КОНФЕРЕНЦИИ
Компания заявляет о своей устойчивости, предлагает новую версию ERP-системы и платформу интеграции бизнес-процессов предприятий
Любого заказчика, приобретшего то или иное корпоративное решение, всегда беспокоит судьба вендора - не канет ли тот в Лету, оставив клиента один на один с проблемами его продукта? В этом смысле компания Baan несколько лет подряд заставляла терзаться пользователей сомнениями: она хотя и производила удачные в техническом плане системы управления предприятием и э-бизнеса, но постоянно испытывала финансовые трудности. Не успокаивало и включение Baan два года назад в состав холдинговой группы Invensys, которая вскоре сама оказалась в тяжелом финансовом положении. Ходили слухи, что Baan будет вскоре продана вторично. Не особенно активной была она и в нашей стране, фактически уступив рынок средств автоматизации промышленных предприятий компаниям SAP, Oracle и местным производителям ПО.
Лоуренс ван дер Тэнг
Однако сегодня эта ситуация выправляется, так, во всяком случае, заверяли ведущие руководители Invensys и Baan на прошедшей в октябре в Лос-Анджелесе пользовательской конференции 2002 Baan World Users Fall Workshop (BWU’2002), собравшей около 600 пользователей.
“За последний год нам удалось стабилизировать бизнес (уменьшив вдвое долг фирмы), предложить новую стратегию развития, преобразовать холдинг на основе пожеланий потребителей. Invensys трансформируется из конгломерата слабо связанных компаний в корпорацию, - заявил Ричард Хайфорнфвайте (Richard Haythornthwaite), CEO Invensys. - Хочу рассеять последние сомнения: Baan очень важна для Invensys, она является ключевым элементом нашего бизнеса. Мы и дальше будем владеть Baan, которая войдет в один из двух наших дивизионов - Invensys Production Management”.
Финансовое положение самой Baan, оборот которой в 2001 г. составлял около 400 млн. долл., также укрепилось. По словам ее президента, Лоуренса ван дер Тэнга (Laurens van der Tang), за последний год у компании появилось около сотни новых клиентов, а уровень их удовлетворенности поднялся на 50%. Заключены партнерские союзы с IBM, Sun, Hewlett-Packard. Растет сбыт в Мексике, Китае, Восточной Европе. “В 2001 г. поступления от продажи лицензий - основного источника дохода Baan - выросли более чем на 63%. Исследования Gartner Dataquest показывают, что мы растем быстрее рынка, т. е. увеличиваем свою долю”, - утверждает ван дер Тэнг.
Вопрос в том, как сохранить набираемый темп. Из всего сказанного на конференции ясно, что в ближайший год Baan собирается расширить спектр оказываемых услуг, станет активнее работать на международных рынках, предложит новые интеграционные решения, активизирует сбыт систем Product Lifecycle Management (PLM), Customer Relationship Management (CRM) и Supply Chain Management (SCM), перестроит свои комплекты ПО корпоративного управления на базе Web-технологий, одновременно добавив в них новые функции.
Стратегия N 1 - курс на интеграцию
Стратегия развития Baan тесно увязана с тем, что делают другие подразделения Invensys. Руководство позиционирует фирму как производителя ПО для решения проблем заказчиков в условиях тяжелой рыночной конъюнктуры, обладающего измеримой возможностью увеличения продуктивности, снижения объемов потребляемых ресурсов и производимых отходов. Однако она сегодня предлагает столь широкий спектр инструментов (зачастую дублирующих друг друга - см. врезку), что вполне естественно возникла потребность, с одной стороны, унифицировать их на базе единой платформы, а с другой - предложить решение для интеграции корпоративных систем.
Общей платформой является Invensys Real Time Enterprise Framework, которая позволяет строить сквозные бизнес-процессы на трех разных уровнях управления: корпоративном (т. е. уровне управления транзакциями), продуктовом (транзакции и системы реального времени) и производственном (системы реального времени). Эта платформа включает три базовых слоя:
- iBaan OpenWorldX - один из ключевых продуктов Baan, анонсированный на конференции BWU’2002 (о нем - ниже);
- Production Engine - ПО промежуточного слоя, разрабатываемое подразделением Invensys Manufacturing Solutions. Оно отвечает за привязку корпоративных систем реального времени к системам обеспечения межкорпоративного взаимодействия и управления бизнес-процессами;
- ArchestrA - набор сервисов низкого уровня и инструментов разработки для обеспечения скоординированной работы производственных систем. Его поставляет подразделение Invensys Wonderware.
