“Вольво” и БМВ выбирают Windows, а “Хонда” и “Крайслер” - Linux
ТЕХНОЛОГИИ
Современные автомобили отличаются друг от друга, пожалуй, только формой кузова и степенью “раскрученности” брэнда производителя. Функциональные характеристики машин быстро сближаются: повсеместное введение жестких стандартов качества и безопасности и удешевление массовых производств существенно ограничивают свободу творчества и эксперимента. Поэтому на первый план в борьбе за потребителя сегодня выходит стремление обеспечить водителю максимально возможный уровень комфортности поездки. ИТ для этой цели подходят как нельзя кстати.
Корпорация Volvo анонсировала новую модель Volvo Safety Concept Car со множеством компьютерных усовершенствований, направленных на повышение удобства езды. В дополнение к стандартному набору мультимедийных и навигационных программ, средств спутниковой связи и путешествия по Интернету в автомобиле будет реализован контроль за глазами водителя: если он заснет за рулем, то бортовой компьютер сразу подаст предупреждающий сигнал. Специальные фары упростят езду в ночное время, а видеокамеры и радары сформируют полную картину ситуации на дороге вокруг машины и помогут соблюсти правила безопасности. Бортовые системы Volvo автоматически зафиксируют нарушения правил движения. При этом существует теоретическая вероятность того, что компьютер тайком от водителя по радио проинформирует о нарушении ближайший полицейский пост, однако инженеры Volvo клянутся, что такие возможности в их решениях никогда не будут реализованы. В дальнейшем планируется выпуск устройства блокировки всех функций управления автомобилем с помощью системы распознавания отпечатков пальцев его владельца. Кроме того, это устройство сможет просигналить по мобильной связи о том, что в салон пробрался посторонний.
Основные бортовые системы Volvo Safety Concept Car используют платформу Windows CE. Версии этой ОС используют и другие автомобильные производители, например BMW.
Конкуренты тоже ищут нестандартные пути совершенствования своих машин. Так, корпорация IBM сообщила, что будет поставлять систему распознавания речи автомобильному концерну Honda. Водители новых “хонд” смогут с помощью 150 стандартных голосовых команд запрашивать у бортовой компьютерной системы координаты ближайшей заправочной станции или кафе, консультироваться по поводу оптимального маршрута между двумя точками. IBM обещает встроить в продукт полную электронную карту США и приемник GPS.
Поклонники “мерседесов” так же, голосом, станут управлять приемником и магнитолой, путешествовать по Интернету и просить систему набрать телефонный номер. Правда, речевая эксплуатация навигационной системы в “мерседесах” пока не предусмотрена. Новую марку Scion с расширенными Интернет-возможностями готовит и фирма Toyota.
В новой модели машины Dodge Super8 Hemi будет установлена универсальная мобильная телекоммуникационная система UMTS. В ее создании принимали участие компании DaimlerChrysler, Siemens, Sun, T-Mobile и Jentro. Она реализована на Red Hat Linux и Java, включает четыре ПК, связанные через Ethernet, и предоставляет множество компьютерных функций как водителю с помощью 6,4" LCD-монитора, так и двум пассажирам - в их распоряжении два 8,4" LCD-монитора. Dodge Super8 ориентирован преимущественно на американского покупателя и наличие такого “дома на колесах” позиционируется как стиль жизни.
Все эти решения довольно разношерстны, однако в условиях растущего спроса наиболее дальновидные компании вкладывают усилия в стандартизацию данного ИТ-направления. Sun, IBM, Motorola, Ericsson и Nokia (к сожалению, пока без Microsoft) сформировали консорциум OSGi (Open Systems Gateway Initiative) по выработке открытых стандартов на предоставление беспроводных услуг для владельцев автомобилей и домашних электронных устройств. Его цель - обеспечение совместимости бортовой электроники (в частности, с помощью технологии беспроводной связи BlueTooth). Это позволит покупателям OSGi-совместимых автомобилей расширять возможности существующей бортовой компьютерной системы, приобретая и самостоятельно подключая к ней дополнительные электронные блоки третьих фирм.
Интересующимся вопросами создания ПО для автомобилей можно посоветовать набор разработчика MobileAria (www.mobilearia.com). Он стоит 200 долл. и включает систему распознавания речи с декларируемой точностью 95%. Полезные ссылки и рекомендации есть и на сайте www.osgi.org.