Компания PricewaterhouseCoopers (pwcglobal.com) подготовила отчет “Перспективы мировой индустрии развлечений и медийного бизнеса на период 2002-2006 годов” (Global Entertainment and media outlook: 2002-2006, www.pwcglobal.com/outlook), в котором отмечает, что несмотря на целый ряд отрицательных факторов (крах .com-компаний, спад в мировой экономике и на всемирном рекламном рынке, последствия трагических событий в США 11 сентября 2001 г.) объем расходов на индустрию развлечений и медийный бизнес в прошлом году увеличился на 1,5%, превысив отметку в 1 трлн. долл. Прогнозируя дальнейший рост в этой сфере, аналитики PricewaterhouseCoopers ожидают, что к 2006 г. общий оборот в ней достигнет уровня 1,4 трлн. долл.
Основными факторами развития индустрии развлечений и медийного бизнеса в ближайшие годы эксперты компании считают увеличение объема цифрового контента в связи с распространением широкополосной связи, а также постепенный подъем рекламного рынка. По прогнозам, только в США число семей, пользующихся широкополосными каналами доступа (в частности, для покупки услуг типа “музыка и видео по запросу”), вырастет с 9,4 млн. в 2001 г. до 35,6 млн. в 2006-м и практически сравняется с числом семей, подключающихся к Сети по обычным каналам (38,2 млн.).
Рекламный рынок уже в следующем году полностью восстановит утраченные позиции, а в последующее трехлетие будет демонстрировать среднегодовые темпы роста около 10%. В итоге общий объем расходов на рекламу в 2006 г. составит примерно 405 млрд. долл.
Очевидно, прогноз мог бы быть еще более благоприятным, однако, по мнению авторов отчета, на протяжении всего прогнозируемого периода рост рынка будут ограничивать пиратские действия и несанкционированное использование материалов, защищенных авторским правом. И если не появится общеотраслевое решение этих проблем, наиболее ярко проявляющихся в сегменте распространения музыкальных записей, то в скором времени они начнут оказывать серьезное влияние на развитие других крупных секторов рынка, охватывающих продажу снятых на пленку развлекательных передач, домашнее видео и издательство книг массового спроса.
Как отмечено в отчете, по итогам 2001 г. крупнейшим рынком с точки зрения расходов на индустрию развлечений и медийный бизнес стали США (438 млрд. долл.). На втором месте с показателем 339 млрд. долл. - регион, объединяющий Европу, Ближний Восток и Африку (EMEA). Самым быстрорастущим в этих регионах был сегмент, охватывающий расходы на рекламу в Интернете и доступ к его контенту. И в последующие пять лет этот сегмент по темпам развития будет преобладающим: годовой показатель его роста составит 12,1%. При этом уровень расходов на указанные цели повысится с 53 млрд. долл. в 2001 г. до 94 млрд. в 2006-м.
С другой стороны, в ближайшей перспективе (до восстановления мирового рынка рекламы и начала экономического роста) тяжелые времена будет переживать отрасль, связанная с изданием журналов. Только к 2005 г. можно ожидать, что растущая экономика окажет благотворное влияние на объем рекламы. В течение пяти лет прогнозируется рост в данной сфере на уровне 2,7%, при этом объем рынка к 2006 г. достигнет 88,4 млрд. долл.