Платформа позволит заказчикам осуществить сквозную интеграцию КИС и иметь в реальном времени информацию обо всех технологических системах компании, ходе выполнения заказов и т. д. На ее базе будут переписаны все продукты дивизиона Invensys Production Ma-nagement.
OpenWorldX
Для Baan ключевым из трех упомянутых продуктов является OpenWorldX, выпуск которого намечен на начало 2003 г. Это - интеграционная платформа, на базе которой можно быстро создавать решения, связывающие в рамках единого бизнес-процесса разные приложения - произведенные как Baan, так и другими вендорами и расположенные как в самой компании-заказчике, так и у ее партнеров.
OpenWorldX - существенно больше, чем просто набор инструментов интеграции приложений EAI. Он включает и расширяет уже выпускаемое Baan ПО интеграции, управления информацией и общения пользователей - OpenWorld, DEM (Dynamic Enterprise Modeling), B2B Server, Business Intelligence Server и Enterprise Server. Портальное ПО также войдет сюда. Напомним, что раньше оно базировалось на продукте компании TopTier, впоследствии купленной SAP. Теперь портал будет платформно-независимым; в частности, как одна из платформ, будет поддерживаться IBM WebSphere (это не удивительно, ведь IBM - один из главных партнеров Baan). Если раньше портал отвечал за интеграцию, то теперь на него будут возложены лишь презентационные функции, а вся функциональность, связанная с интеграцией, отойдет к OpenWolrdX.
Главная идея OpenWorldX состоит в том, что на его базе должны строиться так называемые приложения “добавленной стоимости” (iBaan Value Apps), которые позволят компаниям эффективнее использовать данные, хранящиеся в различных КИС. Собственно в них-то и будут заложены управляемые OpenWorldX бизнес-процессы.
“Потребителей интересуют прежде всего проблемы их бизнеса. Они приходят к нам и спрашивают: “Как сделать систему, позволяющую быстрее сконфигурировать продукт, обслужить запрос клиента?”. Это бизнес-процесс, и он затрагивает системы CRM, SCM, ERP. Данную проблему проще всего решить, создав приложение “добавленной стоимости”, являющееся всего лишь довеском к существующим в компании корпоративным ИС. OpenWorldX позволяет моделировать бизнес-процессы, например процесс сборки на заказ. Вы начинаете с этой модели и далее опускаетесь от модели к приложениям. Возможность сделать модель и связать ее с приложениями - это очень важная инновация”, - подчеркнул Лоуренс ван дер Тэнг. iBaan Value Apps, опираясь на OpenWorldX, будут связывать только специфические программные компоненты КИС, необходимые для создания решения. Первыми из них станут планируемые Baan к выпуску комплекты ПО взаимодействия с поставщиками и производителями Supplier Collaboration, Configuration and Commitment и Engineering Design Collaboration.
Стратегия N 2 - Gemini
Через два года, по мнению Лоуренса ван дер Тэнга, ожидается ренессанс систем ERP. Этого касался второй важный, пусть и не официальный, анонс, который компания сделала на конференции. Руководство Baan относительно подробно (хотя и не без тумана) рассказало заказчикам о следующей главной версии ее ERP-системы, создаваемой под кодовым именем Gemini и планируемой к выпуску в сентябре 2003-го. В этот проект компания, как сообщается, инвестировала около 50 млн. долл.
По словам Пауля Раджски (Paul Radjski), вице-президента Baan и генерального менеджера подразделения Enterprise Business, в Gemini появятся сотни новшеств, среди них: возможность следить за судьбой продукта по его серийному номеру (serialization of units), критичная для многих отраслей, в том числе электроники; возможность, предоставляемая производителю и сервисной компании, определять, кто в каких случаях ведет обслуживание продукта (deep over repair), управление фрахтом (новая функция для управления складами), планирование закупок и продаж, поддержка новых моделей производства и т. п. Кроме того, в Gemini будут поддерживаться около 20 так называемых топологий, т. е. бизнес-моделей “произведено по заказу”, “сконфигурировано по заказу” и др.
В Лос-Анджелесе, где проходила конференция, мало небоскребов,
есть кампус знаменитого Калифорнийского университета
и много белок
Большое внимание уделено удобству использования. Произошел отказ от “толстого” клиента в пользу браузерного, появилась поддержка динамических форм и интерфейсов пользователя, интерфейсов, настраиваемых самим пользователем. Кроме того, продукт стал более интернационален - например, при внедрении легче будет учитывать определенные финансовые нормативы в различных частях мира, использовать разные языки.
Что касается архитектуры системы, то и она претерпит кардинальные изменения. Прежде всего она станет более модульной, появятся средства, упрощающие ее интеграцию с другими продуктами, - за счет перестройки Gemini на базе Web-сервисов.
