ОБРАЗОВАНИЕ

Владимир Карпов, Андрей Степанов

В прошлом году в PC Week/RE было опубликовано несколько статей, посвященных проблеме взаимодействия вузов и ИТ-компаний. Нас взяться за перо и поделиться своим взглядом на ситуацию заставили две причины. Во-первых, из статей “Информационные технологии в образовании” (PC Week/RE, № 11/2001, с. 30) и “Инвестиции или пустые хлопоты” (PC Week/RE, № 32/2001, с. 25) у читателей могло сложиться неверное впечатление, что для устойчивого развития предприятиям и организациям, кроме КИС, никаких серьезных систем автоматизации не требуется, и вузы только с подобными программными системами и знакомят студентов. Во-вторых, картины взаимодействия производителей софта и вузов в этих статьях журналиста, доносившего позицию ИТ-компаний, нарисованы весьма радужными, а вот мнение представителя вуза (“Инвестиции или пустые хлопоты?” (PC Week/RE, № 45/2001, с. 47) было совсем иным, и вопрос так и остался открытым.

Не КИС единой

MRP/ERP-системы и системы бюджетирования действительно востребованы и активно внедряются на предприятиях. Однако не стоит забывать, что системы этого класса охватывают лишь оперативный уровень управления (производство, склад, финансы), но задачи компании, которая намерена существовать долго, не ограничиваются минимизацией расходов на выпуск продукции или оказание услуг в текущий момент времени, а требуют определения горизонтов развития. И для автоматизации решения стратегических задач менеджмента в цепочке “диагностика состояния - выбор стратегии - планирование - контроль за реализацией планов” рынок предлагает целый пласт специализированных программных средств (см., например, обзор Александра Кочнева, PC Week/ RE, № 45/98, c. 19).

Используются ли они на практике? Да, и очень широко - у одной только компании “Про-Инвест-ИТ”, занимающейся разработкой аналитических систем стратегического управления, более 4000 пользователей, а ведь на этом рынке она работает не одна. И именно в связи с важностью для практики программных продуктов, помогающих решать стратегические задачи, сегодня их применению учат сотни вузов.

Кто инвестирует и кто о чем хлопочет

Прежде всего, что такое инвестиции? Это долгосрочное вложение средств с целью получения прибыли в будущем. В нашем случае в обучение вкладывают средства три субъекта: компании - разработчики программных продуктов, вуз и сами учащиеся, и цели у каждого из этих субъектов разные.

Учащиеся

Объем платного обучения в стране растет год от года, и если человек готов выложить за обучение немалые средства, значит, он предполагает, что эти затраты впоследствии окупятся. Действительно, многих в соответствующие вузы привлекает понимание того, что владение современными ИТ-технологиями позволит им впоследствии найти высокооплачиваемую работу - недаром большое число молодых специалистов (а также и специалистов с опытом), размещающих свои резюме в Интернете, указывают, что они владеют знаниями или имеют опыт в области использования самых разных автоматизированных систем для бизнеса, в том числе систем стратегического планирования и управления, или даже являются сертифицированными специалистами по этим системам.

Высока востребованность таких специалистов и на рынке труда, что подтверждается частыми обращениями руководителей различных организаций, например, в “Про-Инвест-ИТ” с просьбой порекомендовать им специалистов по системам, разработанным этой компанией.

Компании

Зачем вкладывают средства в образование ИТ-компании? Для них это замечательная возможность продвижения своих продуктов на рынок: психология человека такова, что чаще всего он использует именно тот инструмент, который изучал и пробовал первым в череде других. Еще одним мотивом для компаний является поиск квалифицированных сотрудников и пополнение кадрового резерва (так, только “Про-Инвест-ИТ” за последний год пополнил свои ряды четырьмя сотрудниками, изучавшими его продукты в вузах).

Велики ли инвестиции для ИТ-компаний? Судите сами: например, “Про-Инвест-ИТ” поначалу (а целенаправленную работу с вузами он ведет уже более 10 лет) просто дарил институтам рабочие версии своих программ, а после того как были выпущены их специальные учебные версии, начал их продавать, но по ценам, на порядок отличающимся от коммерческих. Помимо этого компания регулярно устраивает специальные акции для учебных заведений, когда цены устанавливаются на еще более низком уровне (за последние полтора года состоялись уже три такие акции по системам Project Expert и Audit Expert). К тому же в их рамках осуществляется бесплатное обучение преподавателей и специалистов вузов на базе ее учебного центра, другой задачей которого является проведение сертификационных курсов для пользователей программных продуктов компании.

Но средства тратятся не зря: в результате указанных акций всегда растут не только объемы продаж соответствующих программных продуктов, но и число авторизованных учебных центров (АУЦ) - партнеров компании, организованных на базе вузов.

