SOFTOOL’2002
На SofTool’е уже давно фактически доминируют россиийские разработчики ПО. Объясняется это очень просто: выставка в основном ориентируется на широкий круг клиентов от частных лиц до корпоративных и государственных организаций, и состав ее участников свидетельствует, что в области бизнес-приложений для этого круга клиентов доминируют отечественные поставщики. Кстати, само расположение стендов четко отражает табель о рангах отдельных сегментов рынка и конкретных компаний: центр выставки уже много лет занимают российские разработчики систем класса “учет и управление” - “1С”, “Парус”, “Галактика”, “Интеллект-Сервис” и др. Но в этом году им пришлось немного потесниться, уступив место новому западному конкуренту - отделению Microsoft Business Solutions в СНГ (MBS CIS, www.navision.ru), которое при активном участии своих ведущих российских партнеров развернуло стенд в самом центре выставочного павильона.
Конечно, определение “новый” - весьма относительно: как известно, подразделение деловых решений Microsoft в России было создано на основе компании Navision, влившейся в состав корпорации летом нынешнего года (см. PC Week/RE, № 19/2002, с. 1). Но вполне уместно говорить о появлении в России качественно обновленного игрока на ERP-поле. Во-первых, как раз в середине нынешнего года завершился объединительный процесс Navision в европейском масштабе и серьезная реорганизация (в том числе юридическая) ее российского представительства. Во-вторых, за короткое время пребывания в составе Microsoft бывшая Navision CIS уже успела ощутить себя коллективом, за которым стоит гигантская корпорация и на который возлагаются ответственные (хотя пока еще не до конца понятные) задачи реализации ее стратегии развития.
Доказательством последнего послужила проведенная в первый день выставки пресс-конференция. На ней было рассказано об итогах финансового года подразделения MBS и планах работы компании в мировом и российском масштабах. Как известно, MBS было создано в Microsoft в 2001 г. после приобретения компании Great Plains, занимавшей в тот период прочные позиции на рынке ERP-систем для малого и среднего бизнеса в Северной Америке. За минувший финансовый год (окончившийся 30 июня 2002 г.) ее оборот составил около 290 млн. долл. За этот же промежуток времени доход Navision, которая тогда вела самостоятельный бизнес, был равен 214 млн. долл., а чистая прибыль - 23 млн. долл.
Таким образом, подразделение MBS (Great Plains + Navision) за прошедший год имело суммарный оборот около 500 млн. долл. Сегодня компания MBS - это более 250 000 клиентов во всем мире, свыше 4500 партнеров и около 3800 сотрудников, работающих в 132 региональных офисах. Понятно, что создание MBS в его нынешнем виде (вполне вероятно, что процесс приобретений на этом может не остановиться) свидетельствует о появлении в мире качественно нового мощного поставщика на рынке ERP-систем. О его амбиционных планах говорит то, что Microsoft планирует затратить 200 млн. долл. в текущем финансовом году на исследования и разработки в этом направлении, что составит 30-40% от общего оборота подразделения MBS.
Как заявил на встрече с журналистами генеральный директор MBS CIS Владислав Мартынов, важнейшей задачей для европейского офиса остается дальнейшее развитие ERP-системы Microsoft Navision Axapta для средних и крупных компаний и интегрированной системы управления Microsoft Navision Attain, предназначенной для небольших и средних фирм. Для малых быстрорастущих предприятий будет действовать недавно представленное специальное предложение “Attain Малый Бизнес”. В настоящее время в офисе MBS CIS работают 50 сотрудников, в странах СНГ насчитывается более 300 клиентов, 50 партнеров, свыше 500 сертифицированных специалистов по данным технологиям. В планах компании - расширение партнерской сети в регионах, активизация обучения и сертификации кадров. Особая роль отводится вопросам экспертизы (сертификации) партнерских решений центрами решений MBS.
25 сентября на своем стенде MBS CIS провела серию семинаров под общим названием “День Microsoft Business Solutions”, где более подробно рассказывалось о планах работы компании в России и странах СНГ, развития систем Axapta и Attain, а также о целом ряде вопросов их разработки и внедрения. Однако нужно отметить, что стратегической перспективе развития ERP-продуктов Microsoft в этих презентациях были посвящены лишь общие фразы - “тесная интеграция с офисными приложениями Microsoft, максимальное использование технологии.NET, переход на платформу Business Framework”.
Итак, нет сомнения, что в мире и в России появился весьма амбициозный игрок на рынке ERP-систем. Но не будем забывать, что MBS - это лишь относительно небольшое подразделение Microsoft, его доля в доходах корпорации составляют менее 2%. С чего вдруг в Редмонде решили заняться развитием этого направления бизнеса? По какому сценарию могут развиваться события? Что будет происходить на российском рынке? Что ждет нынешних и будущих пользователей систем Axapta и Attain? Над этими вопросами стоит подумать и обсудить их отдельно.