GPS-МОНИТОРИНГ
Летом нынешнего года компания “Русслайн.ру” (www.russline.ru), образованная в 2001 г. при участии швейцарского Интернет-провайдера SwissWeb, объявила о запуске в России совершенно нового для нашей страны онлайнового сервиса RussGPS (www.russgps.ru), служащего для оперативного слежения за подвижными объектами, в первую очередь автотранспортом. Пользователям предлагается доступ к системе, построенной на базе адаптированной для России и СНГ разработки WEBfleet немецкой компании Datafactory (www.webfleet.de) и сочетающей в себе технологии спутникового GPS-позиционирования, передачи данных посредством SMS-сообщений в сетях GSM и Интернет-доступа к централизованному центру обработки данных в любое время и из любого места. В этом проекте компания “Русслайн.ру”, располагающая лицензиями Минвязи на предоставление услуг передачи данных и телематических служб, выступает в качестве эксклюзивного провайдера на территории СНГ сервисов системы WEBfleet, успешно функционирующей в ряде стран Европы.
На сайте RussGPS доступна демоверсия сервиса
Зачем это нужно
Нетрудно представить себе множество причин, по которым какой-нибудь организации или частному лицу требуется постоянно знать, где находится, в каком направлении и с какой скоростью движется некий объект или группа объектов. Одним нужно иметь такую оперативную информацию, чтобы скоординировать международные перевозки, оптимизировать материальные и людские ресурсы, рассчитать наилучшие маршруты. Другим важно обеспечить безопасность грузов и защиту сопровождающих - ведь система позволяет не только получать сведения о местонахождении объекта, но и непосредственно вмешиваться в ход событий (в дистанционном режиме блокировать двери, выключать двигатель и т. д.). Очевидно, что этим перечень возможных областей применения функций дистанционного мониторинга не ограничивается.
Среди потенциальных отечественных пользователей RussGPS можно назвать органы власти, охранные структуры, транспортные и строительные компании, курьерские агентства, службы доставки, туристические фирмы, крупные производственные предприятия и др.
Как это работает
Архитектура системы достаточно проста. Она включает три главные составляющие: группу мобильных объектов, центр обработки данных и удаленных пользователей. Мобильные объекты (люди, автомашины и т. п.) должны быть оснащены приемниками глобальной навигационной системы GPS и средствами связи стандарта GSM. Получая сигналы от спутников американской группировки GPS (для этого нужно находиться в зоне видимости как минимум трех спутников из 24, входящих в группировку), специальные приемники через заданные пользователем интервалы (например, 10 с) определяют местоположение (с точностью от 5 до 100 м), а также скорость перемещения и другие характеристики объекта. Все эти сведения, дополненные информацией от других датчиков (если таковые установлены на транспортном средстве), собираются и через определенные промежутки времени пересылаются в формате короткого сообщения (SMS) посредством GSM-телефона или модуля в центр обработки RussGPS, расположенный в здании Центрального телеграфа в Москве. Поскольку отслеживаемые объекты могут находиться в GSM-роуминге где угодно на территории России или за рубежом, то сообщение, прежде чем оно благополучно достигнет центра обработки, может пройти через шлюзы нескольких публичных операторов сотовой связи. В случае временного выхода объекта из зоны охвата GSM-сети собранные данные не будут потеряны, их передача состоится сразу после восстановления связи.
Центр обработки данных собирает информацию от всех объектов мониторинга и выполняет разнообразные пользовательские запросы, выдавая результаты как в виде отображения на масштабируемой до требуемого уровня детализации карте (используются собственные цифровые карты провайдера), так и в форме отчетов. Функциональность программного обеспечения позволяет отслеживать практически любое число объектов, получать оперативную статистику их передвижений за любой заданный промежуток времени (до 80 суток), вычислять суммарный пройденный путь, получать в заданные временные интервалы сообщения от объектов с информацией о параметрах движения и технического состояния транспортных средств (масса груза, расход топлива и его остаток в баках и др.), хранить в базе данных сведения о каждом объекте слежения (маршруты, переданные послания и т. п.), передавать управляющие сообщения и многое другое. В перспективе RussGPS овладеет методикой логистического анализа, избавив пользователя от рутинной работы.
