General Motors + “АвтоВАЗ” + SAP = “Джи-Эм АвтоВАЗ”
ПРОЕКТЫ
На пресс-конференции, состоявшейся в конце августа на новом автозаводе “Джи-Эм АвтоВАЗ” в городе Тольятти, было объявлено о вводе в продуктивную эксплуатацию системы mySAP.com. Внедрение заняло всего девять месяцев. По словам директора SAP CIS (www.sap.com/cis/) Алексея Шлыкова, это первый российский проект, в котором управление всеми структурами предприятия по производству автомобилей осуществлено с использованием программных продуктов SAP.
Джон Милонас не сомневается, что система
mySAP.com обеспечит “Джи-Эм АвтоВАЗу”
существенные конкурентные преимущества
“Джи-Эм АвтоВАЗ” - совместное предприятие корпорации General Motors, “АвтоВАЗа” и Европейского банка реконструкции и развития с уставным капиталом 238 млн. долл. Оно будет выпускать внедорожники “Шевроле-Нива”, являющиеся усовершенствованной версией модели ВАЗ 2123. Генеральный директор “Джи-Эм АвтоВАЗа” Джон Милонас подчеркнул, что впервые в своей европейской практике General Motors участвует в организации производства автомобиля, сконструированного вне стен корпорации.
В отличие от большинства совместных предприятий такого рода на территории СНГ, “Джи-Эм АвтоВАЗ” использует более 90% отечественных комплектующих и материалов, в основном поставляемых “АвтоВАЗом”. Круг поставщиков (сейчас их 125) будет расширяться. Еще одна особенность нового завода заключается в том, что там фактически не будет склада комплектующих, поскольку они поступают непосредственно на конвейер по мере необходимости и строго фиксированными партиями (технологии Just in Time и Kanban). Число сотрудников, занятых в производстве, относительно невелико - 1221 человек. Некоторые сервисные и вспомогательные функции, например уборка цеха окраски, передаются внешним контрагентам.
В настоящее время в системе mySAP.com реализовано около 100 рабочих мест, позволяющих осуществлять финансовый учет с параллельной отчетностью по российским правилам и по GAAP, управление основными средствами, контроллинг, внутреннюю и внешнюю логистику, планирование и управление производством, кадровый учет, расчет зарплаты, управление качеством и сбытом. Поскольку пуск конвейера намечен на 23 сентября, говорить о продуктивной эксплуатации модулей, отвечающих за управление производством, логистикой или качеством, строго говоря, еще рановато. Тем не менее остальные контуры системы уже дают реальную отдачу.
Как рассказала финансовый директор “Джи-Эм АвтоВАЗа” Памела Смит, выбор финансовой подсистемы mySAP.com был предопределен тем, что она является корпоративным стандартом General Motors во всем мире. По остальным модулям рассматривались предложения и других поставщиков, но поскольку комплексное решение SAP допускает гибкую настройку бизнес-процессов и априори тесно интегрировано, остановились именно на нем. На уровне управления предприятие “Джи-Эм АвтоВАЗ” совершенно автономно, но оно связано определенными правилами предоставления отчетности в высшие структуры General Motors. В частности, месячный баланс должен сдаваться в течение трех дней после окончания календарного периода. С видимым удовлетворением г-жа Смит сообщила о том, что первый такой баланс недавно был успешно просчитан и сдан.
По мнению Алексея Шлыкова, столь быстрое и успешное внедрение ERP-системы SAP объясняется тем, что “Джи-Эм АвтоВАЗ” - совершенно новое предприятие, не отягощенное грузом унаследованных решений. На нем легче с самого начала реализовывать заложенные в mySAP.com бизнес-процессы, учитывающие практику лучших мировых производителей автомобилей. Кроме того, сказалось непосредственное участие в проекте высшего руководства заказчика. В качестве генерального подрядчика выступала фирма SAP Consult CIS, привлекавшая для выполнения некоторых задач консультантов из Accenture и Inmas GmbH.
В проекте участвовала также группа специалистов завода под руководством Полины Гришиной. По ее словам, в этот временный коллектив включалось по одному ведущему сотруднику от каждого подразделения. Иными словами, внедрением постоянно занималось более 20 человек, 12-13 из них представляли “Джи-Эм АвтоВАЗ” и восемь-девять - SAP. Впоследствии эти сотрудники подразделений завода будут руководить эксплуатацией системы и примут участие в ее развитии. Планируется в мае 2003 г. запустить специализированное отраслевое решение для автомобильной промышленности mySAP Automotive, а в 2004 г. внедрить модуль mySAP.com Advanced Planner & Optimiser, позволяющий наладить непосредственное взаимодействие с информационными системами внешних поставщиков и дилеров предприятия, в первую очередь с ИС “АвтоВАЗа”. Стоимость проекта названа не была, но о порядке величин можно судить по комментарию г-на Шлыкова, который заявил, что проекты подобного масштаба длятся обычно 3-5 лет и стоят от 3 до 5 млн. долл.
Предполагается, что на основании прогноза сбыта система построит предварительную производственную программу, а затем с учетом поступивших от дилеров заявок будет корректировать ее и планировать ресурсы для выпуска партий требуемого объема и комплектации. Однако на первом этапе завод получит фиксированные плановые задания, определяемые возможностями основного поставщика комплектующих - “АвтоВАЗа”. В нынешнем году будет выпущено 456 машин, а в три последующих соответственно 35 тыс., 60 тыс. и 75 тыс. В октябре следующего года “Джи-Эм АвтоВАЗ” собирается начать поставки “Шевроле-Нивы” за рубеж. Цена первой модели нового внедорожника, как пообещал Джон Милонас, не превысит 8 тыс. долл.