ГОСПРОЕКТЫ
На Web-сервере www.perepis2002.ru индикатор обратного отсчета дней, оставшихся до начала Всероссийской переписи населения, перешагнул последний месячный рубеж, а между тем ситуация вокруг тендера “Разработка, внедрение и сопровождение аппаратно-программного комплекса первичной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года”, проведенного в начале года Государственным комитетом РФ по статистике, остается неопределенной. Формально еще 9 августа Московский арбитражный суд по иску компании ABBYY признал результаты тендера недействительными. Комментарии по этому поводу различных сторон были опубликованы в ряде средств массовой информации, но сколько-нибудь внятные выводы сегодня можно сделать, пожалуй, лишь в отношении несоблюдения формальных требований к проведению конкурса. Допущенные Госкомстатом промахи в его организации, собственно, и сформировали почву для судебного разбирательства.
Борис Бобровников: “То, что мы
участвуем в переписи, это закономерный
итог трехлетней работы компании”
Гораздо менее понятной в ситуации, когда выводы тендерной комиссии поставлены под сомнение, представляется техническая сторона вопроса: какая же из двух оставшихся в игре компаний (ABBYY или КРОК) предлагает лучшее решение? Ведь в конечном счете ответ на этот вопрос и должен стать отправной точкой к разрешению конфликта. Получить, однако, такой ответ весьма непросто. Любой, кому довелось участвовать в реализации крупного проекта, с чрезвычайно высоким уровнем ответственности за его выполнение (а в данном случае это именно так), безусловно понимает, что оценка работоспособности и эффективности предлагаемых решений может быть дана лишь на основе практических испытаний. Потенциальные возможности разработчика и сложившиеся представления о его компетенции хотя и важны, но определяющего значения иметь не должны (разве что при прочих равных условиях).
Евгений Сычев: “Если будет выбрана не та
технология, пострадаем в первую очередь мы”
В этой связи нужно признать, что недоумение по поводу итогов конкурса в большинстве случаев обусловлено прежде всего разным общественным имиджем его участников: ABBYY - признанный не только в России, но и за рубежом технологический лидер в области оптического распознавания символов (OCR), тогда как КРОК - крупный системный интегратор, в сфере OCR, в общем-то, не замеченный. Можно предположить, что если бы в этом споре ABBYY противостояла компания Cognitive Technologies, вопросов к техническим аспектам состязания было бы меньше.
Понятно, что словесные уверения любой стороны в преимуществах ее технологии сегодня воспринимаются критически, и в преддверии дальнейшего развития событий КРОК сделал, пожалуй, единственный целесообразный для себя ход, организовав публичную демонстрацию прототипа разработанной компанией системы. Помимо сотрудников КРОКа участие в мероприятии приняли также директор ГМЦ Госкомстата России Евгений Сычев и его заместитель Владимир Яшин. Возглавляемая ими организация с 1949 г. отвечает за обработку листов переписи населения, и именно ее специалисты оценивали конкурирующие предложения.
Оператор демонстрирует процедуру ввода
информации с переписных листов
Демонстрация системы, конечно, ничего общего не имеет с полноценным ее испытанием, но специалисты КРОКа, использовав опыт, накопленный во время проведения пробной переписи 2000 г. (ни одна другая коммерческая фирма тогда не откликнулась на предложение поучаствовать в работах), постарались смоделировать вполне реальные ситуации, связанные с неточностью или небрежностью при заполнении переписных листов, в каждом случае поясняя порядок преодоления возникшей проблемы. Несмотря на необходимость вмешательства оператора для уточнения информации по нескольким листам, реально продемонстрированная скорость ввода составила 139 двусторонних листов в минуту. При этом действия оператора были интуитивно понятны, а для выполнения всех операций ему (точнее, ей) было достаточно кнопок поля цифрового ввода компьютерной клавиатуры.
Между тем основной упор во время демонстрации специалисты компании сделали вовсе не на сканировании и распознавании данных переписи. По словам директора ГМЦ, “+как и в любом обширном исследовании, главный принцип переписи населения заключается в обеспечении максимального качества и достоверности собранной информации”. Поэтому в сквозном технологическом процессе обработки данных предусмотрен этап формального и логического их контроля в 16 межтерриториальных центрах. А все переведенные в электронный вид данные должны пройти проверку на выполнение более чем 300 правил, позволяющих выявить и при возможности скорректировать противоречивые или явно ошибочные сведения. Именно этой области в своем решении кроковцы уделили особое внимание, и понятно почему. КРОК и ГМЦ считают эту часть предусмотренных условиями тендера работ наиболее трудоемкой, и как раз она, как утверждают руководители ГМЦ, не была реализована в представленном ABBYY прототипе системы. “Сегодня мы 5% отведенного времени рассказывали про ввод и 90% - про формальный и логический контроль, - констатировал Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК. - Наши затраты на то и другое соотносятся примерно в такой же пропорции”.
Отвечая на вопросы аудитории, представители ГМЦ дали пояснение и по поводу отказа от автоматического распознавания текстовых записей, что привело к необходимости использования ручной кодировки части информации. “Когда этот вопрос рассматривался у заказчика в Госкомстате, и ABBYY, и КРОК предлагали режим автокодировки, но, учитывая тот факт, что нам пришлось бы качественно менять структуру документов и увеличивать объем вводимой информации, пошли по пути ее ручного кодирования, - сообщил Владимир Яшин. - Кроме того, переписчики не в состоянии правильно классифицировать группы населения. Как было неоднократно проверено, это может привести к существенным искажениям данных о структуре рынка труда. С точки зрения затрат на кодировщиках мы теряем не много, зато качество кодирования будет значительно выше”. Хотя какие-то позиции, по признанию г-на Яшина, все-таки можно было бы кодировать автоматически, это существенно повысило бы требования к качеству заполнения переписных листов, а от переписчиков “многого требовать нельзя”.
Подводя черту в своем выступлении, Владимир Яшин заявил: “Госкомстат и ГМЦ делали все, чтобы у фирм были равные возможности для демонстрации своих достижений. И когда мы сопоставили результаты, то пришли к однозначному выводу, что со всех точек зрения КРОК оказался намного выше, потому что предложил лучшее решение”.
Условную черту подведем и мы. Сегодня по крайней мере ясно, что у Госкомстата есть удовлетворяющее его требованиям работоспособное решение для организации ввода данных переписных листов, а ГМЦ, генеральный директор которого несет персональную ответственность за обработку материалов переписи, занимает однозначную позицию. В этих обстоятельствах представляется крайне маловероятным какое-либо перераспределение ролей в результате судебного разбирательства. Общественная значимость инициированной ABBYY процедуры скорее будет определяться тем, в какой степени вся эта история поспособствует наведению должного порядка в проведении последующих тендеров. Даже если разбирательство затянется, выход есть. “В начале 2002 г. Госкомстат намеревался отказаться от проведения конкурса и продолжить работу только с КРОКом, - сообщил Евгений Сычев. - Но потом от этого отказались, очевидно, для того чтобы избежать кривотолков”.