В предыдущей части репортажа с лиссабонской конференции Sapphire’2002 мы сделали довольно неожиданный для себя вывод в отношении стремлений SAP AG. Желая “управлять неопределенностью”, корпорация прикладывает явные усилия к тому, чтобы увеличить долю услуг в объеме своих доходов и уйти от сложившегося имиджа разработчика ПО, постепенно преобразовав себя в сервисную организацию. В частности, она готова заняться и теми работами, которые традиционно выполняются специалистами международных консалтинговых компаний - нынешней “большой четверки”.
Алексей Шлыков считает, что существенные
изменения в работе российских предприятий
начнутся лишь после того, как они научатся
формировать ИТ-ландшафт своих организаций
как минимум на 5 лет
В русле этих стратегических инициатив на конференции было объявлено о создании Глобальной сервисной организации SAP по развитию решений пользователей. Подразумевается, что она возьмет на себя предоставление широкого спектра услуг по развитию - развития проектов, методологий, дизайна решений, программирования. По замыслу создателей новой структуры это позволит удовлетворить все уникальные требования клиентов.
Не думаю, однако, что в действительности дело дойдет до потребностей малых и средних предприятий, на которые SAP AG тоже обратила свой царственный взор (см. ниже). Скорее всего речь идет о предоставлении уникальных услуг стратегическим клиентам типа Siemens, Nestle, Lego и других транснациональных корпораций, нуждающихся в решении сложных и сверхсложных задач (интеграция ПО разных производителей в рамках единой КИС, оптимизация процессов в разветвленных логистических цепочках, отслеживание ключевых показателей эффективности в динамике и др.). Для претворения в жизнь очередного звонкого лозунга “SAP - a vendor of choice” компании предстоит пройти непростой путь, приобретая опыт гибкого формирования международных команд под конкретные проекты; ей нужно научиться при необходимости объединять программистов из Вальдорфа, архитекторов бизнес-решений и специалистов по корпоративным порталам из Центральной Америки и т. д.
Легко ли снизойти до мелких и средних?
Летом международный ERP-сегмент компьютерного рынка возбужденно обсуждал сенсационную новость, впервые прозвучавшую на американском Sapphire в июне: SAP AG “покушается” на малый и средний бизнес, вводя в линейку своих продуктов две новые системы - SAP Business One и SAP All-in-One. В прошлом номере мы подробно рассказали об их особенностях, сопоставив аналогичные предложения двух мировых гигантов - SAP и Microsoft (см. PC Week/RE, № 35/2002, с. 42).
Осталось добавить лишь некоторые подробности. Business One - самое легкое решение в ряду SAP AG (ожидается, что по сравнению со “старшими” продуктами “1C” оно будет дороже не более чем вдвое). Система предназначена для небольших торговых филиалов крупных компаний, представительств, сервисных организаций, где число пользователей не превысит сотни. Это отдельный программный продукт, выкупленный у израильской фирмы TopManage и теперь имеющий общие интерфейсы с mySAP.com. Производственного модуля в нем нет.
All-in-One - это преконфигурированная система для средних быстрорастущих предприятий на основе стандартной SAP R/3, которая впоследствии может быть расширена до полной функциональности mySAP.com (продукты “сидят” на одной базе данных). Решения на ее основе имеют отраслевую привязку и должны заинтересовать дистрибьюторские компании, локальные офисы транснациональных корпораций и другие предприятия среднего бизнеса (в том числе и производственные).
Каждый продукт имеет свою модель распространения (о чем мы уже рассказали в предыдущем номере). Для ее реализации в локальных офисах SAP создаются подразделения, отвечающие за малый и средний бизнес (SMB - small and midsize business). В московском представительстве это направление возглавил Александр Антипов, ранее отвечавший за работу с партнерами в Oracle CIS.
