БЕЗОПАСНОСТЬ

Тестируются новые технологии защиты “горячих” точек инфраструктуры

После того как 11 сентября прошлого года два самолета врезались в башни Всемирного торгового центра, третий протаранил Пентагон, а четвертый рухнул в Пенсильвании, ошеломленные американцы задумались: “А что может стать следующей целью террористов?”. Специалистов случившееся подтолкнуло к разработке новых планов защиты критической инфраструктуры страны.

За последние несколько месяцев корреспонденты eWeek посетили десятки “горячих” точек системы обеспечения жизнедеятельности США. Их маршруты охватывали все, начиная с электростанций и трубопроводов и заканчивая сетями общедоступной связи и крупными транспортными узлами. И куда бы ни добирались наши сотрудники, повсюду они пытались оценить готовность инфраструктуры к новым терактам.

Небоскреб Sears Tower теперь

защищают оптические турникеты

В результате был сделан вывод: хотя многие организации и приступили к развертыванию новых технологий защиты важнейших национальных объектов - особенно крупных транспортных магистралей, - до завершения работ еще очень далеко. Сделано уже много, но полномасштабная реализация плана обеспечения безопасности еще потребует немало времени.

“Железная дорога в Соединенных Штатах всегда отличалась безопасностью, - отметил Гари Ги, главный полицейский компании BART (Bay Area Rapid Transit). - Мы видели, что происходит в Париже, Лондоне и Токио, мы знаем, что творится с автобусами в Израиле. Реальность угрозы не вызывает сомнений, и мы готовимся предотвратить подобное развитие событий здесь. До 11 сентября мы только говорили об этом, теперь же непосредственно столкнулись с опасностью. С того дня наша жизнь изменилась раз и навсегда”.

Вполне естественно, что в центре внимания сейчас оказалась транспортная система и высотные здания. Основные усилия BART, например, направлены на обеспечение безопасности подводного туннеля между Сан-Франциско и Оклендом. “Это жизненно важная коммуникационная артерия и самое уязвимое место всей нашей системы”, - пояснил Ги.

BART установила дополнительные технические средства для мониторинга входов в туннель, которые не обращают внимания на поезда, но реагируют на людей. “При появлении всего, что меньше поезда, но больше мыши, подается сигнал тревоги”, - рассказал Ги.

По словам Ги, компания полагается и на пассажиров поездов, призывая их быть бдительнее. Кроме того, она договорилась с корпорацией AT&T об организации беспроводного телефонного обслуживания подземных станций. Основу системы составляет волоконно-оптическая сеть, развернутая для обеспечения радиосвязи службы охраны BART. “После 11 сентября мы получаем все меньше и меньше жалоб на сотовые телефоны”, - радуется Ги.

Корпорация Detroit & Canada Tunnel также тестирует тревожную систему Border Message Information System, разработанную для нее фирмой Simplewire - поставщиком программных средств беспроводного обмена сообщениями. С ее помощью, как обещают создатели, можно будет уведомлять различные компетентные органы об угрозах, перебоях в движении трафика и простых задержках в туннеле между Детройтом и Виндзором, который соединяет США с канадской провинцией Онтарио. По словам Нила Белицки, вице-президента Detroit & Canada Tunnel, проект будет завершен в октябре нынешнего года.

“После 11 сентября мы поняли, что целому ряду организаций, отвечающих за поддержание порядка и соблюдение законов, нужно знать, что происходит на этой прозрачной границе”, - сказал Белицки.

Прошлогодние теракты вызвали повышенный интерес к безопасности аэропортов, на обеспечение которой были затрачены немалые средства, тогда как защита морских портов страны оказалась на втором плане. Федеральные органы, ответственные за защиту этой части транспортной инфраструктуры, - береговая охрана и таможенная служба США - все еще не вышли из стадии предварительного планирования проектов.

В результате, не дожидаясь мероприятий на федеральном уровне, к делу подключились местные власти. Они пытаются создать хоть что-нибудь на основе готовых средств. “Мы многого не знаем о том, что уже сделано в портах”, - признается Мэри Бет Лонг, представляющая в правительстве США Американскую ассоциацию портовых властей.

