ПРЕЗЕНТАЦИИ
В последнюю неделю лета свершилось событие, которое вполне может быть расценено как наступление новой эпохи для всех поклонников компании Apple (www.apple.ru) в России. Впервые Apple RoadShow покинуло границы Москвы и отправилось в российские регионы.
В компании Apple традиция проведения “кочующих” тематических выставок имеет долгую историю. Правда, сначала эта традиция затрагивала лишь американский континент, чуть позже перекинулась в Европу и лишь полгода назад охватила и Россию. Наши постоянные читатели помнят, что первое отечественное Apple RoadShow состоялось в феврале и было посвящено работе с компьютерным видео, а второе, майское, затрагивало вопросы издательских технологий и связанной с ними “креативной” деятельности.
Генеральный директор Apple IMC Андрей Туров (слева)
и вице-президент группы компаний DPI Марат Гуриев
на переговорах с руководством колледжа
И вот теперь Apple RoadShow отправилось в Тюмень и развернулось в холле и конференц-залах гостиницы “Quality-Тюмень”.
Выбор региона для первого Apple’овского десанта представляется вполне оправданным. Во-первых, Тюменская область - одна из тех немногих, где относительно неплохо справляются со всеми проблемами “переходной экономики”, благо богатые месторождения газа, нефти и других полезных ископаемых весьма этому способствуют. Во-вторых, здесь сложилось позитивное отношение к прогрессивным компьютерным технологиям, в частности к решениям на базе компьютеров Макинтош. Наконец, в Тюмени у компании Apple IMC, представителя Apple в России, есть сильный партнер - фирма “ИнтерМак”, без содействия которой провести столь масштабное мероприятие было бы гораздо сложнее.
Тюменское Apple RoadShow проходило в соответствии с уже сложившимся сценарием таких мероприятий за двумя небольшими исключениями. Первое его отличие связано с тем, что для большинства участников техника и технологии Apple оказались в новинку. Второе отличие заключалось в объединении в одном шоу сразу двух тем, заслуживающих, по большому счету, организации отдельных мероприятий. В результате был выбран несколько необычный для Apple RoadShow формат.
Все началось с довольно большого “вступительного блока”, в рамках которого выступающие поделились взглядами компании Apple на компьютеры и их место в жизни. Особый интерес вызвал рассказ об инвестиционной программе “Think Russian”, нацеленной на продвижение решений Apple в России. Не обошлось и без более технически насыщенного разговора обо всем компьютерном семействе Макинтошей. Нынешний темп обновления продуктов позволяет компании каждые пару месяцев устраивать вполне обоснованные ознакомительные мероприятия, и с этой точки зрения момент для проведения тюменского шоу выбран почти идеально.
Одна из лабораторий Тюменского государственного
колледжа профессионально-педагогических технологий
Буквально за две недели до этого события была обновлена линейка компьютеров Power Mac, так что теперь все ее модели снабжаются двумя процессорами PowerPC G4 (с частотой от 867 МГц до 1,25 ГГц). Кроме того, свершился переход на новый для Apple тип памяти - DDR SDRAM (PC2100 или PC2700, в зависимости от модели; до этого память типа DDR SDRAM применялась лишь в серверах Apple Xserver). Обновилась и графическая подсистема, что дало пользователю возможность выбора между видеоадаптерами на базе NVIDIA GeForce4 MX, NVIDIA GeForce4 Ti и ATI Radeon 9000 Pro. Несколько изменившийся корпус Power Mac’ов позволяет установить пару 5,25-дюймовых устройств с внешним доступом (например, SuperDrive DVD-RW и ComboDrive DVD/CD-RW) и до четырех жестких дисков. Заметно улучшилась система вентиляции корпуса.
Вторым событием, оправдывающим дату проведения тюменского Apple RoadShow (21 августа), был выпуск менее чем за неделю до этого новой версии операционной системы Mac OS X 10.2 Jaguar, о которой мы уже писали (см. PC Week/RE, № 28/2002, с. 1). Тюменское Apple RoadShow стало первым публичным мероприятием Apple в России, где можно было попробовать в работе новую “Десятку”, правда, пока в англоязычном варианте (отметим, что поддержка русского языка на уровне клавиатуры, шрифтов, форматов дат, валют и т. д. теперь включена даже в состав американской версии системы). А вот более ранняя ее версия, Mac OS X 10.1.5, демонстрировалась в полностью русифицированном виде; более того, за прошедший с мая период получили русский интерфейс и систему подсказки все входящие в комплект поставки пользовательские программы (iMovie, iPhoto, iTunes, iDVD и Mail).
