АВИОНИКА

На территории домодедовского аэропорта с 14 по 18 августа прошел первый Международный салон гражданской авиации. Он был небольшим и по объему представленных экспонатов не шел ни в какое сравнение с традиционными общеавиационными салонами в Жуковском. Так, натурных образцов авиатехники было совсем немного, а павильонов - только три. Хотя и комом этот первый блин назвать нельзя. Второй салон решено провести в 2004 г. и затем чередовать Домодедово и Жуковский.

Тематика салона охватывала только часть авиации, но по ней вполне можно судить, как российский гражданский воздушный флот будет развиваться в ближайшие 5-10 лет. И если относительно самолетов “туман” еще не рассеялся, то с приборами, радиотехникой и оборудованием для аэропортов все более или менее понятно. Появился ряд новых отечественных разработок, которые нашли или обязательно найдут спрос. Надо отдать должное руководителям названных секторов авиакомплекса. В отличие от непосредственно авиастроителей они смогли быстрее адаптироваться к рынку, наладив выпуск довольно широкой номенклатуры побочных товаров. Эти последние и помогли выжить в труднейшие годы резкого падения спроса на основную продукцию. А теперь появились новые требования Международной ассоциации гражданской авиации и отечественных властей к авиационной безопасности. Вероятно, в ближайшее время президент подпишет указ о создании на базе предприятий НПЦ “Технокомплекс” государственного концерна “Авионика”. В этом ничего удивительного нет. Руководители “Технокомплекса” уже давно поняли, что у гражданских и военных владельцев летательных аппаратов нет денег на новые машины, а на значительно более дешевую модернизацию - всегда найдутся. Кроме того, если конструкция самого самолета не устаревает в течение полутора-двух десятилетий, то для его авионики этот срок снижается до трех-пяти лет. И в последние годы “Технокомплекс” зарабатывает валюту на оснащении новейшей авионикой сотен самолетов и вертолетов, поставленных за рубеж еще во времена СССР. Бывают случаи, когда подобная модернизация вкупе с новым ракетным вооружением и двигателями поднимает класс истребителя со второго до четвертого поколения.

И российские авиакомпании - не исключение. Не имея средств на закупку новых самолетов, они также предпочитают модернизировать свой авиационный парк. А отечественные разработчики и заводы предлагают практически всю гамму необходимого оборудования, кроме приборов TCAS, производимых в США. Эти приборы, предупреждающие об опасном сближении воздушных судов, авиакомпании всего мира вынуждены закупать у американцев. (Послушайся совета своего TCAS командир Ту-154 “Башкирских авиалиний” и не выполни приказ швейцарского диспетчера - не было бы страшной катастрофы в небе над Германией.)

Итак, московское АО “Аэроприбор-Восход” представило в Домодедове свою последнюю разработку - электронный барометрический высотомер “ВБЭ-СВС-М”. Он совмещает функции измерителя высоты, системы воздушных сигналов и сигнализации высоты эшелонирования.

Нижегородское научно-производственное предприятие “Полет” показало целую гамму бортового и наземного радиоэлектронного оборудования. Это бортовая система селективного вызова “Селком”, позволяющая произвести избирательный вызов экипажа самолета по телефонным линиям радиосвязи “земля-борт” МВ- и ДКМВ-диапазонов. Устройство защиты обеспечивает понижение наведенных в антенных цепях напряжений до безопасного уровня и предохраняет входные цепи радиосредств от воздействия электромагнитных излучений и грозовых разрядов.

ТРАНЗАС (www.transas.ru) предлагает разработки по электронной картографии и бортовому оборудованию. Среди них система генерации картографической информации TMG-17, способная формировать и отображать на дисплее в кабине пилотов картографическую информацию, а также хранить базы данных, необходимых при выполнении полета. Система TMG-17 предоставляет данные при маневрировании в районе аэродрома, по маршруту полета по информации пилотажно-навигационного комплекса (ПНК) на фоне любого другого изображения и материалов аэрофотосъемки.

Система глобальной навигации и посадки АБРИС+VIM-95 - удачная комбинация спутниковой навигационной системы и стандартных радиотехнических средств навигации и посадки. Система довольно легкая - ее масса составляет 9,4 кг, а точность по курсу и глиссаде вполне приличная.

ТРАНЗАС стал изготавливать и многофункциональные цветные индикаторы с диагональю 5,6 дюйма (TDS-56). Недавно такой индикатор был установлен на Ан-124-100 “Руслан” авиакомпании “Волга-Днепр”. Он обеспечивает отображение параметров, принимаемых от пилотажных, навигационных и общесамолетных систем.

На объединенном стенде Государственной корпорации по организации воздушного движения в РФ можно было увидеть новое поколение унифицированных радиостанций серии “Фазан” диапазона ОВЧ. Их, а это три модели самих радиостанций, а также приемник и передатчик, производит владимирский завод “Электроприбор” (www.vtsnet.ru/elprib/). По сравнению с прежде выпускавшимися в России радиосредствами серии “Полет” все названные модели обладают большей надежностью, меньшими габаритами, массой и энергопотреблением.

Сама же Государственная корпорация показала, как выполняются работы по программе восстановительного ремонта оборудования посадки СП-75 и СП-80. Цель работ - продление ресурса. Генподрядчик - ЗАО “Радар-ГА”. В настоящее время упомянутое оборудование посадки восстанавливается в аэропортах Братска, Николаевска-на-Амуре, Саратова и Каунаса.

Авиакомпания “Сибирь” и аэропорт “Домодедово” демонстрировали на Международном салоне гражданской авиации свои разработки, связанные с обслуживанием пассажиров и обеспечением их безопасности. Первая совместно с российской фирмой ACTS (www.acts.ru) представила действующий макет комплекса “Агент”. Комплекс предоставляет агенту, продающему авиабилеты, систему контроля их реализации с выводом данных на экран монитора, позволяя следить за продажами, осуществляемыми субагентами. При этом авиаперевозчик, в данном случае “Сибирь”, контролирует работу агентов с минимизацией методологических и технических ошибок (сейчас в компании билеты на один и тот же рейс можно купить по разной цене, в зависимости от класса). Другой комплекс - “Грузовые тарифы”, выполняя часть функций “Агента”, защищает информацию от потери и несанкционированного доступа.

Что касается аэропорта “Домодедово”, то из разговора с сотрудником службы его безопасности стало ясно, что прошлогодняя нью-йоркская трагедия 11 сентября для аэропорта не прошла даром. За год потрачено несколько миллионов долларов на закупку оборудования, обеспечивающего безопасность пассажиров. Это четыре системы осмотра багажа RAPISCAN-528 (Англия), каждая стоимостью 250 тыс. долл., по шесть интраскопов для проверки ручной клади RAPISCAN-524 (60 тыс. долл. каждый) и металлоискателей (по 7 тыс. долл.). Настройка этих металлоискателей идет по эталонам (нож, пистолет) и позволяет обнаруживать немагнитные предметы. Скоро будет установлен обнаружитель паров взрывчатых веществ “Шельф-ДС” отечественного производства.

Версия для печати