Те, кто работает с системой, взаимодействуют с центром обработки данных посредством универсального Web-интерфейса, подключаясь любым доступным им способом через Интернет. Надо отметить, что провайдер предоставляет пользователю уникальные логин и пароль, передача которых осуществляется с применением кодирования, но не берет на себя ответственность за возможные убытки пользователя из-за несанкционированного использования его канала доступа. И если, например, в Германии доступ к WEBfleet стандартно защищен электронной цифровой подписью, подлинность которой удостоверяет Trust Center of the Deutsche Telekom AG, то нашим соотечественникам, заинтересованным в максимально высоком уровне безопасности, предлагается дополнительная услуга организации защищенного выделенного канала связи с центром данных.
Применяемое оборудование
Система RussGPS поддерживает весьма широкий набор абонентских терминалов, простейший из которых - гибрид GSM-телефона и GPS-приемника Benefon Track Pro 1.1 ($850). Это упрочненный и влагозащищенный ручной аппарат массой 185 г с габаритами 129х49х25 мм, не предусматривающий встраивания в качестве бортового терминала. Зато с его помощью можно отслеживать местоположение любого человека, а специальная клавиша BeneGuard позволяет одним нажатием в течение секунды отправить в пункт экстренной помощи сигнал SOS, содержащий информацию о местоположении, скорости и направлении движения попавшего в беду абонента.
Ручной GPS/GSM-терминал Benefon Track Pro 1.1
Для встраивания в автомобиль, катер или иное транспортное средство подходит терминал fleetec II, представляющий собой комбинированное устройство GSM/GPS, способное принимать и отсылать SMS и определять местоположение. При необходимости к нему можно подключить дополнительную телефонную трубку для голосовой связи. Инсталляция устройства заключается в его монтаже в удобном месте, подключении питания от бортовой силовой сети (например, через прикуриватель) и подсоединении внешней GSM/GPS-антенны.
Встраиваемый GPS/ GSM-терминал fleetec II
Со всем перечнем оборудования, совместимого с RussGPS, можно ознакомиться на сайте сервиса.
Сколько это стоит
Услуга RussGPS предоставляется на коммерческой основе и предполагает внесение за каждый отслеживаемый объект платы за подключение ($98 - здесь и далее все цены даны без учета НДС и НП) и ежемесячное обслуживание ($98 для тарифного плана “Бизнес” и $78 для плана “Экономичный”). Пользователь должен отдельно оплачивать каждое SMS-сообщение, отправленное с сайта RussGPS ($0,18 или $0,24 - в зависимости от тарифного плана ) и полученное на этом сайте ($0,06 или $0,09). Кроме того, необходимо каждый месяц резервировать $65 и $98 соответственно для оплаты будущей SMS-связи. При большом числе объектов мониторинга предполагаются скидки на абонентную плату (порядка 15% при подключении более 25 объектов).
Дорого это или нет? Представители RussGPS, ориентируясь на опыт западных партнеров, утверждают, что чистая экономия благодаря снижению простоев, уменьшению бесполезного пробега машин, сокращению амортизационных расходов, более рациональному использованию рабочего времени, сокращению затрат на голосовую связь и логистику составляет как минимум $300 на каждое транспортное средство. Кроме того, резко возрастает общий уровень безопасности. С другой стороны, у системы RussGPS есть хороший резерв снижения цен на услуги - европейцам подключение к сервису WEBfleet обходится в два раза дешевле, чем россиянам, а абонентная плата там ниже в четыре-восемь раз (см. www.webfleet.de/EN/costs.shtml).
Не только в Москве
Как сообщил директор “Русслайн.ру” по развитию бизнеса Владимир Дробовцев, компания разработала политику лицензирования своего сервиса в регионах России и СНГ. Партнерская программа предполагает изготовление специальных региональных цифровых карт и подключение местных клиентов к московскому центру обработки данных либо создание региональных центров управления на базе фирм-партнеров.