По имеющимся у нас данным, сейчас довольно высокими темпами идет локализация обоих новых продуктов, тестирование и рецензирование их потенциальными и нынешними партнерами SAP СНГ. Если новые системы будут в массовом порядке признаны конкурентоспособными на российском рынке, то у этого отделения SAP обнаружатся высокие шансы развернуть дилерскую сеть по стране в ближайшие два-три года. Особенно если учесть еще один важный фактор - личностный: маркетинговое подразделение SAP СНГ в сентябре было усилено Гамидом Костоевым, который в последнее время работал директором по маркетингу в Microsoft CIS. Он пришел на смену Детлефу Леманну, много лет руководившему маркетинговым департаментом российского офиса SAP. (Смотрю на свой любимый ERP-сегмент и не устаю восклицать вслед за китайскими философами: “Нет ничего более постоянного, чем перемены!” )
Завершая лиссабонский репортаж, хочу напомнить, что SAP AG в 2002 г. отмечает юбилей - компании исполнилось 30 лет. В его ознаменование компания развернула на площади конгресс-центра во время Sapphire’2002 мистическое шоу в духе модерна, сопровождавшееся пением оперных арий, громом там-тамов и языками настоящего пламени.
Российское представительство SAP - тоже юбиляр, только десятилетний. Сие значимое событие будет отмечено 15-16 октября Конгрессом SAP, на который обещал приехать сам Хассо Платтнер. Чем не сенсация, однако!
А что у нас?
Российская делегация на европейских конференциях Sapphire уже который год довольно многочисленна - около 100 человек. Здесь и клиенты, и партнеры, и сотрудники SAP СНГ. В этот раз в отраслевых секциях прозвучал доклад нашего соотечественника Рината Гимранова, начальника Управления информационных технологий ОАО “Сургутнефтегаз”: “Управление недвижимостью в нефтегазовой индустрии с помощью SAP R/3”.
Ринат Гимранов ко всему готовится очень ответственно
- и к созданию КИС, и к выступлению на Sapphire
Посетил конференцию и новый глава SAP СНГ Алексей Шлыков. На мои любопытствующие вопросы об изменениях, произошедших в работе представительства за полгода его работы на этом посту, я получила следующие комментарии.
1. Сейчас главное внимание руководство уделяет четкому выстраиванию внутренних бизнес-процессов. В частности, стало более выраженным управление жизненным циклом продуктов SAP (Product Management). В рамках консалтингового подразделения созданы небольшие группы специалистов, отвечающие за два-три компонента комплекса mySAP.com. Их первоочередная задача - определить спрос на данные компоненты в разрезе по регионам. Ориентируясь на полученные прогнозы продаж, они выдают задания другим группам специалистов на локализацию, адаптацию, доработку и прочие затратные работы, связанные с конкретными компонентами системы.
2. Планируется вслед за материнской компанией, развивать направление по предоставлению услуг. Правда, какое будущее ожидает на локальном рынке специфические кросс-приложения (xApps), пока предсказать трудно, поскольку на пути их применения существует, по словам г-на Шлыкова, серьезное препятствие: службы АСУ на российских предприятиях не научились формировать долгосрочные (на 3-5 лет) планы, касающиеся бизнес-стратегии и ИТ-ландшафта своих организаций. Чтобы помочь им в этом нелегком деле, SAP Consult СНГ выделило подразделение Business Solution Architect (разработка архитектуры бизнес-решений). Только после создания такого “скелета”, на который можно будет “натянуть” mySAP.com, можно рассчитывать на гарантированное удовольствие от использования интегрированной КИС.
3. На новую для SAP SMB-линию г-н Шлыков смотрит вполне оптимистично, хотя здесь приходится все начинать, что называется, “с чистого листа”. Тем не менее у SAP СНГ есть плановые намерения через три года выйти по продажам крупных и SMB-решений в России на соотношение 70:30 (в стоимостном выражении).
В целом же, по прогнозу Алексея Шлыкова, при общем мировом спаде продаж продуктов SAP AG в нынешнем году Россия будет по бизнес-результатам выглядеть лучше многих стран.