РЕЦЕНЗИИ
Гиглавый А. В., Горностаев Ю. М., Дрожжинов В. И. и др. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. Под ред. В. И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2002. - 264 с.
Задача пересмотра модели государственного управления, с которой в конце ХХ века столкнулась Россия, по своему масштабу и сложности просто несопоставима с “вызовами времени”, обусловившими необходимость совершенствования государственного управления в других странах. Если во всем мире развитие онлайнового взаимодействия бизнеса с государством ориентируется на рост малого и среднего бизнеса, то в нашей стране реформы затронули “очень большой бизнес”, который (как и в США!) влиял и влияет на государственное управление непосредственно и, как правило, без применения высоких технологий. В России конца ХХ века сложилась другая “новизна экономики”: по сравнению с прошлым она стала более сырьевой, а не ориентированной на знания. Эти и множество других соображений определяют российскую специфику стратегии и основных принципов государственной политики в сфере формирования электронного правительства, но ни в коем случае не умаляют актуальность издания настоящей работы, обобщающей мировой опыт.
Данная книга, подготовленная Центром компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России, без сомнения, будет весьма полезна нашим государственным служащим и специалистам, участвующим в разработке и реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия”. Что же касается законодателей, то во избежание недоразумений содержащееся в ней утверждение, будто бы “индекс человеческого развития” России находится где-то посередине между Литвой и Турцией, было бы целесообразно сопроводить специальным комментарием.
Редакторское предисловие вместе с первым разделом, посвященным концептуальным основам строительства электронного правительства, безусловно выигрывают по сравнению с последующим текстом. Стоит отметить, что этот раздел следовало бы дополнить хотя бы кратким изложением социалистического опыта создания многочисленных автоматизированных систем управления (АСУ), иначе говоря, попыток применить информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) без реорганизации системы госуправления, без кардинального изменения самого понятия госуслуг.
Следующий раздел, посвященный информационному обществу и новой экономике, может показаться читателю слабее других. В нем утверждается, что “сфера высоких технологий становится основным источником экономического роста”; что “информационное общество возникает, когда стоимость товаров и услуг, производимых посредством постоянно обновляемых новых ИКТ, составляет более половины ВНП и постоянно растет”; что “информационное общество характеризуется... способностью обеспечивать не только устойчивый рост, но также непрерывное обновление структуры экономики и всех сторон общественной жизни, рост индивидуальных доходов и сглаживание различий между ними”. А потому задача государственной политики состоит в создании реальных стимулов для развития отраслей высоких технологий и в содействии росту инвестиций в эту сферу.
Материал этого раздела не убеждает в справедливости приведенных тезисов. Можно сослаться на накопившийся к настоящему времени опыт, который:
- указывает не столько на наличие, сколько на отсутствие прямой связи между развитием ИКТ и ускорением роста экономики;
- не подтверждает тезиса о том, что главная особенность современных ИКТ состоит в их высокой доходности и в высоком уровне возврата инвестиций, вложенных в эту отрасль;
- свидетельствует о том, что автоматического эффекта от применения ИКТ (как и от советских проектов АСУ) никогда не было и не ожидается впредь. Согласно прогнозу, более 70% стратегий электронного правительства ожиданий не оправдают.
Ответа на вопрос, в чем же состоит содержание экономической составляющей информационного общества (на что именно опирается устойчивый экономический рост), в этом разделе мы не находим. Однако его материал позволяет сделать важный вывод: среди причин ускоренного развития ИКТ в США можно выделить то, что основной (невоенный) коммерческий этап их развития опирался на развлечения (в Европе развитие ИКТ ориентировалось на решение общих социально-экономических проблем).
В третьем разделе общие вопросы реформирования государственных структур рассматриваются с технократических позиций. Опыт глубоких государственных преобразований в России, к сожалению, даже не упоминается.
