АССОЦИАЦИИ
Говоря на протяжении многих лет о проблемах развития российского ИТ-бизнеса, мы постоянно отмечали отсутствие консолидации его участников для защиты общеотраслевых интересов. И с сожалением не раз констатировали, что попытки создания профессиональных бизнес-ассоциаций во второй половине 90-х годов (а раньше и попыток таких не было) оканчивались неудачей. В этом трудно обвинять компьютерные компании - такая разобщенность лишь отражала то, что ИТ-рынок находился еще в младенческом возрасте.
“Руссофт” идет под знаменами офшорного программирования
Ситуация начала быстро меняться примерно два года назад, когда российская ИТ-индустрия не просто выросла в объеме, но и осознала себя неотъемлемой частью экономики страны. Стало очевидно, что дальнейшее развитие отрасли требует существенного повышения уровня взаимодействия бизнеса и государства. И все поняли, что ждать от властных структур решения проблем ИТ-сообщества можно бесконечно долго, а значит, нужно действовать самим.
Весьма характерно, что объединительные процессы наиболее активно начались в “софтовой” составляющей российского ИТ-бизнеса. Это объясняется очень просто: данный сегмент испытывает наиболее серьезные проблемы, справиться с которыми можно только во взаимодействии с государством. (В частности, указанные проблемы проявляются в очевидных диспропорциях между “железом” и софтом на внутреннем рынке, отставании от конкурентов из числа “стран третьего мира” на внешнем рынке и т. д.).
В середине сентября два общероссийских объединения представителей софтверного бизнеса - Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП, www.appp.ru) и Ассоциации разработчиков программного обеспечения “Руссофт” (www.russoft.org) - провели свои годовые отчетные собрания, о которых и пойдет речь ниже.
Судя по названиям упомянутых организаций, состав их потенциальных членов в значительной степени пересекается. Но есть между ними и важное различие. В первом случае речь идет о продавцах (разработчик - тоже продавец) тиражируемых (в частности, коробочных) решений. Во втором - именно о разработчиках ПО, среди которых в нашей стране большинство составляют фирмы, выполняющие проекты на заказ. Например, Microsoft в России выступает в качестве поставщика (но не отечественного разработчика), а Motorola и Intel являются разработчиками (имеют свои центры разработки), но не поставщиками программных продуктов.
НП ППП: главный фронт - борьба с пиратством
Ассоциация НП ППП была создана в конце 2000 г. с целью “объединения усилий по созданию в России цивилизованного софтверного рынка”. За этой формулировкой скрывается более прозаическая задача - борьба с пиратством. Нет нужды доказывать, что именно нелегальное использование ПО является главным тормозом в развитии отечественного рынка программных продуктов. Но следует подчеркнуть, что эта проблема касается отнюдь не только поставщиков коробочного софта - без особого труда можно проследить отрицательное влияние воровства ПО (в том числе корпоративном рынке) на развитие всего российского ИТ-рынка.
На момент проведения отчетного собрания в НП ППП входило 95 членов, а в ходе его работы было принято решение о приеме в его состав еще около двух десятков компаний. В работе Партнерства участвуют многие известные в России фирмы, но большинство составляют относительно небольшие организации. Впечатляет широкая география представительства НП ППП - в ее составе есть компании практически из всех крупных городов страны. Этому в немалой степени способствует простая и демократичная процедура вступления в Партнерство.
С обстоятельным отчетом о работе за прошедший год на заседании выступил президент НП ППП руководитель фирмы “1С” Борис Нуралиев (отчет о предыдущем собрании см. в PC Week/RE, № 37/2002, с. 40). Как отметил докладчик, борьба с пиратством ведется по двум основным направлениям - юридическая и информационно-методическая поддержка членов партнерства и взаимодействие с властными структурами (в первую очередь по вопросам практического применения действующих законов).
К нынешнему собранию было выпущено третье издание солидного пособия “Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы”, в котором обобщен опыт отдельных компаний и приведены практические рекомендации по организации этой работы. Отличительной его особенностью стало то, что оно прошло экспертизу в МВД и официально рекомендовано министерством для использования в практической деятельности органов внутренних дел.
В данном документе указывается, что компьютерное пиратство является сегодня новым видом организованной преступности. А это, в частности, означает, что пираты, во-первых, очень хорошо подготовлены к защите юридическими методами (в чем явно опережают суды и милицию), а во-вторых, активно лоббируют свои интересы на уровне властных структур и правоохранительных органов и к тому же не забывают о создании общественного мнения, лояльного к их деятельности. Что и было показано на конкретных примерах в ходе развернувшейся дискуссии.
В целом положение дел на фронте борьбы с пиратством Борис Нуралиев оценил так: некоторые положительные изменения есть, растет, например, понимание проблемы у властей, но до полной победы еще очень и очень далеко; что конкретно можно сделать для решительного улучшения ситуации - пока неясно. “Какие есть идеи?” - обратился он к залу.
