СБОРКА ПК
Вторая дилерская конференция фирмы Desten Computers (www.desten.ru) прошла под знаком повышения качества - эта тема звучала и в докладах, и во время демонстрации нового производства.
Компания занимается сборкой компьютеров с 1995 г., но активно продвигать свою торговую марку начала только пару лет назад. Теперь, по словам генерального директора Desten Игоря Чередниченко, удалось решить первую задачу - марка стала узнаваемой. На очереди следующая - продвижение в регионы. Для этого предполагается использовать два пути: партнерскую сеть, которая сейчас насчитывает 190 дилеров по всей стране (рост 58% за последний год) и собственные представительства (в Санкт-Петербурге филиал уже работает, в Екатеринбурге - откроется в сентябре, а затем появится еще один). Причем компания старается создавать представительства в тех регионах, где не имеет дилеров, чтобы исключить взаимную конкуренцию. Такая политика приносит плоды - за 2001 г. общий оборот увеличился на 23%. При этом 60% продаж выполняется через дилеров, а 40% - напрямую в Москве. В результате за год количество проданных компьютеров Desten возросло на 25%. Правда, этот показатель несколько ниже, чем средний по стране: по различным оценкам, в России годовой рост продаж компьютеров (ПК, серверов и ноутбуков) составляет 37-42%. Таким образом, у компании есть простор для роста, и она собирается реализовать эту возможность за счет активной деятельности на рынках домашних и корпоративных компьютеров.
Для укрепления положения на рынке компьютеров для дома Desten продвигает новую серию ПК eStudio, расширяет розничную сеть (недавно открылся третий магазин). А для завоевания корпоративного рынка, считают в компании, необходимо прежде всего укрепить имидж торговой марки. Особое внимание сейчас уделяется вопросам качества, в первую очередь - качеству сборки компьютеров. На новом производстве Desten, запущенном в январе, выпускаются стандартные и заказные ПК и серверы. Проектная мощность производства - 2500 компьютеров в месяц. По словам коммерческого директора Вугара Абдуллаева, необходимость в новом помещении возникла из-за того, что прежней производственной базы уже не хватало из-за роста числа заказов. Чтобы повысить качество, сборка проходит в три этапа. Заказы формируются в магазинах и в офисе и поступают вместе с комплектующими, которые тестируются на первом, входном этапе сборки. На втором - производится монтаж, третий этап включает выходное тестирование готового компьютера на стресс-тестах. Правда, термокамеры для более полной проверки еще нет, но ее собираются установить в ближайшем будущем. Возможно, тогда удастся снизить процент брака, который, по словам г-на Абдуллаева, пока составляет порядка 1-2%. Но термокамера имеется на заводе “Квант” в Зеленограде, где Desten выполняет сборку крупных партий компьютеров.
Однако, чтобы получить такие заказы, недостаточно лишь повысить качество сборки. Необходимо в целом улучшить качество работы самой компании. В связи с этим Desten сейчас сертифицирует все свои бизнес-процессы на соответствие стандарту ISO 9001 и к ноябрю надеется получить сертификат. По словам Вугара Абдуллаева, это необходимо для участия в государственных тендерах, а кроме того, позволяет повысить реальную эффективность работы. “После того, как начался процесс сертификации, мы почувствовали изменения к лучшему”, - заметил он.
Не забыта и такая важная составляющая проблемы повышения качества, как гарантийное и сервисное обслуживание. Недавно компания открыла в Москве новый сервисный центр и увеличила штат обслуживающего персонала. А в регионах предполагается создание эффективной системы сервиса через партнеров. Эта тема занимает важное место в разработанной специально для них программе, которую представил Игорь Чередниченко. В ней, в частности, предусмотрено, что партнер должен будет заниматься гарантийным и сервисным обслуживанием ПК и при этом иметь хотя бы одного сотрудника, прошедшего курс обучения в Desten. Для партнеров, принявших условия этой программы, обучение будет бесплатным. Они также получат и другие преимущества, такие, как маркетинговая поддержка, совместное проведение рекламных акций, помощь в создании базы для гарантийного обслуживания, бесплатные образцы продуктов для демонстрации. Г-н Чередниченко также призвал дилеров обратить больше внимания на системную интеграцию (этот сегмент растет быстрее других - на 70% в год). Такой интерес к корпоративному рынку можно понять: по прогнозу IDC Russia, в этом году 45 тыс. российских предприятий намерены вложить в развитие ИТ-инфраструктуры свыше 100 тыс. долл. Возможно, что завоевание корпоративного сегмента позволит Desten увеличить свою долю на российском рынке ПК, которая, по оценке компании, пока составляет около 1%.