Вузы

Использование в процессе обучения современных ИТ для ведения бизнеса в значительной мере повышает авторитет вуза в борьбе за умы (или за кошельки) “покупателей” его услуг. Так, козырями МУМ - Международного университета (в Москве), где за образование в области информационных технологий ответственность несет центр информационных технологий (ЦИТ) “Инфократ”, созданный при нем в 1997 г., в части привлечения студентов на обучение по специальностям “Менеджмент” и “Экономика” являются его хорошие связи с компаниями IBM/Lotus, Intertrust и Cognitive Technologies (системы документооборота), Business Management Systems и “1С” (КИС), “Про-Инвест-ИТ” (системы стратегического планирования и управления). У ЦИТ очень плодотворный альянс с кафедрой финансов: ее специалисты преподают теорию, а прикладную часть соответствующего курса студенты постигают на базе “Инфократа” (например, теоретическая дисциплина “Бизнес-планирование” включает освоение программы Project Expert). Подобный подход обеспечивает студентам МУМ очень приличное владение современными системами для бизнеса.

Что еще имеет вуз в результате сотрудничества с ИТ-компаниями, кроме престижа? Резон простой: программные продукты достаются ему по цене, существенно ниже коммерческой, он получает возможность их апгрейда по льготным ценам и информационную и консультационную помощь от производителя. Но, может быть, наиболее значимой для него является техническая поддержка, предоставляемая ИТ-компаниями (увы, далеко не всеми).

Очень многое дает вузу и статус АУЦ какой-либо ИТ-компании (а лучше нескольких): кроме всего прочего, институт получает еще и методические материалы по организации учебного процесса (кейсы), а его преподаватели могут проходить подготовку в компании.

Проблемы? А как же без них...

Безусловно, говорить, что в отношениях между вузами и ИТ-компаниями, да и в самих вузах при использовании современных ИТ-технологий в учебном процессе все благостно, было бы большой натяжкой - проблемы есть.

Внутривузовские

Одна из проблем, корни которой лежат внутри вузовского сообщества, состоит в том, что в вузе (как, впрочем, и на многих предприятиях) все зависит от людей. Есть преподаватель или иной специалист, готовый “повесить” на себя программный продукт, в том числе его поддержку - значит, есть и дело; нет такого человека - ничего не будет. Внедрение в институте любых ИТ требует больших усилий по установке систем, оптимизации учебного процесса в целом и разработке практических заданий для студентов (например, разработка семинара-практикума по системе Project Expert заняла по времени год, а по трудоемкости - полтора человеко-года).

Другая характерная для вузов проблема - сложность организации тесного взаимодействия между преподавателями кафедры, которая дает студентам необходимые теоретические знания, и подразделением, отвечающим за организацию практических занятий по данной теме, без чего, как показывает опыт, рассчитывать на успех не приходится.

Существует в вузах и проблема информационного неравенства между студентами, пришедшими с производства и со школьной скамьи, - у первых нет сложностей в получении реальных данных для моделирования, без которых понять истинную силу такой, например, информационной системы, как Project Expert, невозможно; удел же вторых - знакомство только с “верхушкой айсберга”.

Проблемы взаимодействия вузов и ИТ-компаний

Вузы остро нуждаются в обучении их преподавателей и в методических материалах, но много ли в России компаний, взаимодействующих с ними в этих направлениях? Единицы. Так, учебник по своей системе, содержащий методический материал, выпустила фирма “Консультант+”, а “Про-Инвест-ИТ” в дополнение к уже разошедшемуся по вузам кейсу по системе Project Expert к концу осени готовит еще несколько (они будут распространяться на коммерческой основе по доступным для вузов ценам). А где же остальные?

Еще одна проблема: как показывает практика МУМ, наиболее успешно вузы взаимодействуют с теми ИТ-компаниями, в которых для общения с ними выделена некая группа людей или хотя бы один человек, и с этими людьми установились хорошие личные контакты. Сложились такие отношения между авторами данной статьи - и во взаимодействии МУМ и “Про-Инвест-ИТ” все идет хорошо. Сменился человек, выделенный для контактов с вузами в компании Cognitive Technologies, и что-то неуловимо изменилось. А например, после слияния Lotus с IBM работать с объединенной компанией стало попросту трудно.

Что же в “твердом осадке”?

Несмотря на отмеченные проблемы, мы считаем, что в области обучения современным компьютерным технологиям дела все же обстоят не так уж плохо. Вузы продолжают оснащаться самыми современными программными продуктами и - где самостоятельно, а где с помощью компаний-производителей - разрабатывают курсы по их изучению, число АУЦ ИТ-компаний при вузах неуклонно увеличивается, престижность обучения в вузах, где учат использованию современных компьютерных технологий в бизнесе, растет, а их выпускники не испытывают трудностей с трудоустройством на хорошую работу с приличной зарплатой.

Все это говорит, что инвестиции в образование для всех сторон вовсе не являются пустыми хлопотами, и если стремление вузов и ИТ-компаний к внедрению в учебный процесс современных информационных технологий обоюдно и искренне, то успех гарантирован.

Об авторах

Владимир Карпов - директор центра информационных технологий “Инфократ” Международного университета (в Москве), профессор.

Андрей Степанов - директор Учебного центра компании “Про-Инвест-ИТ”.

Версия для печати