ВЫСТАВКИ

Галина Большова, Александр Евангели

В последнее время слышатся разговоры о падении роли выставок как маркетингового инструмента, о кризисе выставочного бизнеса вообще. Эта тенденция сначала проявилась на Западе, где сохранились только очень крупные специализированные выставки, а также выставки, ориентированные на широкую публику. Теперь, похоже, этот тренд докатился и до нас.

В солнечные дни сентября (с 25-го по 28-е) в Москве проходила девятая международная выставка Netcom’2002, заявленная как “выставка автоматизации бизнеса, сетевых и телекоммуникационных технологий”, в рамках которой состоялся форум под названием “Построение и эксплуатация корпоративных сетей и информационных систем”.

Скромная экспозиционная площадь, отсутствие лидеров индустрии и заметных брэндов, малочисленность посетителей навевали крамольную мысль о том, что сетевые технологии в стране закончились.

Цифры

В выпущенном ITE “Международном отраслевом альманахе” указано количество участников выставки - 100, а подсчет числа стендов по каталогу дает цифру 46. Если к ней прибавить число выступивших на форуме (37), то до сотни все равно не дотягивает. На пресс-конференции по поводу открытия Netcom’2002 организаторы не смогли назвать минимальное количество стендов, при котором мероприятие не проводится как непредставительное.

На фоне масштабов и явной популярности проходившей в те же дни SofTool, майского “Связь-Экспокомма” и даже узкоспециализированного мартовского форума “Мобильные системы” рассуждения на тему спада в ИТ-бизнесе выглядят не слишком убедительно.

Один из экспонентов мотивы своего участия в Netcom’2002 обосновал так: “Надо же поддержать организаторов”. То есть мотивы не деловые, а гуманистические. А чтобы мероприятие было успешным и выполняло заявленные задачи, человеколюбия участников недостаточно. Как недостаточно поддержки Правительства Москвы, Министерства экономического развития и торговли, Ассоциации российских банков и Торгово-промышленной палаты. Не спасла выставку и массированная информационная поддержка: Netcom собрал целый иконостас из логотипов разных изданий.

Причины

Для неудачи Netcom’2002 имеются объективные предпосылки.

В свои лучшие времена Netcom собирал системных интеграторов, Интернет-провайдеров, софтверные фирмы. Большие красивые стенды западных компаний знакомили специалистов с новыми решениями, разработками, оборудованием.

Теперь российский интегратор откочевал на “Инфобизнес” и ВКСС (“Ведомственные корпоративные сети и системы связи”), на министерскую выставку “Инфоком” (“Инфокоммуникации России”), кто-то обосновался на специализированной “Последней миле” и форуме “Билинг и телекоммуникации”. Системному интегратору было куда уйти.

Провайдеры Интернета и связанных с ним услуг двинулись на “Связь-Экспокомм”, где есть все - от аксессуаров и мобильников до магистральных сетей федерального уровня, а масштаб этой выставки привлекает массу клиентов и обеспечивает отдачу.

Специализированные софтверные компании предпочли SofTool и отчасти вышеупомянутые выставки.

И наконец, иностранные компании. Они вообще сейчас не слишком активны на российском рынке, а маркетинг и рекламу перепоручают своим многочисленным дистрибьюторам. Если западные фирмы и устраивают что-то сами, то в формате специализированных семинаров или конференций имени себя, как, например, CiscoExpo или Novel BrainShare.

Стенды

По периметру зала расположились редакции и издательства - информационные спонсоры числом 23, что составляет половину от общего количества стендов. В центре - представители рынка ИТ.

Подавляющее большинство участников - новички, вышедшие на рынок в этом году и воспринявшие Netcom как возможность “засветиться” и заявить о себе. Большинство из них довольно слабо ориентируются в ситуации и исполнены ожиданий.

На центральном месте бросался в глаза большой желтый стенд “1С” (www.1c.ru). Сотрудники компании выступали с докладами перед одним-двумя посетителями. Запомнилась сцена: на экране крутится презентация, возле стоит человек в желтой майке и что-то рассказывает другому человеку в точно такой же майке - соседу по стенду.

По занимаемой площади выделялись компании “Инпро Компьютерс”, “К-системз”, “Норд компьютерс”, “Рамблер”, “Тринити” и Nienschanz-Avtomatica (на стенде последней была представлена и фирма Raritan Computer).

Внимание посетителей привлекали устройства беспроводного доступа Intel (www.intel.ru) на стенде ее российского партнера - “Норд компьютерс” (www.nord.ru). Адаптеры Bluetooth для ноутбуков позволяют создать персональную сеть PAN (Personal Aria Network) и связываться, скажем, с мобильным телефоном или принтером в радиусе 32 м на скорости до 723 кбит/c. Одна из моделей - Xircom RealPort2 - способна работать в паре с другой - интегрированной платой RealPort2. Все устройства поддерживают встроенную аутентификацию и передачу шифрованных данных, транспортируя по эфиру закрытую информацию.

