Продукт Microsoft не похож ни на что другое

SharePoint Portal Server - ответ корпорации Microsoft (www.microsoft.com) на растущий спрос на корпоративные порталы (КП). Однако к этому классу продуктов он относится лишь наполовину, так как представляет собой гибрид с системой управления документами.

“Наши заказчики говорят, что количество документов у них в архивах растет катастрофическими темпами и их все тяжелее отыскивать. Поэтому при создании SharePoint Portal Server (SPPS) мы задавались целью свести воедино все накопленные в компании знания таким образом, чтобы пользователь легко мог найти любую нужную ему информацию. Основой продукта является поисковый механизм нового поколения, - рассказывает Кирилл Жучков, менеджер по маркетингу средств разработки и серверов .NET московского представительства Microsoft. - Второй задачей было построение портала - единой точки доступа к различной информации (структурированной и неструктурированной) и к приложениям”.

Управление документами

Источником информации для SPPS являются любые системы - интрасетевые Web-сайты, файловые системы, базы данных Microsoft Exchange и Lotus Notes, внешние Web-сайты. Документы из этих источников индексируются в портале. Есть и собственное хранилище. Если поместить туда файл, то в нем можно выполнять все основные задачи управления документами: закладывать (check-in) и изымать (check-out) их, автоматически контролировать версии, определять маршрут согласования и утверждения, публиковать для всеобщего обозрения, обсуждать на специализированных страницах. SPPS выступает как промежуточный слой, обеспечивая всю эту логику. Продукт предлагает несколько интерфейсов пользователя: содержащиеся в нем данные доступны через Web-папки в Windows Explorer, плагин и панель инструментов для Microsoft Office и браузер.

Управление изменениями опирается на механизм ролей. Есть несколько основных ролей пользователя - читатель, автор и координатор (аналог администратора); при этом можно задавать комбинацию из последовательных и параллельных маршрутов согласования. Для рассылки уведомлений лицам, задействованным в этом процессе, используется любая SMTP-почта. Вообще пользователь может подписаться на уведомления по е-mail об изменениях, вносимых на сайте портала.

Ключевым компонентом продукта является механизм поиска. При установке SPPS он автоматически замещает поисковик, имеющийся в ОС. Этот механизм масштабируется: можно поставить несколько серверов, ориентированных на работу с индексами. Заметим, правда, что репликация хранилища документов в SPPS не производится, а локализация поисковика с учетом морфологии русского языка не проведена - слово ищется только в том виде, как оно задано пользователем. Для решения последней проблемы Microsoft советует обзавестись специализированными продуктами фирм “Алеста” (Москва) и MTSearch (Киев). Репликацию же планируется добавить в следующей версии SPPS.

Портал

С портальной стороны продукт опирается на две стандартные технологии Microsoft - DashBoard и Web parts (Web-части). Каждая Web part является мини-приложением, из которых, как из кубиков, можно составить нужный КП. В портал включено несколько стандартных Web-частей - для поиска информации, для работы с документами, ссылки на наиболее используемые файлы; но на своем сайте Microsoft предлагает большой каталог этих элементов. Основные поставщики крупных приложений, в том числе финансовых, имеют свои Web parts - скажем, с их помощью на портале можно размещать данные из модуля SAP Sales & Distribution других баз SAP R/3, систем Siebel и Navision. Всего таких частей около 120, но к концу года Microsoft намеревается этот список существенно расширить.

Подобная интеграция приложений, конечно, осуществляется на уровне интерфейса, однако Microsoft обеспечивает и средства более глубокого связывания приложений - такие, как отдельно распространяемый сервер BizTalk Server. С его помощью можно, скажем, интегрировать систему CRM и складского учета, и тогда BizTalk будет отвечать за предоставление данных порталу. В этом философия решения Microsoft мало чем отличается от подходов IBM или Sun, хотя и строится оно на абсолютно иной технологической базе.

Что касается еще одного важного качества портала - однократной аутентификации для обеспечиния доступа ко всем этим ресурсам (single sign-on), то теоретически SPPS может использовать SSO-системы. Однако по умолчанию применяется аутентификация через службу каталогов Active Directory - в ней хранятся имена пользователей и пароли к другим системам.

Уровень представления

Как и другие порталы, SPPS содержит инструменты, позволяющие быстро создать макет страницы, к которому при необходимости легко добавить Web parts. Естественно, поддерживается и персонализация: по единому адресу портала каждый пользователь получает свой набор информации. С помощью имеющейся на странице закладки Layout можно задавать размещение на экране разных элементов. Добавление и удаление компонентов происходит через другой раздел - Content.

Такие популярные у производителей КП функции, как автоматическая адаптация пользовательского интерфейса на разные устройства и поддержка WAP, которые есть в порталах фирм Plumtree, IBM и Sun, в SPPS не поддерживаются: Microsoft объясняет это ставкой на PocketPC.

Выводы

Итак, SPPS подойдет компаниям, генерирующим большие объемы документированных знаний и ориентированным исключительно на среду Windows. Однако стоит учитывать два момента. Первый касается изменения корпоративной культуры организации: чтобы была отдача, общение сотрудников в основном должно проходить в электронной форме. Вторая - это стоимость проекта внедрения SPPS. Базовая цена продукта составляет всего около $4000, но для работы с ним у Microsoft необходимо приобрести лицензию на каждое устройство, которое получает к нему доступ, по $72 за штуку. В силу этого общая цена системы, развернутой в масштабе предприятия, может быстро возрасти до баснословных величин. Впрочем, как и в случае любого другого КП.