Третьим “временны/м репером” для шоу можно считать проходившее в Тюмени практически одновременно с Apple RoadShow пленарное совещание “Августовские чтения”, собравшее многих сотрудников городской системы образования. Эти два мероприятия “дружили домами”: часть Apple’овского десанта можно было увидеть на совещании, а многих участников “чтений” - на презентациях и демонстрациях в гостинице Quality.
Но вернемся непосредственно к Apple RoadShow.
Вторая часть шоу, вопреки сложившимся традициям, проводилась “по секциям”. Одна из них собрала тех, кому близки проблемы создания цифрового контента и издательских технологий, а вторая - тех, кто болеет за судьбу образования в России.
На образовательной секции шоу живейший
интерес вызвал рассказ о “цифровом стиле жизни”
На первой секции центральными были выступления, посвященные принципам работы графики в Mac OS X и возможностям новейших решений компании Adobe в области графики, дизайна и издательских систем.
Вторая, проходившая в более камерной обстановке, настраивала участников на обсуждение проблем образования и возможного их решения. В рамках этой секции технологические презентации чередовались с “гуманитарными”, так что все ее участники вынесли для себя много нового. Присутствовавшие работники сферы образования выразили глубокую заинтересованность в решениях Apple, ориентированных на использование в школе, а также в специальных, созданных для успешной реализации многочисленных образовательных программ компании Apple, курсах переподготовки учителей.
На следующий день представители Apple IMC и “ИнтерМак” организовали посещение учреждения, являющегося базовым для образовательных программ Apple в России, - Тюменского государственного колледжа профессионально-педагогических технологий.
Это один из крупнейших колледжей в области (в нынешнем году в него принято около 2000 человек), имеющий несколько филиалов и ведущий обучение по широкому спектру специальностей, включая менеджмент, право, экономику, автоматизацию управления и т. д. Исторически основная масса учащихся получает профессии, связанные с ткацким и швейным производством, а также с дизайном одежды.
Образовательные компьютерные технологии разрабатываются и внедряются в колледже уже давно, так что проблемы на этом пути прочувствованы на собственном опыте. Среди главных называются сформировавшийся у многих педагогов “безкомпьютерный” стереотип обучения (поскольку именно так в свое время учились сами эти преподаватели), нежелание студентов самостоятельно добывать сведения (и их ориентация на пассивные методы обучения) и, наконец, элементарная “компьютерофобия”.
В результате анализа проблем и перспектив внедрения компьютерных технологий в колледже была сделана ставка на Макинтоши. Такой выбор становится особенно оправданным, если учесть, что большинство учащихся колледжа принадлежат именно к категории людей, на которую компания Apple ориентируется с момента выхода самого первого Макинтоша в 1984 г. Речь идет о людях, являющихся профессионалами в своей области деятельности, но не желающих становиться профессионалами в компьютерных технологиях и использующих компьютер лишь как инструмент для решения своих профессиональных задач. На сегодня в колледже установлено более 200 “Маков” различных типов (все - не старше двух лет, преимущественно iMac), причем почти все они объединены в локальные сети, многие имеют доступ в Интернет; заметное количество компьютеров Apple входит в состав специальных образовательных комплексов. Функционирует медиацентр, объединяющий в своем составе медиатеку (этакий аналог библиотеки в эпоху мультимедийной информации) и медиалабораторию (предназначенную для наполнения медиатеки материалами).
Особенно сильное впечатление производит расположенная в колледже лаборатория Вячеслава Зайцева, где учащиеся могут приобщиться к современным технологиям, применяемым в профессии модельера-дизайнера. Попав сюда, поначалу поражаешься обилию установленной техники. Но в лаборатории не просто собрано большое количество компьютерного “железа” - здесь действительно создан единый программно-аппаратный комплекс с собственным Интернет-сайтом (вообще в колледже возможности Интернета используются почти повсеместно).
Несмотря на некоторые мелкие упущения, первое российское региональное Apple RoadShow никак нельзя причислить к тем блинам, которые выходят комом. И заинтересованность аудитории (всего шоу посетило чуть больше 100 человек) является безусловным тому подтверждением. Будем надеяться, что экспансия Apple в регионы в будущем продолжится ускоряющимися темпами.