Было представлено и оборудование беспроводного доступа стандарта IEEE 802.11b производства Intel (точки доступа к сетям разного типа, адаптеры, интерфейсные карты, мосты и шлюзы), работающее в диапазоне 2,4 ГГЦ, и столь же широкий ряд устройств стандарта IEEE 802.11a для диапазона 5 ГГЦ.

Кроме того, “Норд компьютерс” демонстрировал на своем стенде набор серверов Nord серий Е, U, L и M. Модели Е-серии ориентированы на предприятия малого и крупного бизнеса и могут использоваться как почтовый, Web- или кэш-сервер, а также в составе отказоустойчивых систем с дублированием серверов. Серия U предназначена для применения в качестве файл-, Web- и серверов баз данных, контроллеров домена, служб каталогов и т. п. Машины Nord-L в конструктиве 1U и 2U (возможен двухпроцессорный вариант исполнения на Xeon 1,8-2,4 ГГц) разработаны специально для использования в телекоммуникациях и электронном бизнесе.

Компания Aladdin Software Security (www.aladdin.ru) в этом году в Netcom участвовала впервые. На ее стенде были представлены решения по сетевой идентификации, в частности электронный ключ eToken для аутентификации и хранения цифровых сертификатов. Поддерживая главные стандарты PKI, он позволяет работать с различными удостоверяющими центрами (RSA Keon, Baltimore, Entrust, Verisign, TrustID, Globalsign и др.), VPN, защищенными сетевыми протоколами и сертифицированными ФАПСИ криптопровайдерами (“Крипто-Про CSP”). Посетители могли также ознакомиться с электронными ключами HASP и Hardlock для защиты ПО от несанкционированного использования и комплектом разработчика (SDK) для встраивания eToken в различные приложения.

Компания Raritan (www.raritan.com) предлагала свою интеллектуальную модульную систему управления Paragon, обеспечивающую надежное внесетевое администрирование довольно крупных (до 64) многоплатформных серверных комплексов (поддерживаются платформы PC и Sun, разъемы USB и serial, клавиатуры PS/2 и Sun). В этой системе функции переключения и управления распределены между тремя интеллектуальными блоками: матричным коммутатором, консольным модулем (соединяющим клавиатуру, монитор и мышь с матричным коммутатором) и компьютерным модулем (связывающим подключенные серверы с матричным коммутатором). Применение Paragon с другими управляющими устройствами Raritan позволяет получить групповой доступ к серверам разных платформ (Master Console или Z-series) и последовательным устройствам (Console Switch), а также организовать дистанционное управление серверами через модем или IP-сеть (TeleReach). Последнее, кстати, обеспечивается защищенным SSL-соединением для управления серверами компании, находящимися в разных точках земного шара.

“Инпро Компьютерс” (www.inprocomp.ru) основное внимание уделила своим сертифицированным в России серверам для телематических служб серии Inpro Archer (линейки R и INT), выполненным в конструктиве 19", что существенно облегчает их обслуживание и сокращает занимаемую площадь. Платформы базируются на открытой архитектуре. А наличие сертификатов Минсвязи упрощает получение лицензии для Интернет-провайдеров.

Основная информация на стенде “Альтер-Вест” (www.uw.ru) касалась системы управления содержимым Web-сайта UlterSuite, которую фирма позиционировала как инструмент для динамического создания сайта и последующего управления им. UlterSuite позволяет формировать на сайте различные разделы (новостные, текстовые, доски объявлений, форумы и др.) и наполнять их содержимым, создавать группы пользователей с определенными правами доступа, а также закрытые разделы, генерировать почтовые рассылки, управлять досками объявлений и форумами и многое другое. На основе UlterSuite компания разработала специализированную систему электронной коммерции UlterShop, предназначенную для розничной и оптовой Интернет-торговли штучными товарами. Поддержка этого продукта не требует от владельца сайта высокой квалификации в области компьютерных технологий - достаточно знания MS Office и опыта работы в Интернете. Кроме того, функциональная организация UlterShop позволяет владельцу сайта обеспечить быструю загрузку страниц на медленных каналах связи.

Терминальные системы представляла не только “Альтер-Вест”, но и “К-системз” (www.k-systems.ru). Возвращение терминалов на рынок мотивируется их низкой стоимостью, высокой степенью защищенности и малыми затратами на администрирование. Доступ к серверу в терминальном режиме обеспечивается службой Windows 2000 Terminal Services, а для подключения используется протокол RDP (Remote Desktop Protocol).