Конечно, проблема пиратства многогранна. Однако мне кажется, что поставщики ПО, сделав ставку на силовые и юридические аспекты, совершенно оставили без внимания другое важнейшее направление - просветительскую работу и формирование общественного мнения. И тут следует помнить, что непонимание сути претензий ИТ-компаний теми же властями часто базируется на доминирующем в обществе тезисе: “Наши лихие пираты против ихних заумных богатеев”.
Что можно сделать в этом направлении? Ну, скажем, добиться включения темы “Основы авторских прав в информационных технологиях” в школьный курс информатики. Для начала подготовить методическое пособие, провести его апробацию в ряде школ, начать диалог на эту тему с Министерством образования. Полезно будет также выпустить сборник статей по данной тематике, опубликованных в различных изданиях за последние годы.
Однако в повестке дня собрания членов НП ППП кроме пиратства были и другие темы. Их обсуждение Борис Нуралиев инициировал в самом конце своего выступления: “Может быть, партнерству нужно заняться и другими проблемами софтверного бизнеса?”. К таким проблемам он, в частности, отнес актуальные вопросы подготовки ИТ-специалистов, снятия неоправданных таможенных барьеров при экспорте продукции и возврата НДС, а также указал на необходимость более активного участия в формировании государственной политики в сфере ИТ и т. д.
В целом против такого расширения сферы деятельности НП ППП никто не возражал, но было признано, что решать подобные вопросы лучше во взаимодействии с другими участниками рынка, например, под эгидой Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). В результате на собрании было принято решение о коллективном вступлении НП ППП в эту ассоциацию, а также о координации деятельности партнерства с другими софтверными сообществами, в первую очередь с “Руссофтом”.
”Руссофт” намерен расширить сферу своего влияния
Ассоциация разработчиков программного обеспечения (АРПО) была сформирована год назад (см. PC Week/RE, № 39/2001, с. 1). Своей целью она провозгласила продвижение российского ПО и услуг по его разработке на зарубежных рынках. Официальному объявлению о создании этой организации предшествовали довольно сложные обсуждения о возможности взаимодействия фирм, занимающихся офшорным программированием. Объективной причиной появления ассоциации было осознание необходимости открытого позиционирования офшорных разработчиков в качестве самостоятельного сегмента отечественной ИТ-индустрии (до этого большинство экспортно-ориентированных софтверных компаний предпочитало вообще о себе громко внутри своей страны не говорить).
Внутренние дискуссии о методах и направлениях работы АРПО активно велись еще полгода и в целом успешно завершились в минувшем марте, когда были изменены структура ассоциации и ее название - на нынешнее “Руссофт”. Обновленную организацию возглавил Валентин Макаров, ранее руководивший питерским объединением “Форт-Росс”. В настоящее время, по его словам, в “Руссофт” входят более 50 компаний, в которых работают свыше 6 тыс. программистов и которые намерены экспортировать в 2002 г. продукции и услуг на сумму 150 млн. долл.
За последние полгода наш еженедельник неоднократно писал о работе “Руссофта” (см., например, PC Week/RE, № 28/2002, c. 18; № /2002, с. 27). И сейчас, не отвлекаясь на повторение уже ранее сказанного, хотелось бы остановиться на новых направлениях развития этой ассоциации, которые были продекларированы на ее отчетной конференции, прошедшей 17 сентября.
До недавнего времени “Руссофт” был ориентирован на работу исключительно на внешних рынках, а методами своей деятельности больше напоминал маркетинговое агентство, представляющее интересы российских компаний в других странах мира (в основном обеспечивая их участие в различных зарубежных мероприятиях). Конечно, это очень полезная и нужная работа, но совершенно очевидно, что решение проблемы развития российского экспорта ПО не сводится лишь к необходимости создания позитивного образа наших разработчиков в глазах иностранных заказчиков. На самом деле главные проблемы - внутри страны и реально решаться они могут только в рамках всей софтверной отрасли, а не одного лишь ее экспортного сегмента.
В этой связи наиболее интересным событием на прошедшей конференции было обсуждение концепции развития “Руссофта”, созданной рабочей группой, в которую вошли специалисты региональных компаний - членов этой организации, консорциума “Форт-Росс”, а также представители ассоциаций “СибАкадемСофт” (Новосибирск) и “ТОМСОФТ” (Томск). Наиболее важным положением в концепции является смещение акцента с исключительно экспортного рынка на смешанный, включающий Россию. Структурно “Руссофт” должен строиться по иерархическому принципу, опираясь на региональные представительства, создаваемые на базе местных ИТ-объединений.
Эту позицию сформулировал на пресс-брифинге Валентин Макаров: “Мы хотим стать настоящей ассоциацией национального масштаба и представлять интересы всех российских разработчиков, а не только тех, кто ориентируется на экспорт”. Заявление серьезное, но в целом вполне реалистичное. Такая целевая переориентация была предопределена составом участников ассоциации: хотя ее создание было в свое время инициировано группой офшорных фирм, основной объем бизнеса нынешних членов “Руссофта” приходится на внутренний рынок.
С учетом своего нового позиционирования руководство “Руссофта” в последние месяцы начало активную работу по подготовке предложений о совершенствовании налогового и таможенного законодательства, сотрудничестве с рядом министерств и т. д. О результатах этой деятельности мы намерены рассказывать по мере их реального появления.
