Слова у нас, до важного самого,
в привычку входят, ветшают,
как платье.
Владимир Маяковский
Что такое аутсорсинг
Слову “аутсорсинг” в России особенно “повезло”. Не успев стать понятным, оно вошло в привычку, обросло множеством разных определений. И сейчас оно находится на пике популярности: не знать, что такое аутсорсинг, считается даже как-то стыдно. Если спросить у десяти респондентов, что такое аутсорсинг, девять дадут точные ответы, причем это будет девять разных мнений. Достаточно задать в поисковой системе поиск по слову “аутсорсинг” - и станет ясно, что с русским его определением ничего не ясно.
Однако определение все же нам понадобится. Вспомним известный посул: “Заграница нам поможет”, - и воспользуемся переводом английского толкования: “Аутсорсинг (Outsourcing) - оказание услуг или снабжение продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек” (The American Heritage Dictionary of the English Language).
Для чего он нужен
Итак, приведенное определение дает понять, что идеей аутсорсинга является разделение труда с целью повышения эффективности деятельности. Заметим, что появился аутсорсинг задолго до разумной жизни: в природе это не редкость. В муравейнике, например, есть муравьи-солдаты, “аутсорсящие” у муравьев-рабочих услуги по охране. В социальном плане идеи аутсорсинга выразились в виде выделенных ремесел, вызвавших появление класса ремесленников. С зарождением теорий менеджмента и разделения труда аутсорсинг в бизнесе стал развиваться двумя дополняющими курсами:
- для потребителей - повышение эффективности бизнеса через сосредоточение на основном виде деятельности;
- для поставщиков - минимизация издержек путем предоставления одного вида услуг многим компаниям.
Какой он бывает
Строго говоря, всякий бизнес-процесс может быть передан на сторону. Это касается и работ непрофильных (к примеру, American Data Processing рассчитывает зарплату более чем для 30 млн. чел., оборот превышает 7 млрд. долл.), и связанных с основными бизнес-процессами (Schlumberger - нефтедобывающий и геологоразведочный сервис, 80 000 чел.; оборот - более 15 млрд. долл.), и полного цикла производства (например, Flextronics International производит мобильные телефоны для Ericsson, Motorola и т. д.; 78 000 сотрудников, более 100 заводов). Многие компании ограничиваются стратегическим и тактическим руководством: так, корпорация Dell отдает на аутсорсинг производство, контроль качества, маркетинг и т. д. И таких случаев становится все больше.
Чем же руководствуется менеджмент, привлекая партнеров на аутсорсинг?
Можно найти десять причин, заставляющих западные фирмы передавать часть бизнес-процессов на аутсорсинг. Все они связаны с основой бизнеса - увеличением прибыльности в долгосрочной перспективе. Таким образом, к аутсорсингу прибегают в тех случаях, когда привлечение сторонней компании экономически выгоднее, чем использование внутренних резервов, и безопаснее, чем изменение своей структуры. Обратимся к реальным примерам. General Motors закупает более 65% комплектующих на стороне и только 35% производит сама. Xerox не только заказала производство у Flextronix International, но даже передала ей производственные ресурсы, получив благодаря этому экономию 220 млн. долл. в год. “Аутсорсинг в производстве компьютерного оборудования приобретает все большее значение, - считает Кейт Данн, аналитик инвестиционного фонда Robertson Stephens. - Если сейчас его доля в производстве составляет только 20%, то в ближайшие 3-5 лет эта цифра достигнет 60-70%”.
ИТ-аутсорсинг
В последнее время одной из самых быстроразвивающихся областей аутсорсинга являются ИТ-услуги. Разделим ИТ-аутсорсинг на два вида:
- использование инструментария ведения бизнеса (аренда глобальных сетевых сервисов, Web-хостинг, аренда ПО).
- привлечение ИТ-консультантов (распространенный пример - привлечение консультантов по внедрению корпоративных систем).
В первом случае провайдер предоставляет не только и не столько свои знания, сколько инфраструктуру для ведения бизнеса. В результате отпадает необходимость инвестиций в покупку и поддержание инфраструктуры. Но этот вид услуг влечет за собой потенциальный риск потери конфиденциальной информации. А поскольку к данному риску в России относятся гораздо болезненнее, чем на Западе, то и развивается он в нашей стране существенно медленнее (за исключением Web-хостинга).
Второй случай - аренда знаний консультантов и методик проектных работ. Например, при внедрении ERP-систем безусловно важна функциональность и перспективность самой системы, но еще важнее должным образом внедрить ее, то есть привести в соответствие изначальные потребности и конечный результат. Есть ли возможность сделать это своими силами? Давайте посмотрим, какими качествами должны обладать внедренцы:
- иметь отработанные методики внедрения;
- уметь проводить экспертизу по внедряемому продукту;
- обладать знаниями в предметной области (а скорее - в предметных областях);
- наработать опыт завершенных внедрений (чтобы не учиться на ошибках).
Только совокупность этих параметров является гарантом успешного внедрения.
Аутсорсинг как зеркало мирового капитализма
Эффективный аутсорсинг возможен только в конкурентной среде (см. диаграмму).
Скажем, в развивающихся секторах рынка и в тех областях, где решающим конкурентным преимуществом является не эффективность бизнеса, а обладание уникальными технологиями и где, как следствие, конкуренция невелика, аутсорсинг малоприменим. Но с ростом конкуренции, когда выживают только эффективно работающие компании, все больше бизнес-процессов передается на аутсорсинг. Становится выгоднее привлечь стороннюю компанию, специализирующуюся на одном виде деятельности, чем содержать собственную службу или производство. Так как в капиталистическом обществе конкуренция в выделенном бизнесе всегда имеет тенденцию к росту, сектор аутсорсинга будет расти и дальше, опережая рост рынка в целом. Более того, в условиях сжимающегося рынка развитие аутсорсинга как средства повышения эффективности еще более ускорится.
Зачем привлекаются аутсорсинг-провайдеры: десять причин
1. Уменьшение и возможность контроля затрат
2. Фокусирование компании на главном
3. Возможность воспользоваться наилучшим мировым опытом
4. Высвобождение внутренних ресурсов для других процессов
5. Неготовность внутренних ресурсов к выполнению данных работ
6. Ускорение отдачи от реинжиниринга
7. Отказ от неуправляемых или слабоуправляемых функций
8. Доступность капитальных фондов
9. Распределение рисков
10. Денежные поступления
Survey of Outsourcing End-Users, The Outsourcing Institute.