КОНФЕРЕНЦИИ

В конце мая в Москве прошла специальная международная конференция “Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании - 2002” (ИТТО-2002). Чем же так озаботились чиновники и профессора от образования? Организаторы заявили, что основная цель конференции - показать представителям законодательной и исполнительной ветвей власти, руководителям органов образования, педагогам и специалистам учебных заведений, что назрела необходимость скорейшего внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в образование и признания методов дистанционного обучения полноценным средством подготовки специалистов всех профилей - от гуманитарных дисциплин до самых сложных естественнонаучных предметов.

Ректор СГУ профессор М.П. Карпенко

у  стенда   видеоматериалов   своего

университета во время конференции

Первым на пленарном заседании выступил заместитель министра образования Леонид Гребнев, который обозначил позицию министерства: от экспериментов нужно переходить к системному внедрению дистанционных образовательных технологий (ДОТ) как на уровне вузов, так и на уровне средней школы. Революция в информационной сфере свершилась, и только те государства, которые сумеют обновить и модернизировать систему образования, займут достойное место в постиндустриальном мире. Новые ИТТО представляют собой сферу наукоемких технологий, и только с опорой на комбинацию современных подходов и принципов с учетом ДОТ российское образование останется массовым и высококачественным.

Затем выступили законодатели - председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре и образованию Владимир Никитов и заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и образованию Олег Смолин. Оба поддержали идею узаконить систему образования на основе ИТТО и ДОТ, так как ее развитие на каких-либо других принципах обеспечить невозможно. Особенно убедительно прозвучала речь Олега Смолина: будучи человеком, лишенным зрения, он прекрасно понимает, что качественное образование возможно только при персонизации методов обучения на основе внедрения ИТТО и ДОТ. На больших российских расстояниях, при самых разных наклонностях, физических и интеллектуальных способностях людей именно ИТТО могут гарантировать равные возможности для получения современного качественного образования. Симптоматично, что в момент проведения конференции в Госдуме состоялось чтение поправок к закону об образовании 1992 года, относящихся к использованию ИТТО и ДОТ, за которое ратовал Олег Смолин.

Подтверждением сказанного прозвучал доклад ректора Современного гуманитарного университета (СГУ, www.muh.ru) Михаила Карпенко “Опыт создания и внедрения информационно-спутниковой образовательной технологии в непрерывном образовании”. Сегодня СГУ занимает пятое место в мире по числу студентов после подобных университетов Китая, Индии, Мексики и Великобритании. В 370 его филиалах учится более 135 000 студентов, методики обучения признаны лучшими в мире, что позволило университету выиграть конкурс ООН на организацию системы образования в Афганистане. Сотрудничество с Открытым университетом Кембриджа позволило СГУ добиться признания дипломов его студентов в странах ЕС. Внедрение ИТТО и ДОТ в СГУ стало возможным благодаря современной технологической базе, включающей собственный спутниковый телепорт и развитую инфраструктуру подготовки и распространения учебных материалов на современных носителях и по Интернету.

Интересно было узнать позицию одного из старейших российских вузов - Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. С докладом от МГУ выступил профессор Сергей Гловацкий, который сообщил, что МГУ по инициативе ректора академика Виктора Садовничего выступает за создание единого университетского образовательного портала с тем, чтобы представить там весь богатый российский опыт по импорту и экспорту образования.

С ярким, артистичным докладом выступил председатель Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых Ефим Малитиков (www.malitikov.ru). Учитывая дефицит педагогов и разрыв в экономическом положении стран, ООН возлагает большие надежды на быстрое распространение новейших технологий образования как важнейшего инструмента общественного развития всех государств независимо от их экономического положения. В связи с этим опыт России и в первую очередь СГУ может и должен стать достоянием самой широкой общественности как у нас в стране, так и во всем СНГ.

Показательным было сообщение и начальника Управления военного образования Минобороны РФ генерал-лейтенанта Анатолия Сидоренко. Он заявил: “Я все протопал ногами и все увидел своими глазами - опыт СГУ наиболее полно удовлетворяет задачам переобучения в войсках!”. 21 мая 2002 г. Президент В. В. Путин подписал закон о реформировании военного образования на базе ИТТО и ДОТ. Быстро и качественно донести новые знания и навыки до офицеров, разбросанных по самым удаленным гарнизонам, можно только с опорой на новые информационные и телекоммуникационные технологии.

Как сказал профессор Ефим Малитиков, “аналоговый” век кончился, начался “цифровой” век, который выдвигает новые требования к уровню и качеству образования. Ведущий пленарного заседания профессор Московского педагогического государственного университета Владимир Шадриков подчеркнул, что новые принципы образования ориентированы на создание условий индивидуального обучения, причем не только в пору детства и юности, но практически в течение всей активной жизни. Достигнуть этой цели возможно благодаря развитию средств ИТТО и ДОТ. Россия выдвигается в лидеры новых форм и технологий образования, и очень хорошо, что это понимают законодатели. Значит, есть шанс продвинуться вперед в этой важной сфере человеческой деятельности.

Во второй день конференции состоялись секционные заседания: “Технологические аспекты развития информационно-телекоммуникационных средств в образовании” и “Актуальные проблемы научного обеспечения информационно-телекоммуникационных технологий в образовательной сфере”. Затем были подведены итоги и принята общая резолюция конференции, в которой одобрена деятельность министерств и ведомств по развитию современных средств образования, поддержана законотворческая деятельность в этой области и заявлена необходимость финансирования инноваций в сфере развития новых обучающих технологий. Конференция ИТТО-2002 показала, что все ее участники понимают, насколько важно широкое внедрение методов ИТТО и ДОТ в систему образования России. И залогом успеха планов в этом направлении можно считать опыт Современного гуманитарного университета. В кулуарах Михаил Петрович Карпенко, узнав, что по основной профессии я физик, спросил меня: “А когда же придут к нам физики?”. Ответом может быть только организация Современного естественнонаучного университета по опыту СГУ. Можно надеяться, что это время скоро наступит.

Версия для печати