Форум

Форум - не самостоятельное мероприятие в бизнес-модели Netcom’2002. Он всего лишь прилагается к выставке, информационно насыщает ее. Однако как содержательное мероприятие форум можно считать успешным: доклады собирали много слушателей, иногда даже больше, чем было кресел в зале. Наибольшей популярностью пользовалась секция информационной безопасности.

Участвовала в форуме и компания Aladdin в лице своего генерального директора Сергея Груздева, прочитавшего на секции “Обеспечение безопасности информационных систем предприятий” доклад “Повышение уровня безопасности информационных систем при использовании многофакторной аутентификации”. Он рассказал о технологии, лежащей в основе выпускаемых Aladdin токенов, и о способах защиты ИС с их помощью.

Менеджер по развитию бизнеса представительства SAS в СНГ Валерий Храбров предложил вниманию участников решение для телекоммуникационных компаний. Система SAS обладает гибкой и расширяемой архитектурой, позволяющей создавать индивидуальное единое информационное пространство для управления бизнесом. В набор модулей продукта входят аналитические приложения для оценки динамики бизнеса, моделирования, анализа и автоматизации маркетинговых кампаний. С помощью предопределенных и настраиваемых аналитических модулей можно классифицировать клиентов по их “поведению”, определять наилучшие средства воздействия на них и прогнозировать востребованность продуктов и услуг. Система способна моделировать стратегии дополнительных продаж, вычислять вероятность полного или частичного отказа клиентов от продуктов и услуг и многое другое.

Глеб Дьяконов, руководитель проектов компании Xanadu Buisiness Solution (www.xbs.ru), в своем сообщении отметил важность выбора стандарта для интеграции бизнес-процессов. Единого стандарта для этого на глобальном электронном рынке пока нет, так же как нет и единого способа взаимодействия услуг и предложений работающих на этом рынке компаний. Огромное количество средств описания товаров и услуг и Web-сервисов затрудняет сотрудничество фирм в работе с потенциальными партнерами. Универсальные технологии сетевых бизнес-проектов призваны объединить разрозненные внутренние сервисы и приложения. В настоящий момент наиболее активно развиваются три технологии, открывающие потребителям доступ к Web-сервисам независимо от типа ОС и установленного ПО: UDDI, ebXML и RosettaNet. Г-н Дьяконов подробно рассмотрел преимущества и недостатки трех этих программных продуктов и дал некоторые рекомендации по выбору стандарта.

Весьма интересным было сообщение Мишеля Мура, представителя компании Ernst&Young (www.ey.com), на заседании, посвященном обеспечению безопасности ИС предприятий. В исследовании, проведенном этой фирмой на рынке России и стран СНГ, участвовало более 100 компаний. Его результаты позволили не только оценить степень “внедренности” мер обеспечения безопасности и процентное соотношение используемых видов защиты информации (экраны, шифрование, антивирусные программы и т. п.), но и показали, насколько эти меры достаточны. Кроме того, опрос позволил определить наибольшую угрозу для безопасности: проникновения в систему извне (по мнению 43% респондентов).

Однако тенденция к модернизации технологий безопасности на нашем рынке довольно слаба: всего 36% опрошенных используют системы обнаружения вторжений, 19% проводят пробную эксплуатацию или внедряют защиту на базе открытых ключей и только 5% применяют средства биометрического контроля. Главные причины недостаточного использования современных средств защиты информации - высокая стоимость систем безопасности, отсутствие квалифицированных кадров и плохое понимание потенциала новых технологий.

Нетрадиционный подход к хранению данных был раскрыт в докладе Дмитрия Федотова, руководителя центра компетенции в области хранилищ компании “Классика CIS” (www.classics.ru), и Бориса Гермешева, менеджера фирмы EMC. Для применяемых сегодня хранилищ данных, где каждый сервер имеет свою дисковую систему, принят термин “локальные дисковые системы хранения” - DAS (Direct Attached Storage). В основе предложенного г-ном Гермешевым решения лежит идея консолидации дисковых систем и объединения их в сеть, через которую они становятся доступными для серверов. Такие системы называют сетевыми информационными хранилищами - NIS (Network Information Storage), а сеть, где устройства обмениваются информацией на уровне блоков, - SAN (Storage Area Network). В своем сообщении г-н Гермешев подробно рассмотрел преимущества и выгоды использования метода консолидации данных и дал конкретные рекомендации по применению некоторых решений NIS, в частности, по изменению идеологии хранения DAS на NIS.

Всего в работе форума приняли участие более 500 технических директоров, руководителей ACX и ИТ-отделов, системных и сетевых администраторов.