“Шароварка”
ФОРУМЫ
Так уж исторически сложилось, что о shareware пишут редко. Пользуются все поголовно (я пока не встречал ни одного человека или фирмы, применяющих в работе только “коробочное” ПО), а вот описывают лишь в отдельных “загончиках”, отведенных где-нибудь в незаметном месте под условно-бесплатные программы, или на специальных сайтах.
А все почему? Поводов мало! Microsoft выпускает новую ОС раз в два года, весь мир целый год предвкушает ее функции, потом еще год пытается их освоить, а пресса в этом активно участвует. А типичная shareware-программа обновляется каждый месяц - иначе она просто затеряется в массе аналогичных, пользователи решат, что автор перестал ее развивать *1. Вот и получается, что в новой версии новизны совсем чуть-чуть и писать вроде бы не о чем...
_____
*1. В большинстве случаев, однако, "обновление" программы вызывается стремлением автора бороться с crack’ами. Новый код - требуется новый взлом защиты. - Прим. ред.
А на самом деле shareware-жизнь ничуть не менее богата событиями, чем любая другая в ИТ-индустрии. И кризисы ее стороной не обходят, и правила игры постоянно меняются... А совсем недавно, в последние дни сентября, произошло этапное событие, показавшее, что российская индустрия shareware вступила в пору зрелости. Свежесозданная ассоциация ISDEF (Independent Software Deve-lopers Foundation) организовала международную конференцию shareware-авторов и представителей обслуживающих их нужды фирм. Причем конференция получилась, мягко говоря, немаленькая: около трехсот участников!
Но об этом - чуть позже, а пока скажу несколько слов о самой индустрии - ее внутреннем устройстве, проблемах и их решении.
Техпроцесс
Типичный разработчик (частное лицо или фирма), написав замечательную программу, моментально сталкивается с массой проблем, которые ему явно не с руки решать самому. Красивый интерфейс нарисовать - задача для опытного дизайнера. Грамотные английские тексты для сайта и пресс-релизов подготовить - пора на поклон к писателю, переводчику и редактору. Да и сам сайт надо сделать и где-то разместить, домен купить, статистику посещений отследить. Пресс-релиз по нужным адресам разослать - опять же к специалисту, который эти адреса долгие годы собирал.
Чтобы о программе узнали, ее необходимо на shareware-архивах разместить (а их немало), в поисковых системах прописать (причем так, чтобы сайт был виден как можно выше в результатах поиска по “правильным” ключевым словам), затем отрекламировать (тут и системы pay-per-click пригодятся, и обычные баннеры в нужных местах, и разнообразные списки featured programs, публикуемые на многих сайтах). И просто так деньги тратить опасно: нужно точно определить, где они окупятся, а где - нет.
Когда же программа замечена и пошли первые регистрации - встают другие вопросы. Как получить деньги от покупателей? Как их доставить в Россию и где хранить? Обычно для этого используют фирмы-регистраторы, которые за определенный процент от суммы продаж готовы принять деньги в любом виде, от банальных кредитных карт до экзотических purchase order американских госконтор, помочь покупателю по телефону или по почте, проверить, не хитрый ли это хакер, укравший номер кредитки, а затем отправить полученные деньги чеком или банковским переводом уже непосредственно автору.
И все эти виды работ падают на автора разом. Сам он их все, конечно, делать не может, поэтому и возникает разделение труда, обычно - международное. В создании и продажах одной популярной программы может участвовать добрый десяток фирм из разных стран, и таких фирм становится все больше и больше.
ISDEF
И вот наконец российские shareware-авторы и представители индустрии, возникшей вокруг них (хостеры, регистраторы и т. п.), решили, что пора организоваться. Уже созрела инфраструктура, набралась критическая масса людей и денег... И родился ISDEF - Independent Software Developers Forum, Форум независимых разработчиков программного обеспечения.
Проводить прямые параллели с давно существующей и весьма известной ассоциацией ASP (Association of Shareware Professionals, www.asp-shareware.org) не хочется, хотя они, разумеется, напрашиваются. И свои пожелания к бизнес-партнерам “кучей” легче продвигать, и услуги проще оптом закупать, и свои права лучше сообща защищать как в судах, так и “народным” методом: общественное мнение формировать, клеймить позором тех, для кого законов пока не издано (плагиаторов идей ПО, текстов сайтов и т. п.). Да и более серьезные задачи, вероятно, в будущем окажутся по плечу: законы лоббировать, собственную прессу выпускать...
Начал форум свою жизнь с ударного события. Было решено, дабы сразу познакомить всех с новой организацией, собрать разработчиков (причем не только членов ISDEF, но и всех желающих shareware-авторов) и представителей связанных с shareware фирм, пригласить их всех в Россию и устроить конференцию.