Четвертый раздел под названием “Планирование непрерывной деятельности организации” важен и интересен сам по себе. Однако следует заметить, что в демократическом государстве вопрос о непрерывности в отношении деятельности правительства ставить неприлично. Больше всего он относится к современному бизнесу, и не только российскому. В свою очередь, среди вопросов непрерывности бизнеса важнейшими для серьезной высокотехнологичной компании являются проблемы сокращения правительственной поддержки, а также биржевые риски, которые в соответствующей классификационной таблице, к сожалению, не упомянуты.
Не анализируя причин, авторы отмечают, что услуга по планированию непрерывности бизнеса в России не востребована, хотя отечественные ИТ-компании в любой момент готовы ее предоставить. Это не совсем так: главное - входит ли в такую услугу страхование непрерывности бизнеса. К сожалению, ограниченный объем раздела не позволил авторам остановиться на важной взаимосвязи между системой страхования и уровнем жесткости стандартов, регламентирующих производственную деятельность американского промышленного предприятия (для многих потенциально опасных производств такая взаимосвязь, как правило, регулируется федеральными законами или законами штатов). По нашему мнению, именно страхование позволяет проследить тесную связь идеи непрерывности бизнеса с информационными вопросами и проблематикой электронного правительства.
Высказанное авторами замечание о том, что в России не развито страхование основного капитала предприятий и перерывов в их деятельности, - это одна из центральных причин, объясняющих, почему в нашем отечестве отсутствует масштабный спрос на информацию. Уместно вспомнить, что Российская Федерация унаследовала советский опыт экономического страхования, когда после всякой крупной аварии создавалась партийная или государственная комиссия и по результатам ее работы правительство безоговорочно выделяло потерпевшему ведомству дополнительные материальные средства.
Книга насыщена сопоставлением отечественного и зарубежного опыта. Поэтому так важно, что в ней нашлось место для вопросов классификации информационных технологий, которым посвящен отдельный, пятый раздел. Он отвечает на вопрос, что именно к ним относится. Здесь объясняется, почему исследователи, анализирующие уровень развития сферы ИТ-технологий, все чаще бывают вынуждены отказываться от традиционных статистических показателей и создавать специальные системы индикаторов (сопоставление таких индикаторов приведено во втором разделе, но без ссылки на статистические проблемы классификации). В частности, обращается внимание на объективное отставание статистических методов классификации от технологического развития экономики; отмечается, что “процесс сбора статистических данных в индустрии высоких технологий в последние годы (т. е. в связи с ускорением ее развития) значительно усложнился”.
Другими словами, дается обоснование тому факту, что традиционные статистические показатели оказываются несопоставимыми, а их использование в международных сопоставлениях - некорректным. Такой “специальный комментарий” вполне позволил бы избежать неконструктивной критики упомянутого выше “индекса человеческого развития”.
Завершает книгу раздел о технологиях мобильной связи для электронного правительства, в котором на богатом международной конкретикой материале излагаются основные вопросы внедрения высококачественной мобильной (радио) связи в европейских государствах и в современной России.
Оценивая эту предназначенную для бесплатного распространения книгу, в целом следует отметить, что она впервые на русском языке систематически освещает мировой опыт использования ИКТ для совершенствования государственного управления. Эти данные могут быть сопоставлены с соответствующим проектом Всемирного банка, имеющим большое значение для развития российской статистики. А кроме того, книга содержит достаточно представительный набор двуязычных терминов и ссылок по широкому кругу вопросов применения ИКТ в государственном управлении, что особенно ценно для российских специалистов, не располагающих временем для работы с ресурсами англоязычного Интернета.
Считаю целесообразным рекомендовать преподавателям экономических вузов использование теоретического и иллюстративного материала книги для подготовки методических материалов по курсам, включающим современную экономическую проблематику, а также разместить ее в свободном доступе на одном из образовательных сайтов русскоязычного Интернета.
Е. А. Роговский - руководитель Центра проблем промышленной политики Института США и Канады РАН, канд. экономических наук.