НАВИГАЦИЯ

Похоже, европейцы действительно начинают ощущать себя единой нацией. После объединения и введения общей валюты в Европе крепнут два желания - упрочить связи между странами, входящими в ЕС, и ослабить свою зависимость от других стран, в ЕС не входящих. Среди технологий активно используемых, но не контролируемых европейцами, несколько особняком стоит GPS, на базе которой в Старом свете создан многомиллиардный бизнес. И дело не только в деньгах. GPS находит широкое прменение в транспортной навигации: отключи Америка свою NAVSTAR - и многие направления деятельности в Европе будут полностью парализованы, что повлечет за собой как минимум транспортный коллапс, а как максимум - катастрофические последствия для экономики в целом. И европейцев это очень волнует.

Скоро спутники GALILEO начнут бороздить небо над всем миром

Кроме Европы, обеспокоенность тем, что единственная реально работающая спутниковая навигационная система находится в ведении Министерства обороны США, высказывает и Китай. В России же фактическая монополия NAVSTAR особого беспокойства не вызывает: у нас есть своя система ГЛОНАСС (www.rssi.ru/SFCSIC/russia-w.html), а бизнес, опирающийся на высокоточную навигацию, практически отсутствует, и не в последнюю очередь изза пресловутой секретности, ограничивающей определение и использование точных географических координат. То есть, хотя количество спутников ГЛОНАСС в настоящее время составляет всего семь из 24 необходимых (www.agp.ru/gps/status/rssi.htm) и в ближайшее время ситуация вряд ли улучшится, в России есть и другие насущные проблемы, на фоне которых зависимость от NAVSTAR как трагедия не воспринимается. Европа на этот счет придерживается другого мнения и готова вложить более 4 млрд. евро в создание своей собственной спутниковой навигационной системы GALILEO. Решить финансовые вопросы ей поможет Китай.

Нельзя сказать, что Пентагон с восторгом отнесся к идее создания европейцами GALILEO. Даже наоборот - их всячески пытались отговорить, утверждая, что NAVSTAR’а хватит на всех и что GALILEO будут пользоваться террористы. В Европе на это отреагировали жестко и выделили в марте первый транш на разработку системы. В 2008 г. GALILEO должна вступить в строй (www.europa.eu.int/comm/energy_transport/en/gal_intro_en.html).

Технологические преимущества

Важно отметить три ключевых отличия GALILEO от NAVSTAR и ГЛОНАСС. Первое и второе относятся к области политики: навигационная система, создаваемая европейцами, не будет принадлежать ни одной стране, следовательно, никто не сможет единолично контролировать ее функционирование, а кроме того, она будет первой спутниковой системой, созданной не в военных, а хозяйственных целях (единственной военной областью применения GALILEO будет поддержка миротворческих операций, www.gisvisionmag.com/vision.php?article=200204/feature.html&page_no=3). Третье отличие заключается в том, что за последние двадцать лет, а именно в течение такого промежутка времени околоземное пространство бороздят спутники систем NAVSTAR и ГЛОНАСС, технологии ушли далеко вперед: достаточно вспомнить, как выглядел ПК два десятилетия назад, чтобы понять, насколько больше возможностей имеют инженеры сегодня. Таким образом, GALILEO не просто станет альтернативой существующим спутниковым навигационным системам - она будет несравненно совершеннее своих предшественниц и, не исключено, спишет их в утиль, резко снизив доходы от NAVSTAR и лишив ГЛОНАСС шансов на возрождение.

Программа по заявкам пользователей

Технические требования к GALILEO определялись исходя исключительно из потребностей пользователей. Для того чтобы потенциальные клиенты смогли высказать свои пожелания, в Европе была проведена серия специальных форумов, на которых представители из таких областей деятельности, как авиация, организация морских перевозок, железнодорожный транспорт, автодорожные службы, служба спасения, наука и др., обсуждали контуры будущей системы. Интересно, что побочным результатом таких обсуждений, вне зависимости от специализации форумов, стало понимание того, что навигационная информация должна быть теснейшим образом интегрирована с телекоммуникациями; основным приоритетом здесь является создание GSM- и UMTS-интерфейсов.

Режимы работы GALILEO

Различие в требованиях, предъявляемых к системе разными группами пользователей, нашли свое отражение в создании пяти режимов работы GALILEO, призванных эти требования удовлетворять. Открытый режим (Open Services) будет доступен любому пользователю с навигационным приемником. Для работы с географическими данными, поступающими в этом режиме, авторизация не требуется, а информация полностью бесплатна. Ожидается, что точность установления координат, обеспечиваемая в открытом режиме, будет в пределах одного метра. Контроль доступа к коммерческому режиму (Commercial Services), предоставляющему возможность более точного определения координат за счет вычисления времени задержки сигнала в ионосфере и использования дифференциальных поправок, будет осуществляться на уровне навигационного приемника. Как ожидается, основными пользователями такого режима станут, в частности, геодезисты.

Режим, связанный с безопасностью жизнедеятельности (Safety-of-Life Services), предназначен для обеспечения навигационной информацией пользователей, требующих чрезвычайно точного и бесперебойного определения координат, он найдет применение на воздушном и морском транспорте, а также при перевозке опасных веществ или изделий. Сигнал, посылаемый в таком режиме, будет транслироваться в защищенном режиме на отдельной частоте. Для работы с ним потребуются специализированные навигационные приемники.

Особый режим предусматривается также для служб спасения (Search-and-Rescue Services). Не в последнюю очередь он предназначен для обеспечения безопасности мореплавания. Каждый корабль планируется снабдить специальным буем, который, в случае активации, пошлет сигнал SOS в ближайший спасательный центр. Важно, что информация о принятии сигнала бедствия будет тут же передана судну, запрашивающему помощь.

Комбинированный режим (Combined Services) предусматривает подачу сигнала, предназначенного для работы с GPS- и UMTS-службами, а административный (Public Regulated Service), имеющий такую же высокую точность и стабильность, что и связанный с безопасностью жизнедеятельности, будет использоваться государственными службами европейских стран, например полицией, а также во всех видах деятельности, которые будут признаны служащими стратегическим интересам Европы. По утверждениям разработчиков GALILEO, последний режим способен работать даже в чрезвычайных условиях.

Европа крепнет и обустраивается

Наличие такого крупного проекта показывает, что европейцы не намерены занимать пассивную позицию в области современных космических технологий. Тем не менее складывается впечатление, что основная причина такой активности Старого света кроется не в желании продемонстрировать всему остальному миру (и прежде всего США) свой технологический потенциал и заставить с собой считаться. Нет, догнать и перегнать Америку Европа, похоже, не стремится. Европейцы подходят к проблеме прагматически: по прогнозам, GALILEO создаст рынок, оцениваемый как минимум в 190 млн. евро в год в продуктах и услугах, и в то же время обеспечит новые рабочие места за счет расширения европейской космической программы. В связи с этим становится очень обидно за наш ГЛОНАСС, для которого, к сожалению, никогда “не хватает финансирования”, а ведь это очень выгодное, оказывается, дело - глобальные навигационные системы.