В середине сентября московское представительство Microsoft (www.microsoft.com/ru) объявило итоги работы корпорации за последний финансовый год, который завершился 30 июня.
Как мы уже писали (см. PC Week/RE, № 31/2002, c. 26), компания продемонстрировала отличные результаты, которые особенно впечатляют на фоне кризиса мировой экономики. Объем продаж и чистая прибыль составили соответственно 28,37 и 7,83 млрд. долл., их рост за год - 12% и 7%. Конечно, сегодняшняя динамика развития бизнеса Microsoft уступает той, что имела место во время экономического подъема второй половины 90-х годов, но все же она лучше прошлогодней (не говоря уже о показателях других крупных ИТ-компаний, большинство из которых снизили объемы продаж). При этом руководство Microsoft прогнозирует дальнейший рост продаж в наступившем финансовом году до 31,4-32,0 млрд. долл.
Ольга Дергунова довольна
работой своего коллектива
Посмотрим, из чего же складывается успех ее деятельности. Как и ранее, доля OEM-поставок составляет около 32% (9 млрд. долл.). Объем поставок в Северной и Южной Америке вырос почти на 2 млрд. долл. и составил 11,4 млрд. долл., в регионе EMEA - на 250 млн., достигнув 5,13 млрд. долл.). Основными продуктами Microsoft являются группы Desktop Applications (MS Office, Visio, Project, bCentral, Great Plains, клиентские лицензии для серверных систем) - их продано на 9,6 млрд. долл. К ним вплотную приблизились Desktop Platforms (клиентские Windows) - 9,3 млрд. (рост на 1,25 млрд. долл.). Группа Enterprise Software and Services (серверные системы, средства разработки, а также различные службы технической поддержки) занимает третье место - 5,1 млрд. долл. Почти вдвое возрос объем поставок продуктов категории Consumer Software, Services and Devices (службы MSN, игры, WebTV, Xbox, мобильные и встроенные решения) - 5,6 млрд. долл.
Для нас, конечно же, особый интерес представляют итоги работы московского представительства, которое в ноябре нынешнего года будет отмечать 10-летие своей деятельности. Главный результат: общий объем продаж по подведомственной ему территории (все страны СНГ, а также Монголия) вырос на 80% и, значит, достиг, по нашим расчетам, 75 млн. долл. Правда, на пресс-конференции глава представительства Ольга Дергунова предпочитала говорить “наши показатели приблизились к рубежу 100 млн. долл.”. (Последние три года Microsoft не дает абсолютных данных по продажам по отдельным странам.)
Весьма примечательно то, что рост объема продаж был получен в основном за счет его региональной составляющей. В закончившемся финансовом году доля (в %) Москвы равнялась 38, остальных регионов России - 29, Украины - 26 (год назад - 63, 22 и 6 соответственно). Особенно впечатляющим был рост бизнеса Microsoft на Юге России (170%) и на Украине (327%).
Доля OEM-поставок составляет 39% в общем объеме продаж (рост на 9% по сравнению с 2001-м финансовым годом). Особенно быстро увеличивались поставки OEM-лицензий Windows 2000/XP Professional (401%). Что касается продуктовой линейки, то 67% доходов дает настольное ПО и 29% - серверное (продвижением игр и Интернет-сервисов в России не занимаются). Активное внедрение самых современных технологий в корпоративном секторе стран СНГ способствовало уверенному росту продаж таких серверных продуктов, как Windows 2000 Server (рост продаж 248%), SQL Server (176%) и серверов Microsoft BizTalk Server, Exchange Server, SharePoint(tm) Portal Server, Content Management Server и других, продажи которых выросли более чем на 250%.
По мнению Ольги Дергуновой, деятельность корпорации в России и других странах СНГ развивается на фоне благоприятных факторов. Среди них она выделила стабильный экономический и политический климат, а также усиление внимания со стороны государства к вопросам охраны интеллектуальной собственности и понимания высшим руководством страны важности ИТ для государственного управления. В то же время главным тормозом развития ИТ-отрасли продолжает оставаться пиратство, уровень которого держится на отметке 87%.
Успешная работа московского офиса была отмечена руководством Microsoft - нынешним летом он удостоился высшей корпоративной награды “Лучшее Представительство года в странах Европы, Ближнего Востока и Африки” (“The Best Subsidiary of the Year in EMEA”).
Хотя доля России в мировом бизнесе Microsoft пока остается весьма незначительной (0,3%), наша страна находится в зоне стратегических интересов корпорации. Ольга Дергунова высказала уверенность, что значительный импульс в развитие деятельности рукововодимого ею представительства будет получен в результате визита в Москву президента Microsoft Стива Балмера, который состоится 27 сентября
Как стало известно уже после завершения пресс-конференции, для Гамида Костоева проведенное мероприятие было последним, где он присутствовал в качестве руководителя отдела маркетинга московского представительства Microsoft. 13 сентября он перешел на работу в российское отделение SAP. Решение о том, кто его заменит в Microsoft, пока не принято.