ПО оценки эффективности сайтов дает немало пищи для размышлений
Помните, как всего год назад инструменты анализа Web-посещений вышли из моды? Аналитики тогда начали рассуждать о системах, сочетающих в себе бизнес-интеллект и средства персонализации и сводящих воедино всю накопленную в компании информацию.
Но время расставило все по местам. Как оказалось, бизнес-менеджеры и аналитики, расхваливавшие “умный” инструментарий фирм Cognos и SPSS, хотя и разбирались в нем неплохо, но понятия не имели (или просто не задумывались) о проблемах управления Web-узлами. Никто не спорит с тем, насколько важно объединить всю информацию о клиентах и продукции, генерируемую на сайте, и интеллектуальная бизнес-система слежения за самыми разными сделками - хорошее в этом подспорье. Но и трафик Web-узла несет в себе немало полезной информации, которая помогает сделать сайт удобнее для пользователей и упростить его сопровождение.
Таким образом, пророчества о кончине программного инструментария Web-анализа не сбылись, хотя и строились на реальной основе. Дело в том, что функции анализа сбыта и активности пользователей в этих инструментах или отсутствовали, или имели низкое качество. Но теперь положение изменилось: наши тесты показали их значительное улучшение.
Да и производители систем бизнес-интеллекта не стали пытаться заткнуть своими “квадратными” продуктами “круглые” дыры Web-анализа, а один за другим либо пошли по пути партнерства с производителями средств Web-анализа, либо попросту приобрели их (вспомним хотя бы переход корпорации NetGenesis в руки SPSS).
Благодаря таким переменам многие средства Web-анализа стали чуть сложнее. При этом (видимо, под влиянием систем бизнес-интеллекта) возросла и их цена.
Повышенная сложность, удобство в работе и лучшие возможности конфигурирования отчетов просто необходимы для современных систем, что хорошо видно на примере WebTrends Reporting Center корпорации NetIQ и услуги SiteCatalyst фирмы Omniture. При выборе новых программных средств Web-анализа компаниям нужно обращать внимание на уровень интерактивности и интуитивную понятность интерфейсов - они должны помогать в поиске и анализе только тех данных, которые интересуют пользователя.
К вашим услугам
Как видно на примере SiteCatalyst, многие аналитические компании начали (полностью или частично) предлагать Web-анализ как услугу. Главные достоинства такого подхода - оперативность анализа, результаты которого можно получать в реальном масштабе времени, и регулярность обновления серверного ПО без участия пользователя.
Компаниям, оценивающим ПО анализа Web-узлов, нужно обратить внимание на традиционные функции анализа маршрутов и посещаемости страниц. Средства изучения сбыта далеко не всегда помогают оценить четкость и удобство структуры сайта. Специализированный же Web-инструментарий позволит разработчику выявить тупики, “черные дыры” и прочие недоработки, способные отпугнуть посетителей. Кроме того, с помощью таких средств можно определить удачные компоненты узла, чтобы затем воспользоваться ими в других проектах.
Различные подходы к оценке эффективности Web-узлов
В заключение отметим: системы Web-анализа хорошо работают далеко не во всех областях, например, они малопригодны для углубленного изучения поведения клиентов и параметров, влияющих на продажи. Таким образом, перед тем как вложить деньги в какой-либо продукт Web-анализа, стоит поинтересоваться его возможностями по интеграции с другими системами (в первую очередь - средствами подготовки сложных отчетов и инструментарием на основе бизнес-интеллекта) или экспорта данных в них.