Bay Area Rapid Transport готовится противостоять новым терактам

В калифорнийском порту Лонг-Бич, одном из самых загруженных в стране, смонтированы две рентгеновские установки, которые, вращаясь вокруг контейнеров, позволяют видеть, что находится внутри. Портовые власти собираются также развернуть высокотехнологичную систему эвакуации, но пока не могут найти средств на это. Из 93,3 млн. долл., выделенных Конгрессом на обеспечение безопасности портов, сюда поступило только 4,3 млн., чего, по оценке властей, совершенно недостаточно.

Выход из создавшегося положения нашел Джо Лоулесс, директор безопасности морской транспортной системы и мостов бостонского порта “Масспорт”. “Мы предложили использовать свой порт в качестве испытательного стенда любой местной компании, желающей проверить работоспособность своей технологии”, - заявил он.

А расположенный по соседству международный аэропорт Logan может служить примером зоны особого внимания, образовавшейся после 11 сентября. Его персонал сейчас активно тестирует самые разнообразные средства защиты, включая систему аутентификации проездных документов BorderGuard фирмы Imaging Automation, систему контроля за въезжающими автомобилями фирмы GenuOne и “карманного полицейского” Pocket Cop фирмы Public Safety Group. Последний развертывается на основе карманных устройств, работающих под управлением Palm OS, и позволяет полицейским штата дистанционно проверять информацию о подозрительных личностях.

Аэропорт Logan оказался и в первых рядах тестирования биометрических программных средств защиты фирм Visage Technologies и Identix.

Для повышения безопасности в аэропортах устанавливаются также дополнительные видеокамеры. В воздушном комплексе Лос-Анджелеса, например, планируется развернуть более 1200 таких устройств. Инициатором модернизации стал мэр города Джим Хан, выделивший в августе на эти цели 15 млн. долл.

Благодаря столь строгим мерам безопасности в аэропортах повторение сценария 11 сентября выглядит практически невозможным. Но террористы могут выбрать и другие цели, в частности, самый высокий американский небоскреб - 108-этажное здание Sears Tower в Чикаго.

Встревоженная прошлогодними терактами компания TrizecHahn Properties, обслуживающая этот дом, обратилась за помощью к фирме Johnson Controls. Заключенный ими контракт предусматривает использование самых разных технологий, повышающих безопасность здания общей площадью почти полмиллиона квадратных метров.

После изучения различных возможностей защиты были выбраны средства, снижающие риск терактов и не влияющие на свободу перемещения внутри здания. Это крайне важно, так как в нем работает около 25 тыс. служащих.

“В первую очередь мы намерены обезопасить сердцевину здания - его холл, а также доступ к лифтам”, - пояснил Марк Эггердинг, директор по системной интеграции фирмы Johnson Controls, расположенной в этом же небоскребе. До 11 сентября, напоминает он, Sears Tower был полностью открыт едва ли не для всех желающих.

После терактов Johnson Controls начала проверять всех посетителей с помощью металлоискателей и рентгеновских приборов, установила 34 оптических турникета у лифтов, ввела новую систему нагрудных знаков и наладила видеонаблюдение.

Были модернизированы и аварийные системы. На лестницах теперь стоят специальные телефоны, сохраняющие работоспособность даже в случае сильного пожара. С их помощью можно не только позвонить с этажа на этаж, но и подключиться к противопожарной системе, контролирующей все здание. По словам Эггердинга, его фирма рассматривает возможность применения и других средств, включая биометрические, однако пока они просто не в состоянии справиться с таким количеством посетителей.

До сих пор мы говорили о технических аспектах безопасности, но нельзя забывать и об аспекте социальном. Какой уровень безопасности нужен обычному человеку и что он готов терпеть ради него?

Вот мнение Эггердинга: “Двенадцатого сентября нас спрашивали, что мы собираемся делать. Три месяца спустя - что мы делаем. Через полгода людей начало интересовать, зачем все это нужно, а через девять месяцев можно было слышать и такое: «Мне это ни к чему!»”.

Статья подготовлена группой авторов eWeek. Свой вклад в нее внесли Денис Каллаген, Мэтт Хикс, Кармен Нобель и Кен Попович.