Что думают в аппарате правительства
Один из главных побудительных мотивов создания практически всех бизнес-сообществ - возможность консолидированного общения с властными структурами. И в этой связи, конечно, очень интересно мнение представителей государства о процессах, происходящих в ИТ-индустрии, оценка ее состояния, перспектив развития. К сожалению, большинство выступлений государственных мужей и чиновников разного уровня, которые мне довелось услышать за последние годы, чаще всего содержали весьма общие и декларативные утверждения. На пресс-брифинге, состоявшемся после конференции “Руссофта”, два представителя разных министерств также больше говорили о планах сотрудничества с ИТ-ассоциациями, сославшись на то, что рассказ об уже свершенных делах займет слишком много времени...
А вот выступление советника Департамента культуры, образования и науки аппарата Правительства РФ Олега Васильевича Рыкова на форуме НП ППП очень выгодно отличалось от традиционных парадных речей своей конструктивностью и откровенностью. Начал он с таких слов: “Я тут послушал, что вы думаете о правительстве, а теперь послушайте, что правительство думает о вас...”. Хотелось бы далее воспроизвести основные положения его выступления в тезисном варианте.
1. В правительственном аппарате существует широкий диапазон мнений относительно ИТ-отрасли, ее роли, способов ее поддержки и путей развития. Если ИТ-бизнес хочет, чтобы его точку зрения принимали в расчет, ему нужно самым серьезным образом начать работать с властями, причем не только с людьми, принимающими решения, но и с теми, кто эти решения готовит. Российский ИТ-бизнес находится только в самом начале пути к такому сотрудничеству, впереди - трудоемкая повседневная работа (а не единовременные акции), требующая серьезных ресурсов.
2. ИТ-бизнес должен обратить особое внимание на проблему формирования общественного мнения, в том числе о пиратстве. Нам нужно общими усилиями оставить в прошлом тезис о том, что воровство можно оправдать бедностью. Сегодня не слышно голоса общественности по поводу развития ИТ-отрасли.
3. Вопрос о проблемах ИТ-индустрии (в том числе о пиратстве, экспорте продукции) по-серьезному на правительственном уровне ни разу не ставился. Вопреки распространенному мнению, на российское правительство фактически пока не было никакого давления из-за рубежа по поводу, например, пиратства в связи с перспективами вступления в ВТО (хотя такое давление явно присутствует по отношению ко многим другим странам, в частности к Украине и Греции).
4. Бизнесменам нужно понимать логику работы чиновников, порядок принятия решений и т. д. Следует учитывать особенности психологии госслужащих, учиться разговаривать с ними на одном языке, активнее вовлекать их в обсуждения проблем ИТ. Необходимо решительно отказаться от образа чиновника как врага всяческого прогресса и некомпетентного специалиста.
5. Отношение к бизнесу во многом зависит от степени его легализации. (”Приходит компания для участия в тендере. Показывает отличные предложения, реализованные проекты. А смотрим на ее финансовые показатели - сплошные убытки. Вы будете работать с таким партнером?”) Отношение к пиратству со стороны властей во многом определяется тезисом: “Они воруют у нас (не платят налоги), а мы - у них”.
6. В стране нет методик оценки состояния ИТ-отрасли, в том числе и по уровню пиратства. Без этого невозможно, в частности, отслеживать эффективность принятия тех или иных мер. Данные частных аналитических агентств никто не воспринимает всерьез. Во-первых, их методики исследования являются закрытыми. Во-вторых, непонятно, в какой степени методы, используемые на Западе, применимы у нас. Это задача самого ИТ-бизнеса - заказать разработку методик проведения подобных исследований в стране, провести их научно-техническую экспертизу, добиться их признания и обеспечить практическое применение.
7. Нужно самим начать работу по повышению уровня ИТ-образования, не дожидаясь каких-то решений министерств. Следует непосредственно взаимодействовать со школами и вузами.
8. В правительстве периодически поднимается вопрос о необходимости сделать отрасль высоких технологий ведущей в нашей экономике. Но как этого добиться - пока никто не знает.
Общие выводы из этого выступления: “Работать с правительством можно. Вы находитесь лишь в начале пути. Это потребует от вас очень серьезных ресурсов”.
Все еще впереди
Конечно, процесс консолидации российского делового ИТ-сообщества еще далек от завершения. Если раньше мы (и представители властей) сетовали по поводу отсутствия бизнес-ассоциаций, то сегодня можно говорить об их переизбытке (неясно, с кем нужно иметь дело, кто имеет право говорить от имени всей отрасли и т. д.). Ведь даже в софтверной сфере кроме НП ППП и “Руссофта” есть еще такие организации, как Альянс компаний - участников рынка информационной безопасности, Гильдия управляющих документацией, не говоря уже о множестве региональных объединений.
Наличие такого большого числа ассоциаций (особенно региональных) - это нормальное явление для рынка. Другое дело, что сейчас должен наступить новый этап консолидации, когда решение общих проблем потребует нового уровня взаимодействия всех заинтересованных представителей ИТ-бизнеса.