“Мы переписали код ядра, чтобы сделать его открытым. Для преобразования системы в виде Web-сервисов потребовалось внести существенные архитектурные изменения. Но новая архитектура позволяет надеяться, что клиенты смогут использовать данный релиз весьма продолжительное время, - рассказал Пауль Раджски - Благодаря открытой среде взаимодействия на базе Web-сервисов с Gemini будет легче интегрировать не только продукты Baan, но и унаследованные системы”.
Для разработки Gemini использованы языки J2EE, Baan 4GL (для бизнес-логики и транзакционной инфраструктуры) и C++. Сейчас система готова на 90% и проходит испытания у наиболее смелых заказчиков. Однако в сентябре следующего года ее развитие не остановится - в 2004-м появятся локализованные версии и специализированные расширенные решения на базе Gemini для 11 вертикальных отраслей (автомобильной, электронной, авиационной и т. д.).
По мнению руководства компании, в течение двух лет цепочки поставок мировой промышленности перейдут к модели выпуска продукции на заказ, а следовательно, интеграция с другими продуктами автоматизации - ключ к успеху. В связи с этим для всех продуктов PLM, SCM, CRM, Baan IV, Baan V будет обеспечена возможность взаимодействия (т. е. интеграции) с Gemini одновременно с ее выходом. “Со временем мы перепишем на базе Web-сервисов продукты PLM, SCM и т. п., но вначале они просто будут совместимы с Gemini за счет “оборачивания” их архитектуры Web-сервисами. Эта работа уже ведется”, - сказал ван дер Тэнг.
Ожидается, что новые функциональные возможности и новые технологические решения (упрощающие использование этой ERP-системы) подвигнут пользователей к переходу на Gemini. Но однозначного ответа на вопрос, переходить ли на Baan V или ждать Gemini, - нет.
“По нашей оценке, к 2003 г. на Baan V перейдет около 30% наших клиентов. Но стоит ли им ждать Gemini - это всегда бизнес-решение... Как много потребителей воспользуются Gemini? Одни заказчики ориентируются на передовые технологии, но другие будут ждать, когда выявятся все ошибки продукта”, - полагает г-н Тэнг.
Стратегия N 3 - сервисы и консалтинг
Любая компания может увеличить свои доходы либо выходя на новые рынки, либо предлагая новые продукты для уже старого рынка. Baan, похоже, избрала оба этих пути. Однако, как и SAP, она уперлась в проблему насыщения рынка, хотя и на более низком уровне. Неудивительно, что и выход она видит в аналогичной с SAP плоскости - в предложении услуг внедрения, настройки, оптимизации, сопровождения, перевода решений на новые версии, управления приложениями, разработки решений, бизнес-консалтинга и т. п. Для этого Baan создает выделенную сервисную группу.
“Мы будем помогать своим клиентам в переходе на новые версии... Никто так хорошо не разбирается во всей сложности продуктов Baan, как наши специалисты. Поэтому они лучше всего справятся с задачей настройки и внедрения, особенно если требуется интеграция с имеющимся ПО”, - заявил Лоуренс ван дер Тэнг.
Раньше практически все обслуживание Baan вела через партнеров, поэтому вполне естественно предположить их недовольство - ведь перераспределение доходов происходит за их счет. Часть партнеров Baan, конечно, ожидает потерять, но другие останутся.
“Мы не собираемся замещать партнеров. Лучше думать об этом как об изменении баланса. Раньше весь сервис, оказываемый нами, составлял 10% от объема продаж лицензий. А мы хотим получать 40-50%. Это просят сами потребители. В некоторых случая им хочется иметь дело с Baan, в некоторых - больше смысла работать с партнером, особенно если это партнер, имеющий определенные навыки в конкретной отрасли. Но все больше наших крупных клиентов желают взаимодействовать напрямую с нами, чтобы ощущать большую ответственность [исполнителя] и получать более детальную отчетность [о ходе работ]... - поясняет позицию Baan ван дер Тэнг. - Компании, с которыми мы сотрудничаем стратегически, такие, как IBM, только выиграют от этого. Партнеры должны набирать больше опыта в общем ИТ, а в Baan мы сосредоточим компетенцию по своей продукции”.
И все же, по словам Дэйва Ванглера (Dave Wangler), вице-президента Baan по глобальному маркетингу, с партнерами Baan будет вести себя очень аккуратно, особенно с теми, кто работает на энергетическом рынке или “возникающих” рынках. Так, в Китае, Японии Baan заключила соглашения с крупнейшими местными ИТ-компаниями. Даже в Америке все фирмы с оборотом ниже 350 млн. долл. работают с Baan через партнеров. Хотя конкретная стратегия зависит от региона. Например, в той же Японии Baan добилась успеха в прямых продажах компаниям с оборотом 1 млрд. долл. и выше.
