РЕЦЕНЗИИ
Альтшулер И., Городнов А. Диалектика бизнеса. Ситуации, суждения, парадоксы. Деком, 2002. - 304 с.
Талантливые консультанты, по моим представлениям, - это личности, способные быстро и четко соображать, убеждать людей разного уровня в ценности своих предложений и отличающиеся яркой и образной манерой изложения мыслей. Это прежде всего хорошие ораторы, тонкие психологи и - довольно часто - изрядные циники (иначе откуда возьмутся яркие изречения?). Во всяком случае, по имеющейся у меня статистике, обладатели именно таких качеств добиваются серьезного бизнес-успеха.
Летом этого года в издательстве “Деком” вышла книга “Диалектика бизнеса”, написанная в соавторстве консультантом по управлению и бизнесменом. Первый из них - Игорь Альтшулер - перед выходом на высокие орбиты бизнес-консультирования некоторое время “разминался” и на страницах PC Week/RE (читатели до сих пор регулярно вспоминают наши с ним совместные сериалы “Консалтинг-бал: танцуют все” и “КИС’кин дом”, опубликованные в 1996-1998 гг.). Став преуспевающим консультантом (см. определение выше), он, как мы наблюдаем, переходит к более весомым формам литературного творчества, хотя не забывает и наше издание.
Вышедшая книга представляет собой не учебник, а скорее философские размышления на тему: читать ее легко и увлекательно, многие эпизоды вызывают улыбку, а некоторые приведенные примеры однозначно узнаваемы. Это опыт российского бизнеса, систематизированный, облеченный в публицистическую форму и подвергшийся “отеческой” критике со стороны людей, которым приходилось его (бизнес) и нянчить, и лечить, и развивать.
Для тех, кто еще молод и только начинает свои эксперименты в коммерческой деятельности, будет полезно ознакомиться с теми главами, где анализируются особенности “детства и юности” российского бизнеса. Сформулированные в них выводы могут послужить предостережением, напутствием и лекарством от разных “детских болезней”. А руководителям, бизнес которых уже прошел проверку на прочность в условиях непростой российской действительности, вероятно, будет интересен разговор о нынешних бизнес-тенденциях, затеянный авторами в главе 15.
Мне же, к примеру, особенно по сердцу пришлись главы 4 и 5. В первой из них приведено 10 центральных для современного бизнеса идей (с примерами и комментариями), а во второй - любопытные рассуждения на мою любимую тему: стратегические цели и способы их достижения.
Не могу не отметить и профессиональное рассмотрение вопросов “клиентоориентации” - к ним авторы обращаются в разных главах, и собранная в книге информация, на мой взгляд, может действительно помочь маркетологам предприятий правильно спозиционировать свои продукты и разобраться, кто же их клиент на самом деле.
Элегантное завершение книги - глава 16, название которой говорит само за себя: “11 ситуаций и 99 афоризмов - напоследок”. После такого десерта читатель (потребитель консультантских советов), несомненно, останется удовлетворенным.
К тому же приятно, что книга убедительно доказывает: бизнес и в России может быть успешным, если его строить с умом. В том числе и с консультантским.
Заказать книгу можно в издательстве “Деком” (Нижний Новгород): www.dekomprint.com; e-mail: izdat@dekomprint.com.
“Горсть философского изюма” из книги (из разряда неуходящих ценностей)
- Думайте о будущем. Иначе его не будет.
- Права без соответствующей ответственности, ответственность без соответствующей мотивации не имеют никакого смысла.
- Одноразовые отношения в бизнесе - как случайные связи. Серьезные фирмы ориентируются все же на долгосрочные партнерские отношения, где выгода обязательно должна быть взаимной, а степень доверия - высокой.