Все страны в гости к нам
И событие удалось. Да еще как! На первую же (в будущем она будет ежегодной) конференцию в Черноголовке на четыре дня собрались посланники ста с лишним фирм. От крупных зарубежных регистраторов приехали целые делегации, чуть ли не в полном составе все руководство. И хотя в прошлом россиян и представителей ближнего зарубежья в Интернете слегка побаивались (очень уж много хакеров и прочих асоциальных элементов развелось), но после такого съезда стало ясно, что наши люди поставляют заметную часть бюджета во многие западные фирмы.
Само собой, конференцию такого масштаба организовать невероятно сложно, и подвиг организаторов простыми словами как-то не описывается. К концу мероприятия на них было грустно смотреть. Максим Пересада (более известный как Torry, по названию сайта с Delphi-компонентами) бегал с мобильным телефоном и призывал абонентов той же сети, что и у него, отключить на минутку свои аппараты, чтобы перегруженная сота дала ему сделать важный звонок; автобусы куда-то исчезали (но все же рано или поздно обнаруживались и всех увозили на обед); залы для круглых столов и докладов обязательно находились и почти не путались...
Сразу попрошу прощения, что не смогу назвать всех: даже одних спонсоров слишком много для перечисления (11 - золотого уровня, 7 - серебряного и 16 - бронзового), не говоря уже об информационной поддержке и простых участниках. Скажу только, что все без исключения корифеи локального shareware-бизнеса присутствовали... Список, разумеется, можно найти на официальном сайте, www.isdef.org. Западные гости приехали тоже в полном комплекте. Тут и самые популярные регистраторы (ShareIt, RegNow, RegSoft, eMetrix), и архивы (Tucows, SimTel, Lockergnome), и юристы-международники (International Legal Counsels), и спецфирма по рассылке ПО на компакт-дисках (SwiftCD)...
Русское гостеприимство
Для чего же вся эта пестрая толпа собралась в одном месте? Очень просто: делать бизнес. Доклады были по большей части “аудиоспамом”, как метко назвал их один из участников: все рекламировали свои продукты или услуги, что, безусловно, тоже полезно (то о правилах “коробочного” маркетинга в Европе что-нибудь интересное узнаешь, то о проблемах с российскими законами о шифровании данных и о цифровых подписях), но в общем-то традиционно и волнует не всех. А вот “кулуарная” часть оказалась именно тем, чего всем так не хватало.
В самом деле, можно писать десятки писем в отдел поддержки регистратора, пытаясь добиться какого-то изменения в политике его работы. А когда тот самый человек рядом, сидит за столом и пьет тот же самый напиток, что и ты, разговор завязывается сам собой и проблему можно решить за пять минут. Главное - чтобы на следующее утро ничего не забылось.
А такой риск, надо признать, оказался весьма велик: российские традиции не позволяют обойтись без масштабного банкета, который очень способствует общению, но сильно затрудняет продолжение работы на следующий день. Так иностранцы, догадываясь об этих традициях, еще подлили масла в огонь: проспонсировали многие напитки в немалых количествах. Результат превзошел всякие ожидания.
Но никакие сложности не могли помешать общению. Завязывались знакомства, обсуждались условия сотрудничества, решались проблемы и закладывались основы для совместной работы. А на “официальных” круглых столах озвучивались общие вопросы и находились универсальные ответы на них.
Юридическая сторона
Между прочим, особенно интересным оказался “юридический” аспект shareware-бизнеса в России. На вопросы участников ответили специалисты по налогам, представитель Министерства юстиции Российской Федерации, опытные юристы...
Выяснилось, что за последнее время удалось уговорить некоторых регистраторов на подписание с разработчиками ПО авторских договоров, что сделало shareware-бизнес не только полностью законным, но и весьма выгодным с точки зрения налогообложения: автор-одиночка смело платит 13% подоходного налога, да еще и делает “социальные” вычеты в 20% - и при этом практически свободен от бумажной волокиты.
Есть и более сложные варианты с открытием фирмы за рубежом, которая платит российским программистам зарплату, но они больше подходят для уже сложившейся команды, заинтересованной в инвестициях и защите своих торговых марок.
Перспективы
Но впереди грядут очередные перемены, и большей частью, как всегда, к худшему. Наступление китайцев, грозящих затопить платежеспособный рынок shareware миллионами программ, среди которых невозможно будет найти что-то интересное, похоже, ждет нас в самом ближайшем будущем.
Кроме того, уже сейчас многие архивы начали борьбу за выживание в кризисные времена, вводя оплату присутствия программ на своих страницах, что грозит отодвинуть начинающих авторов далеко за черту окупаемости (если таких платных архивов станет много).
Да и общий экономический кризис рискует подточить мощный ствол shareware-дерева с золотыми листьями. Но лично я верю в умных и талантливых людей, занятых этим замечательным бизнесом - shareware. Хочется думать, что они найдут выход из любых ситуаций. Что ж, давайте подождем еще год и посмотрим, что будет на ISDEF’2003. Так держать!