Стратегия N 4 - новые рынки
Из разговоров с руководством Baan складывается впечатление, что основными перспективными рынками оно считает Китай, Японию и другие страны бассейна Тихого океана. Америка - больше рынок замещения и модернизации.
“Рынок разделен на сегменты по возможностям и размерам компаний (меньше 75 млн. долл., 75-250 млн. долл., 250 млн. - 1 млрд. долл., более 1 млрд. долл.). В разных странах эти сегменты имеют различную зрелость и различную насыщенность. В США крупнейшие поставщики уже приобрели ERP-системы. В Польше, некоторых частях бывшего СССР, Китае выше вероятность того, что следующее ИТ-решение, которое купит предприятие, будет ERP-решением. Тем не менее жизненный цикл ERP-системы в среднем 4-5 лет. Это значит, что каждый год 20% потребителей либо обновляют, либо заменяют систему”, - пояснил ситуацию Эрни Эйченбаум (Ernie Eichenbaum), вице-президент Baan.
Однако, по словам Лоуренса ван дер Тэнга, хотя в Восточной Европе, скажем Польше, произведено много инсталляций продукции Baan, по деньгам - это небольшие рынки. В России наблюдается интерес к системам компании в космической, авиационной (“МиГ” и пр.) и автомобильной (ЗИЛ и др.) отраслях промышленности. У нас много промышленных предприятий. Baan ждет, когда этот рынок “взорвется”. Ограничится ли дело ожиданием или компания сможет предпринять адекватные действия и потеснит с нашего рынка промышленных предприятий SAP (уже зарабатывающую ТОЛЬКО в РФ почти 10% мирового оборота, Baan) и других производителей ERP-систем, мы узнаем довольно скоро. Возможно, приглашение российского журналиста на конференцию BWU’2002 - первый шаг на этом пути.
Факты о компании
- Baan производит линейку инструментов iBaan, включающую системы управления ресурсами предприятия (ERP), отношениями с клиентами (CRM), цепочками поставок (SCM), жизненным циклом продукции (PLM), интеграции и бизнес-интеллекта.
- Самые крупные многомиллионные контракты в последние годы Baan заключала не на продажу лицензий на свою ERP-систему, а на решения PLM и оказание услуг.
- Помимо Baan дивизион Invensys Production Management включает подразделения APV, Avantis, Eurotherm, Foxboro, SIMSCI/Esscor, Triconex и Wonderware. Они выпускают ПО для управления технологическими процессами в обрабатывающих отраслях и отраслях с серийным производством (нефтяной, газовой, химической, пищевой и медицинских инструментов и оборудования), а также для управления дискретными и гибридными производствами.
- В Мекске и США Baan предлагает предупакованное решение iBaan Start для проектных бизнесов, сферы обслуживания, бизнесов, нацеленных на дистрибуцию, с оборотом до 50 млн. долл. Предполагается, что бизнес-процессы в них идентичны. Пакет имеет законченное решение с инсталлятором, а не просто ERP- или PLM-компонент. В Америке аналогичное решение предлагается для фирм с оборотом 50-150 млн. долл.
Новые продукты iBaan для управления цепочками поставок
На конференции Baan World Users Fall Workshop 2002 в Лос-Анжелесе было объявлено о выпуске продукта для поддержки закупки сырья и комплектующих iBaan Sourcing и об обновлении средства для ведения закупок товаров (iBaan E-Procurement). Оба комплекта ПО обеспечивают поддержку бизнес-процессов согласования документов по закупкам. iBaan Sourcing - это Web-ориентированное решение, позволяющее определять, что, в каких количествах и у кого нужно приобрести для нужд производства. Менеджеры могут создавать и рассылать требования на квоты (RFQ), информацию (RFI) и утилизацию (RFD); собирать, оптимизировать и анализировать предложения; инициировать и контролировать ход исполнения контрактов.
Среди новых возможностей iBaan E-Procurement 2.2 - генерация требований на выдачу со склада, распределение требований на закупки по разным счетам, ускоренный процесс согласования закупки, интеграция с iBaan Sourcing для инициирования закупок сырья и комплектующих, не входящих в каталоги.
Вместе с другими инструментами семейства iBaan эти продукты позволяют анализировать расходы и запасы (по отношению к тому, что необходимо для выпуска продукции), планировать стратегию закупок, вести переговоры о цене и объемах закупок, измерять качество работы поставщиков и т. п.