательно они не хотят выполнять работу плохо, и со сроками здесь определиться сложнее. Опыт показывает, что на разработку дизайна сайта уходит от 4 дней до 3 недель.

Стоимость и сроки зависят от эксклюзивности работы. Бывает, заказчику необходим концепт, идея, и он готов вам платить за эксперименты. Это могут быть наброски от руки, на планшете или фотографии. Недавно моему знакомому дизайнеру было заказано для сайта изображение кролика - причем нужен был эксклюзив. Так вот, ему пришлось пойти на рынок, купить живого кролика, посадить его в необходимой позе и отснять дубли, после чего обрабатывать фотографию в PhotoShop. Эти расходы тоже включаются в стоимость сайта.

Но предположим, что все рисуется от руки и в графических программах. То есть никаких расходов на материалы не существует и все изображения, которые можно использовать (оговорюсь: можно, а не необходимо), предоставляет заказчик. На этом этапе необходимо заранее оговорить, сколько версий дизайна вы предоставляете. Мы обычно вписываем в договор не более трех (естественно, абсолютно различных). Тут получают преимущества студии с большим портфолио. Заказчик ожидает, что уровень исполнения заказа будет не ниже того, что у вас в порфолио. И если он обратился к вам, то значит, ему нравится стиль, в котором сделано большинство ваших работ (даже если сайты с виду абсолютно разные, все равно почерк дизайнеров виден).

На тщательную проработку трех вариантов оформления и создания элементов сайта тремя дизайнерами потребуется максимально 7 дней. Либо 21 день, если будет работать один дизайнер. После этого неопределенное количество времени будет потрачено на то, чтобы заказчик выбрал один из вариантов и внес свои коррективы (как это ни неприятно, но это случается), а затем затратим еще четыре дня на доработку. Все контакты с заказчиком в этот период осуществляет только менеджер проекта. Итого - 11 дней на дизайн сайта.

Нарезку дизайна верстальщик производит за один день (на самом деле час-два плюс устранение “глюков” под Netscape Navigator). Нельзя резать сложный дизайн в программах, которые делают это автоматически (например, Macromedia FireWorks): они часто увеличивают объем графики или HTML-кода. Конечно, дизайнер должен знать особенности нарезки, но верстальщик сделает эту работу лучше**. На верстку предоставленного материала (текст и графика, вместе с оптимизацией, 30 страниц) уйдет два дня.

Еще один аспект работы - это дизайн интерфейсов в программных частях. За него отвечают дизайнер и верстальщик. Если необходимо продумать удобное расположение множества кнопок, то на этот этап уйдет дня три у дизайнера и по два дня у программиста и верстальщика. На согласование вывода программной части с дизайном уйдет еще два дня.

Последний, возможно, самый длительный процесс - это тестирование готового сайта в различных браузерах, поиск ошибок в программных частях, исправление ошибок, доводка. На это может потребоваться до семи дней (ошибки сначала ищут ваши специалисты, а потом заказчик).

Затраты

Попытаемся выстроить эффективный цикл выполнения заказа. Понятно, что если сократить число исполнителей, то заказ будет выполняться намного дольше, причем стоимость его немного повысится для заказчика из-за простоев некоторых работников. В крупных заказах для расчета стоимости и слежения за выполнением этапов проекта можно использовать программу Microsoft Project. Добиться эффективности работы - задача менеджера проекта.

Стоимость заказа во многом зависит от территории, где он изготовлен. Многие заметили, что создать сайт в Москве дороже, чем в Санкт-Петербурге или Хабаровске. В первую очередь это зависит от стоимости рабочей силы. Возьмем для примера средние зарплаты по Санкт-Петербургу (каждый работник получает $400 в месяц, или $16,6 в день). Для простоты расчетов рассмотрим ситуацию, когда все получают одинаково, хотя в жизни, конечно, так не бывает. Скажем, сейчас рынок программистов переполнен, а профессиональных дизайнеров не хватает.

Итак, над проектом работали:

- программист (1 чел.) 16 дней;

- дизайнер (3) 30 дней;

- менеджер (1) 21 день;

- верстальщик (1) 9 дней;

- тестер (1) 7 дней.

Итого получается 83 человеко-дня, что соответствует $1380.

Это себестоимость чистой работы. Теперь учтем работу менеджера с клиентом - 7 дней. Учтем погрешность за простой между видами работ (разрывы в графике - плюс 9 дней), итого еще $265, а в сумме $1645.

Дальнейшие расходы зависят от фирмы. Это постоянные расходы на бухгалтера, амортизацию и обслуживание оборудования, использование Интернета, телефонов, аренду помещения, отпуска, рекламу, уборщиц и т. п. Для разных студий эта сумма различна, но предположим, что они укладываются в $1400 в месяц.

На проектные затраты влияет количество одновременно выполняемых заказов. При постоянном потоке заказов промежутки простоя уменьшаются, хотя обычно разрывы неизбежны. Если в месяц идет три типовых заказа, то в нашем примере (для простоты генерального директора считаем одним из работников) к смете можно смело прибавлять $200, поскольку менеджер вполне справляется с тремя проектами одновременно (если одновременно в месяц исполняется два заказа, то нужно прибавлять $500). Получается, чтобы студия не ушла в минус, стоимость проекта должна составить $1845.

Автор - менеджер проектов компании ArtLogic Станислав Сваричевский stas@artlogic.ru.

(Окончание следует)